Дело № 2а-124/2021
УИД 35RS0010-01-2020-011685-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 24 марта 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Д.С.,
с участием представителя административного истца Селякова А.В. по доверенности Сапуновой Т.А., представителя административного ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Кургановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Селякова А. В. к Администрации города Вологды о признании распоряжений об отказе в предоставление в аренду земельного участка незаконными, возложении обязанности,
установил:
Селяков А.В. обратился в суд административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды № от 06.07.2020 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №; возложении обязанности на Администрацию города Вологды подготовить и направить проект договора аренды указанного земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> (дело №2а-6346/2020).
Кроме того, Селяков А.В. обратился в суд административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды № от 23.07.2020 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №; возложении обязанности на Администрацию города Вологды подготовить и направить проект договора аренды указанного земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> (дело № 2а-6583/2020).
В обоснование заявленных требований Селяков А.В. указал, что указанными распоряжениями административного ответчика ему было отказано в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером № площадью 8773 кв. м, адрес (описание местоположения) которого: <адрес>. Основанием для отказов послужило то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка; предоставление испрашиваемого участка на заявленном виде прав не допускается по причине значительного превышения площади, необходимой для эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером №, а также не земельном участке расположены объекты недвижимости, обладающие признаками самовольной постройки. Полагает, что им были представлены все необходимые документы, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок, не имеется.
Просит суд признать незаконными распоряжения № от 06 июля 2020 года и № от 23 июля 2020 года Администрации города Вологды об отказе Селякову А.В. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №. Обязать Администрацию города Вологды устранить допущенное нарушение, подготовить и направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 8773 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности».
Определением суда от 14.09.2020 объединены в одно производство административные дела № 2а-6583/2020 и № 2а-6346/2020, присвоен общий номер дела № 2а-6583/2020.
Протокольным определением суда от 19.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды Горяева А.С.
В судебное заседание административный истец Селяков А.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Селякова А.В. адвокат Сапунова Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что 28.04.2015 Администрация г. Вологды и Селяков А.В. заключили договор № о предоставлении в аренду земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил во временное владение и пользование, а арендатор принял на условиях данного договора земельный участок с кадастровым номером №, площадью 8 773 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, с видом размешенного использования «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности». Фактическая эксплуатация расположенного на земельном участке принадлежащего Селякову А.В. здания, осуществляется посредством использования арендованного им участка. На участке также расположены здания технологической цепи, указанные в техническом обосновании. Решением Вологодского городского суда от 10.11.2020 по делу № 2-7318/2020 признано за Селяковым А.В. право собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке:
- здание, наименование объекта недвижимости административно-бытовое здание, год завершения строительства 2017, площадь 26,9 кв.м,
- здание, наименование объекта недвижимости – вторая очередь строительства – складское здание, год завершения строительства 2017, площадь 416,3 кв.м,
- здание, наименование объекта недвижимости – проходная, год завершения строительства 2017, площадь 24,4 кв.м.
Департаментом градостроительства Вологодской области 27.03.2020 отказано в выдаче разрешения на 2-ю очередь строительства производственной базы – складское здание. Вся площадь земельного участка необходима для эксплуатации и обслуживания имеющихся и панируемых к строительству объектов. Вид разрешенного использования земельного участка изменить не представилось возможным. Кроме того, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» арендатор земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения такого договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате. Вступление в силу названного закона послужило основанием для повторного обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды по доверенности Курганова О.М. доводы, изложенные в отзывах, поддержала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что на момент рассмотрения заявлений Селякова А.В. право собственности на объекты недвижимости, расположенные на участке, признано не было. Селякову А.В. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка. Полагает, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности» не соответствует целям его использования, так как административный истец просит участок для эксплуатации здания гаража. В рамках рассмотрения заявления Селякова А.В. специалистом Департамента градостроительства Администрации г. Вологды был осуществлен осмотр спорного земельного участка, по результатам которого было установлено, что в границах данного земельного участка расположены здания, сооружения (гараж, хоз. площадка, ангар, площадка для ТБО, парковка на 5 машино-мест), в отношении которых Селяковым А.В. не представлены документы, подтверждающие права последнего на объекты. Предоставление испрашиваемого земельного участка также не допускается по причине того, что площадь участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации и обслуживания нежилого здания. Обжалуемые распоряжения являются законными, обоснованными, не нарушающим права и интересы административного истца. Оснований для применения положений ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ не имелось, поскольку истец обратился с заявлением по истечении срока действия договора аренды.
В судебное заседание заинтересованное лицо начальник Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды Горячева А.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 28.04.2015 между Селяковым А.В. и Администрацией г. Вологды заключен договор №, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования «Город Вологда» для строительства промышленного предприятия. Кадастровый номер земельного участка №, расположен по адресу: <адрес>, площадью 8773 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности». Договор заключен сроком до 23.04.2020. Государственная регистрация аренды произведена 18 июня 2015 года №.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на указанном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером №, назначение объекта «нежилое здание», наименование объекта «1 очередь строительства производственной базы – гараж», площадью 165,7 кв.м по адресу: <адрес>. Указанное здание принадлежит Селякову А.В. на праве собственности (запись государственной регистрации права от 07.12.2017 №).
Департаментом градостроительства Администрации г. Вологды на основании заявления застройщика и документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Селякову А.В. выдано разрешение на строительство объекта «1 очередь строительства производственной базы – гараж по адресу: <адрес>» от 21.03.2017 №.
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости выдано Департаментом градостроительства Администрации г. Вологды на основании заявления застройщика и документов, предусмотренных ст. 55 ГрК РФ (разрешение от 22.11.2017 №).
Селяков А.В. обратился в Администрацию г. Вологды с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 8 773 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности», находящегося в муниципальной собственности (запись о государственной регистрации от 23.01.2014 №).
Начальником Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды 06.07.2020 вынесено распоряжение № об отказе в предоставлении в аренду Селякову А.В. упомянутого выше земельного участка.
Кроме того, Селяков А.В. 30.06.2020 вновь обратился в Администрацию г. Вологды с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 8 773 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности», находящегося в муниципальной собственности (запись о государственной регистрации от 23.01.2014 №).
23.07.2020 начальником Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды вынесено распоряжение № об отказе в предоставлении в аренду Селякову А.В. упомянутого выше земельного участка.
Основаниями вынесения указанных выше распоряжений об отказе послужило то обстоятельство, что разрешенное использование земельного участка не соответствует цели использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление испрашиваемого земельного участка на заявленном виде прав не допускается ввиду того, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного на данном земельном участке, а также на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, обладающие признаками самовольной постройки.
Решением Вологодского городского суда от 23.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Вологодского областного суда от 19.02.2021, Селякову А.В. отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, возложении обязанности.
Решением Вологодского городского суда от 10.11.2020 по делу № 2-7318/2020 признано за Селяковым А.В. право собственности на объекты недвижимости:
- здание, наименование объекта недвижимости административно-бытовое здание, год завершения строительства 2017, площадь 26,9 кв.м,
- здание, наименование объекта недвижимости – вторая очередь строительства – складское здание, год завершения строительства 2017, площадь 416,3 кв.м,
- здание, наименование объекта недвижимости – проходная, год завершения строительства 2-17, площадь 24,4 кв.м.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина
В данном деле такая совокупность судом не установлена.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК).
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 39.1 ЗК РФ.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Положениями ст. 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Федеральным законодателем в п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу п.19 указанной статьи основанием для отказа является то обстоятельство, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Из содержания п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из проектной документации, согласно которой выдано разрешение на строительство, на земельном участке с кадастровым номером № располагаются следующие объекты:
- гараж (площадь застройки – 181, 07 кв.м);
- хоз. площадка (площадь 32,7 кв.м);
- ангар (площадь застройки – 409,8 кв.м);
- площадка для ТБО (площадь 7,65 кв.м);
- парковка на 5 машино-мест (площадь 70 кв.м).
Благоустройство земельного участка с кадастровым номером № включает в себя:
- площадь дорожных покрытий – 2 106, 8 кв.м;
- площадь озеленения – 4 427 кв.м.
Площадь свободной от застройки территории составляет 6 452 кв.м, плотность застройки составляет 2,5%.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № (далее - Правила), указанный земельный участок расположен в зоне размещения производственных объектов IV-V класса опасности (П-3), где размеры земельных участков определяются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования. Нормативный размер земельного участка производственного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки, выраженной в процентах застройки. Максимальный размер площадки производственного предприятия - 25 га, группы предприятий - 200 га. Максимальный процент застройки - 60%.
Показатели минимальной плотности застройки площадок производственных объектов приведены в таблице 1 приложения 3 Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Вологда», утвержденных решением Вологодской городской Думы от 21 декабря 2017 года № (далее - Местные нормативы).
Из представленного технико-экономического обоснования размещения объектов инфраструктуры производственных мощностей на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, здания, расположенные на указанном земельном участке, являются звеньями технологической цепочки по обработке древесины и столярным работам по производству изделий из древесины. Планируется создать предприятие деревообработки полного цикла (в дополнение к первичной обработке древесины планируется выпускать готовую продукцию: вагонку, половую доску, плинтуса и пр.).
Согласно приложению № части 1 Местных нормативов для лесной промышленности принимается минимальная плотность застройки 40-53 %.
Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузоразгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения при условии, что размеры и оборудование стоянок и складов принимаются по нормам технологического проектирования предприятий.
В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками вокруг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными дорогами, железнодорожными станциями, временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха трудящихся, зелеными насаждениями (из деревьев, кустарников, цветов и трав), открытыми стоянками автотранспортных средств, принадлежащих гражданам, открытыми водоотводными и другими канавами, подпорными стенками, подземными зданиями и сооружениями или частями их, над которыми могут быть размещены другие здания и сооружения.
При таких обстоятельствах административным ответчиком обоснованно сделан вывод о том, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает необходимую для эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного на данном участке, ввиду чего предоставление такого земельного участка в существующих границах на заявленном виде прав не допускается.
Кроме того, в соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года №, для территории, в пределы которой входит испрашиваемый административным истцом земельный участок, установлена функциональная зона П-3 (зона размещения производственных объектов IV-V класса опасности), в которой градостроительным регламентом в качестве разрешенного вида использования «эксплуатация гаража» не предусмотрена.
Довод представителя административного истца о применения положений п. 1 ст. 39.20, необходимости использования всей площади испрашиваемого земельного участка со ссылкой на строительство объектов 2 очереди, не может быть принят во внимание, поскольку основанием для применения положений п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исключительное право на приобретение земельных участков в аренду, является факт принадлежности на праве собственности расположенных на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения заявления Селякова А.В. специалистом Отдела землепользования Департамента градостроительства Администрации г. Вологды при участии арендатора, произведен осмотр спорного земельного участка. По результатам осмотра в границах земельного участка зафиксированы здания, сооружения, сведения о зарегистрированных правах на которые на момент вынесения оспариваемых распоряжений представлены не были.
То обстоятельство, что решением Вологодского городского суда Вологодской области от 10.11.2020 признано право собственности за Селяковым А.В. на административно-бытовое здание, площадью 26,9 кв.м, складское здание, площадью 416,3 кв.м, проходную, площадью 24,4 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, не свидетельствует о незаконности принятых распоряжений, поскольку на момент принятия оспариваемых отказов право собственности на строения, обладающее признаками самовольной постройки не было установлено, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали. Оценка оспариваемых распоряжений на предмет соответствия действующему законодательству производится на момент вынесения упомянутых актов.
Обращаясь с требованием о признании незаконным распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 23.07.2020 №, административный истец, в том числе, указал на невыполнение требований части 6 статьи 23 Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», согласно которой до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.
Приведенный довод суд признает несостоятельным, поскольку применение указанной нормы возможно при условии, что на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды. Из материалов дела следует, что договор аренды испрашиваемого земельного участка от 28.04.2015 заключен до 23.04.2020, в связи с чем по состоянию на день обращения с заявлением – 30.06.2020, срок действия договора истек.
Рассматривая заявленные требования, суд также учитывает, что в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации» Администрация г. Вологды является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Вологда».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые распоряжения приняты уполномоченным лицом в пределах компетенции с соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, содержание распоряжений соответствует закону, прав и законных интересов Селякова А.В. не нарушает, учитывая несоразмерность площади испрашиваемого в аренду земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, принадлежащего Селякову А.В. на праве собственности на момент вынесения оспариваемых актов, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Селякову А. В. в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Вологды о признании незаконными распоряжений № от 06.07.2020, № от 23.07.2020 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 07.04.2021.
Судья О.А. Гарыкина