Решение по делу № 12-104/2019 от 28.11.2019

Судья Свинкина М.Л.

№12-104/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2019 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах на постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 06 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Медвежьегорского городского поселения,

установил:

по результатам рассмотрения 06 ноября 2019 г. в отношении администрации Медвежьегорского городского поселения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, судьей Медвежьегорского районного суда РК принято постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава инкриминируемого органу местного самоуправления противоправного деяния.

В поданной в вышестоящий суд жалобе заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах Селиванова Ф.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи и возвращении дела в суд на новое рассмотрение, мотивируя свои доводы доказанностью факта совершения администрацией Медвежьегорского городского поселения выявленного административного правонарушения и соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Частью 1 ст.12 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно ст.ст.21, 22 Федерального закона №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пп.3, 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ч.1 ст.8 которого к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88).

В пп.2.1.3, 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 определено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

В силу п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Согласно п.2.1 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 №50, в целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения.

Требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации закреплены в СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 №65.

На основании п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58, санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Исследование материалов дела показало, что в связи с поступлением обращения гражданина по факту ненадлежащего санитарного состояния многоквартирного (.....) по адресу: (.....), и придомовой территории, несвоевременной очистки помойницы, влекущей распространение грызунов, 23 июля 2019 г. должностным лицом административного органа вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Управляющая компания «Лотос» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования 09 августа 2019 г. должностным лицом в порядке ст.27.8 КоАП РФ с участием законного представителя ООО «Управляющая компания «Лотос» проведен осмотр многоквартирного дома и придомовой территории и составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В связи с обнаружением нарушения управляющей организацией законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении дератизационных и дезинсекционных мероприятий в жилом (.....) по адресу: (.....), и на прилегающей к нему территории, по окончании административного расследования 08 октября 2019 г. в отношении ООО «Управляющая компания «Лотос» должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.

Кроме того, после выявления по итогам упомянутого выше осмотра территории домовладения факта нарушения санитарных правил, выразившегося в необорудовании мест сборажидких бытовых отходов от неблагоустроенных жилых домов № (.....), домов № (.....) в (.....), и мест для накопления твердых коммунальных отходов по указанным адресам, ответственность за неисполнение которых несет орган местного самоуправления, 08 октября 2019 г. должностным лицом составлен также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении администрации Медвежьегорского городского поселения.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении администрации Медвежьегорского городского поселения и другие материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Медвежьегорский районный суд РК, по результатам которого судьей принято постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого органу местного самоуправления противоправного деяния.

Согласно чч.1, 3 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они были получены с нарушением закона.

В силу п.3 ч.1, п.4 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 настоящего Кодекса.

Исходя из положений чч.2, 3, 6 ст.28.7 КоАП РФ, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении, и по его окончании составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Частью 1 ст.27.1 КоАП РФ предусмотрено, что в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, одной из которых является осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Порядок применения названной меры обеспечения производства по делу регламентирован ст.27.8 КоАП РФ, согласно чч.2, 6 которой осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, двух понятых либо с применением видеозаписи, и по результатам осмотра составляется протокол.

Согласно установленным по настоящему делу обстоятельствам протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов был составлен должностным лицом административного органа 09 августа 2019 г. в рамках дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Управляющая компания «Лотос», и при осуществлении осмотра представитель администрации Медвежьегорского городского поселения не присутствовал, о времени и месте его проведения орган местного самоуправления не извещался.

Поскольку при сложившихся обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо оказалось лишенным предоставленных законодателем гарантий защиты его прав, допущенное в ходе производства по делу существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влечет признание протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов недопустимым доказательством.

Других допустимых и относимых доказательств, собранных в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении органа местного самоуправления, подтверждающих факт несоблюдения требований санитарных правил, нарушение которых вменяется администрации Медвежьегорского городского поселения, материалы дела не содержат.

При этом следует отметить, что в порядке ст.26.10 КоАП РФ в рамках проведения в отношении ООО «Управляющая компания «Лотос» административного расследования определением должностного лица от 12 августа 2019 г. истребованы соответствующие сведения в администрации Медвежьегорского городского поселения и должностным лицом обращено внимание органа местного самоуправления на возможность привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении), тогда как производство по делу было возбуждено в отношении иного юридического лица.

Кроме того, поскольку орган местного самоуправления имеет отличную от хозяйствующих субъектов - участников гражданского оборота правовую природу и выполняет общегосударственную функцию по решению вопросов местного значения в целях развития местного самоуправления на соответствующей территории исходя из интересов населения, процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении такого органа регулируется нормами Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с требованиями Федерального закона от 26.12.2008
№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Между тем сведений о проведении в отношении органа местного самоуправления проверки в порядке, предусмотренном положениями приведенных федеральных законов, материалы дела не содержат.

Таким образом, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении проигнорированы нормы законодательства, регулирующие вопросы порядка привлечения к административной ответственности, постановление судьи о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого органу местного самоуправления административного правонарушения подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от
06 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Медвежьегорского городского поселения оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Судья Н.А.Колбасова

12-104/2019

Категория:
Административные
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее