РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года г. Касимов
Касимовский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Хохловой М.С., при секретаре Кормилициной Ю.С.,
с участием истца Михайловой Ю.В.,
ее представителя на основании устного заявления Коробковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Касимовского районного суда Рязанской области гражданское дело №2-148/2020 по исковому заявлению Михайловой Ю,В. к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области о признании права собственности на гараж в порядке наследования по закону,
установил:
Михайлова Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов, в котором просит признать за ней право собственности на гараж с инвентарным номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 33,7 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти ее отца М.В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ.2009 года.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ.2009 года умер ее отец М.В.И.. После его смерти открылось наследство, состоящее из 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу:
<адрес>. Она являлась наследником первой очереди после смерти отца М. В.И., и она одна приняла наследство после его смерти и вступила в права наследования, поскольку ее мать – жена наследодателя – Михайлова В.И. отказалась от наследства в ее пользу в нотариальной конторе. Кроме того, у нее есть брат Михайлов Е.В., однако он в права наследования не вступал, не участвовал в принятии наследства, поскольку проживает в <адрес>, и пояснял, что ему не нужно наследство отца в <адрес>. Также М. В.И. принадлежал гараж на <адрес>, который в установленном законом порядке оформлен не был. Данный гараж строился ее отцом в период с 1977 года по 1980 год на основании решения исполнительного комитета Касимовского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ.1977 года за № № «О разрешении строительства предприятиям города», в соответствии с которым <данные изъяты> заводу «<данные изъяты>» разрешено строительство индивидуальных гаражей для рабочих, инженерно-технических работников и служащих на 11 боксов согласно плану и выделен под строительство земельный участок площадью 0,035 га. Позднее постановлением администрации г. Касимова эти гаражи были признаны построенными по <адрес>. Ее отец с ДД.ММ.ГГГГ1974 года по ДД.ММ.ГГГГ.1996 года работал на ЗАО (позднее ОАО) «<данные изъяты>» столяром, в связи чем вошел в перечень лиц, предусмотренных указанным выше решением. Однако, построив гараж, отец по незнанию не узаконил на него право собственности в органах БТИ (на момент строительства). Гараж, построенный М. В.И., находится на линии гаражей по <адрес> недалеко от дома <адрес> (около 80 м), в котором располагалась квартира, которую выдали отцу от ЗАО «<данные изъяты>», как рабочему, и в которой они проживали всей семьей. В момент строительства гаража она (истец) была школьницей, однако помнит, что все их соседи (по домам <адрес>), кому выделили места под гаражи, вели строительство гаражей своими силами, они стоят в линейке гаражей и их насчитывается около 35. На некоторые гаражи соседями уже оформлено право собственности. После смерти отца она (истец) продолжала пользоваться гаражом, там хранятся ее вещи и вещи отца, заготовки на зиму. Она оплачивала электроэнергию в гараже. При жизни отец также оплачивал электроэнергию, в подтверждение чего имеется абонентская книжка на гараж, указан адрес гаража, его собственник и номер прибора учета электричества, который был установлен в гараже. Она приняла наследство после смерти отца в установленном законом порядке, в связи с чем полагает, что право собственности на спорный гараж должно быть признано за ней.
В судебном заседании истец Михайлова Ю.В. исковые требования поддержала по указанным выше основаниям, пояснив также, что отец начал строить гараж примерно в 1978 году, строил его четыре года своими силами. К гаражу осуществляется свободный доступ и проезд, никаких споров по пользованию гаражом никогда не возникало. В гараже имеется глубокий погреб, в котором хранятся овощи; в гараже отец хранил также машину. В начале 1980 года к гаражу было подведено электричество. Она гаражом пользуется, поддерживает его в надлежащем состоянии, осуществляет текущий ремонт. Просила ее исковые требования удовлетворить.
Представитель истца на основании устного заявления Коробкова А.А. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Также пояснила, что Михайлов В.И., как работник ЗАО «<данные изъяты>», которому было разрешено строительство индивидуальных гаражей для рабочих, инженерно-технических работников и служащих, выстроил себе гараж, который находится в одной линии гаражей по <адрес>. При жизни Михайлов В.И. свои права на гараж в установленном законом порядке не оформил, однако пользовался им как своим собственным имуществом. После его смерти истец, как наследник, пользуется данным гаражом, осуществляет платежи за электроэнергию в гараже. Другие наследники на спорный объект не претендуют.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; поступило ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя, решение вопроса оставляет на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Касимовского отделения Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; возражений по существу иска не представили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Михайлова В.М. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражает против исковых требований.
Суд, заслушав мнение истца Михайловой Ю.В., ее представителя Коробковой А.А., руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав истца, ее представителя, показания свидетелей Уваровой И.Н. и Мартынова А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст. 4 ГК РСФСР 1964 года, ст. 3 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года № 2211-1 (действ. до 01 января 2008 года) среди оснований возникновения гражданских прав были упомянуты административные акты, то есть властные акты уполномоченных государственных органов.
Согласно ст. 80 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года (действ. до 25 октября 2001 года) земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. При этом полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные указанной статьей осуществлялись соответствующими местными администрациями (Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2287).
Согласно ч. 1 ст. 69 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
При этом, как указал Верховный Суд РФ в своем определении № 5-В10-22 от 29 июня 2010 года, данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
В судебном заседании установлено, что М. В.И. в период с 1978 года по 1981 год своими силами и за счет собственных денежных средств был выстроен гараж по адресу: <адрес>. Данный гараж был выстроен им как работником <данные изъяты> завода «<данные изъяты>», на земельном участке, предоставленном предприятию на основании решения Исполнительного комитета Касимовского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ1977 года № № «О разрешении строительства предприятиям города», которым <данные изъяты> заводу «<данные изъяты>» разрешено строительство индивидуальных гаражей для рабочих на участке, площадью 0,035 га; пофамильный список рабочих, получивших разрешение на строительство гаражей, отсутствует (копия личной карточки М. В.И., архивная выписка сектора архива администрации МО – г.о. город Касимов Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.2019 года № №; архивная выписка сектора архива администрации МО – г.о. город Касимов Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.2020 года № №). Постановлением администрации МО – г.о. город Касимов Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.2003 года № № постановлено земельные участки, выделенные администрацией завода «<данные изъяты>» под строительство групповых гаражей, считать по <адрес>.
Из технического паспорта гаража, составленного АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» филиал по Центрально-Черноземному федеральному округу Рязанское отделение Касимовский производственный участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.2019 года, выписке из реестра БТИ от ДД.ММ.ГГГГ.2019 года, возведенный М. В.И. гараж, 1978 года постройки, имеет площадь 33,7 кв.м., инвентарный номер №, расположен на <адрес>; сведения о правообладателях отсутствуют; земля фактически 38,8 кв.м..
Из технического плана здания (гаража), расположенного по адресу: <адрес>, подготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.2019 года, следует, что нежилое здание – одноэтажный кирпичный гараж, 1978 года постройки, имеет площадь 33,7 кв.м., расположен в кадастровом квартале №.
Сведения об объекте недвижимости – гараже, площадью 33,7 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (ответ от ДД.ММ.ГГГГ.2020 года № №).
Согласно заключению Студии архитектуры и дизайна архитектора Кудашевой И.А. по обследованию гаража, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 2020 год, существующее здание гаража, расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный номер 61:405:002:010156770 соответствует требованиями СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей», предъявляемым к зданиям индивидуальных гаражей, Градостроительного кодекса РФ (от 29.12.2004 года № 190-ФЗ (ред. 20.04.2014 г.)), СниП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», объемно-планировочное решение и набор конструктивных элементов объекта имеют функциональную пожарную безопасность класса Ф.5.2 и соответствуют требованиям ФЗ № 123 «Технический регламент от требованиях пожарной безопасности» и СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», постройка не создает угрозы жизни и здоровью граждан и может эксплуатироваться по назначению.
М. В.И., проживающим по <адрес> производилась оплата электроэнергии за гараж <адрес> что подтверждается абонентской книжкой по расчетам за электроэнергию.
Допрошенная в судебном заседании свидетель У. И.Н. показала суду, что знает семью М. с 1977-1978 года, они жили в доме <адрес>. В 1978-1980 годах М. В.И. начал строить гараж недалеко от дома <адрес>. В это время он работал на заводе «<данные изъяты>». М. В.И. всю жизнь пользовался гаражом, сейчас гаражом пользуется его дочь – истец Михайлова Ю.В.. Гараж стоит в ряду гаражей, справа и слева от него расположены другие гаражи. Доступ к нему свободный. Споров по пользованию гаражом не возникало.
Допрошенный в судебном заседании свидетель М. А.В. показал суду, что семью М. знает с детства. У них имеется гараж, который был построен М. В.И. за домом <адрес>. М. В.И. пользовался гаражом, ставил туда машину. Истец также пользуется данным гаражом после смерти отца. У него (свидетеля) также имеется гараж, который расположен в одном ряду вместе с гаражом М.. Рядом со спорным гаражом имеются другие гаражи, подъезд к спорному гаражу свободный. М. В.И. работал на заводе «<данные изъяты>» вместе с его отцом достаточно длительное время, вплоть до закрытия завода в 1996 году. Квартиры в домах <адрес> давали работникам завода «<данные изъяты>». Споров по пользованию гаражом не возникало.
У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, они последовательны, логичны и отвечают принципам относимости и допустимости доказательств.
Таким образом, суд считает установленным, что М. В.И. на день своей смерти являлся собственником гаража, с инвентарным номером: №, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 33,7 кв.м., и данное имущество вошло в наследственную массу после его смерти.
М. В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.2009 года (свидетельство о смерти №). Наследниками его имущества по закону являются его дети: дочь – истец Михайлова Ю.М. (свидетельство о рождении №), сын Михайлов Е.В., супруга Михайлова В.М..
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (ст. 1111 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из имеющихся в материалах гражданского и наследственного дел копий свидетельств о рождении истца Михайловой Ю,В. следует, что ее родителями являются М.В.И. и В.М..
Согласно ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
По нормам ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из наследственного дела № № к наследству умершего ДД.ММ.ГГГГ.2009 года М. В.И. следует, что с заявлением о принятии наследства в установленный законом шестимесячный срок обратилась Михайлова Ю.В. (дочь умершего) и ей нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону на автомашину <данные изъяты>, на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на квартиру в г. <адрес>. Сведений о выдаче кому-либо свидетельства о праве на наследство в отношении спорного гаража в наследственном деле не имеется, и ни кем не представлено.
Супруга умершего – Михайлова В.М. заявлением отказалась от причитающейся ей доли в наследстве. Сведений об обращении другого наследника – Михайлова Е.В. к нотариусу не имеется.
Таким образом, суд полагает, поскольку Михайлова Ю.В. является наследником по закону первой очереди после смерти отца М. В.И., приняла открывшееся после его смерти наследство в установленный законом шестимесячный срок, наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве не имеется, другие наследники на имущество не претендуют, об иных наследниках, претендующих на наследственное имущество, суду неизвестно, то за ней должно быть признано право собственности на гараж с инвентарным номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 33,7 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти отца М.В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ.2009 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Михайловой Ю,В. к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области о признании права собственности на гараж в порядке наследования по закону удовлетворить.
Признать за Михайловой Ю.В. право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 33,7 кв.м., с инвентарным номером: №, в порядке наследования по закону после смерти отца М.В.И., умершего 03 октября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд.
Судья