Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Арсланханова З.Р.,
при секретаре - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности назначить льготную пенсию с даты его обращения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности назначить льготную пенсию с даты его обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО2 поддержал свои требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснил суду, что в связи с достижением пенсионного возраста он обратился в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении льготной пенсии. Его сыну - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с заболеванием, в 1997 году установлена инвалидность. В 1999 году сын выздоровел, после чего он отказался от очередного переосвидетельствования, но несмотря на это право на льготную пенсию имеет. К своему заявлению он приложил все документы, которые у него сохранились в настоящее время – выписки из истории болезни сына, медицинские заключения, а также документы, подтверждающие назначение и выплаты пенсии. В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение о назначении ему льготной пенсии на основании имеющихся в наличии косвенных документов. Позже его известили, что все его документы подготовлены и высланы в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России по <адрес> для дальнейшего сопровождения в назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ решением руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации Минсултанова И.Ж. ему было отказано в назначении льготной пенсии. В качестве основания для принятия данного решения, как указано в решении послужило, то что им не представлен документ, подтверждающий инвалидность, то есть выписка из акта освидетельствования в МСЭ, справка МСЭ об освидетельствовании гражданина, либо медицинское заключение. Он не предполагал, что в дальнейшем когда-нибудь будут необходимы документы по пенсионному делу его сына. Справка МСЭ, подтверждающая инвалидность ФИО4 имелась, но эта справка в настоящее время не сохранилась. Однако, имеются иные доказательства, очевидные и неоспоримые, которые, к сожалению, не были приняты во внимание по причине того, что не указаны в Перечне документов, хотя в базе Пенсионного фонда имеются сведения о том, что его супруга являлась получателем пенсии сына. Но и эти сведения не приняты во внимание. Ему не понятно, почему ущемляются его права в получении льготной пенсии, и считает отказ в назначении пенсии незаконным, так как фактически ФИО4 был признана инвалидом и получал соответствующую пенсию как ребенок-инвалид. Полагает, что Пенсионный фонд обязан был назначить ему льготную пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного просит суд удовлетворить ее исковые требования, признать незаконным решение руководителя Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему пенсии, и обязать назначить льготную пенсию с даты его обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> - ФИО3 исковые требования ФИО2 не признала, и пояснила суду, что действительно истец обращался к ним с заявлением о назначении льготной пенсии. Однако, в связи с отсутствием документов, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих тот факт, что сын ФИО2 – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 1997 году был получателем пенсии как ребенок-инвалид, было принято решение об отказе в назначении истцу льготной пенсии. При этом ФИО2 было рекомендовано обратиться в суд.
Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с паспортом серии 82 08 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, истцом по настоящему гражданскому делу является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Дагестан.
Согласно свидетельства о рождении серии IV-БД №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комсомольским сельским Советом народных депутатов <адрес> Республики Дагестан, ФИО2 является отцом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из представленных истцом медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ксерокопий страниц истории развития ребенка, сведений архивной базы Управления социальной защиты населения в <адрес> Республики Дагестан, следует, что ФИО4 в период с 1997 года по 1999 год являлся инвалидом II группы с детства.
Судом установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Подпунктом 1 пункта 1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Данная норма права, устанавливающая право одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.
Из материалов гражданского дела следует, что истец ФИО2 является отцом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося инвалидом в период с 1999 года по 1999 год, с которым они совместно зарегистрированы по месту жительства по адресу: Россия, <адрес>. В период с ноября 1997 года по ноябрь 1999 года ФИО4 была назначена пенсия по инвалидности, что подтверждается представленными истцом соответствующими документами, копии которых приобщены к материалам дела.
На основании п.6 ч.1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвали<адрес> группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению № и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход. Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Решением руководителя Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ФИО2 досрочной пенсии по старости отказано. Причиной отказа послужило несоответствие документа, подтверждающего, что ребенок – ФИО4 - признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, требованиям пункта 74 Перечня документов, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации №н от ДД.ММ.ГГГГ.
На дату установления ребенку истца инвалидности – ноябрь 1997 года - порядок признания ребенка инвалидом регулировался Приказом Минздрава Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет», согласно пункту 4 которого, медицинское заключение по установленной форме оформлялось детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими, центральными районными и районными больницами и поликлиниками, поликлиниками на водном и железнодорожном транспорте, специализированными диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, на основании коллегиального решения специалистов в соответствии с «Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом». Медицинское заключение оформлялось за подписью главного врача лечебно-профилактического учреждения или заместителя главного врача по медицинской части и лечащего врача соответствующего профиля, представившего ребенка на инвалидность, заверялось круглой печатью и в 3-дневный срок направлялось в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдавалась справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка - инвалида направлено в отдел соцобеспечения.
Как указал истец ФИО2, оригинал данной справки, подтверждающей факт признания его ребенка инвалидом, у него не сохранился по причине того, что в 1999 году ФИО4 выздоровел, очередное переосвидетельствование не проходил, и с декабря 1999 года перестал получать пенсию по инвалидности. О том, что в последующем эта справка будет необходима, он не предполагал.
При этом, к заявлению о назначении досрочной страховой пенсии ФИО2 приложено медицинское заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Государственным бюджетным учреждением Республики Дагестан «Республиканская офтальмологическая больница», которая подтверждает, что у ФИО4 выявлено заболевание, дающее право, на основании Приказа Минздрава Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет», на получение пособий на детей-инвалидов детства в возрасте до 16 лет.
Принимая во внимание указанного выше, суд считает, что отсутствие у ФИО2 утраченного оригинала справки о направлении медицинского заключения на ребенка-инвалида в отдел соцобеспечения, не лишает ее права на досрочную страховую пенсию как родителя ребенка, являвшегося инвалидом.
Таким образом, с учетом всей совокупности собранных по делу письменных доказательств, а также пояснений ФИО2, суд приходит к выводу, что факт воспитания истцом ребенка инвалида детства до 8 лет, нашел свое подтверждение, в связи с чем, оснований для отказа во включении спорного периода в страховой стаж и в назначении ФИО2 досрочной пенсии не имелось.
При подаче настоящего искового заявления истцом ФИО2 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В силу ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным Решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Республики Дагестан.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Республики Дагестан, с даты его обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда России по <адрес> в <адрес> в пользу ФИО2 денежные средства, уплаченные в качестве государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан через Казбековский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
судья З.Р.Арсланханов
Решение отпечатано в совещательной комнате.