Дело № 2а-33/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2019 г. с. Старая Полтавка
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Плечистова С.С.,
при секретаре Трусовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Волгоградской области к Яхиной Фятхии Александровне о взыскании недоимки, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Волгоградской области обратилась в Старополтавский районный суд с административным исковым заявлением к Яхиной Ф.А., в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 560,00 рублей, пени за просрочку уплаты транспортного налога – 44,33 рубля, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 120 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2,63 рубля.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик является собственником имущества, являющегося объектом налогообложения, по ставкам применяемых к объектам налогообложения расположенных в границах сельских поселений, в связи с чем произведено исчисление транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с уклонением административного ответчика от добровольного исполнения обязанности по уплате налогов, административный истец был вынужден обратиться за взысканием недоимки по налогу и пени в судебном порядке.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в ходатайстве на удовлетворении административных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в уточнённом в порядке 46 КАС РФ административном иске.
Полагал, что срок для обращения в суд соблюден, признание Яхиной Ф.А. банкротом значения для настоящего дела не имеет, поскольку платежи в рамках данной налоговой обязанности признаются текущими платежами по смыслу ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Административный ответчик Яхина Ф.А. при подготовке дела к судебному разбирательству против удовлетворения иска возражала, указала, что спорные транспортные средства ей фактически не принадлежат. Так же представила документы, свидетельствующие о признании её банкротом, полагала, что все задолженности должны быть аннулированы.
Изучив материалы дела, расчеты административного истца, возражения административного ответчика, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению в порядке уточненных требований в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что административный ответчик с 25.09.2012 по настоящее время является собственником транспортного средства УАЗ 23602 (л.д. 28).
Так же судом установлено, что административный ответчик является правообладателем имущества - жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 13).
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст.44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст.3 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 11.11.2002 № 750 (ред. от 08.12.2017), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Согласно п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст.52 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика по адресу его регистрации было направлено налоговое уведомление № 33700362 от 06.09.2017 со сроком уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 01.12.2017 (л.д.14), список почтовых отправлений № 453109 от 25.09.2017 (л.д. 15).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, административным истцом административному ответчику по адресу регистрации последнего было направлено требование № 15160 по состоянию на 06.02.2018 о необходимости погашения задолженности и уплате пени по транспортному налогу и на имущество физических лиц в срок до 20 марта 2018 (л.д. 6), список почтовых отправлений № 600465 от 07.02.2018 (л.д. 7).
06.09.2018 мировым судьей судебного участка № 52 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Яхиной Ф.А. недоимки по транспортному налогу за 2016 год, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год.
03.10.2018 судебный приказ определением мирового судьи судебного участка № 52 Волгоградской области был отменен (л.д. 18).
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, а в соответствии с пунктом 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящий административный иск в порядке искового производства подан в суд 09.01.2019 (л.д.4), то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, в связи с чем, срок на его подачу не пропущен, довод ответчика о применении последствий пропуска срока давности для обращения в суд не принимается.
Оценивая возражения административного ответчика о том, что транспортные средства фактически ему не принадлежат, поскольку ему в снятии транспортных средств с учета было отказано, суд исходит из того, что доказательств указанным фактам в нарушение положений ст. 62 КАС РФ им не представлено.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Пунктом 3 данного постановления установлено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В настоящем случае законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, а значит, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Согласно ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, следовательно, возникновение у лица обязанности налогоплательщика транспортного налога поставлено в прямую зависимость от факта регистрации на него транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства и срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, ввиду чего факт неиспользования транспортного средства не означает освобождение от обязанности по уплате транспортного налога.
Оценивая довод Яхиной Ф.А. о том, что поскольку она признана банкротом, все её обязательства должны быть аннулированы и не подлежат рассмотрению в исковом производстве в рамках КАС РФ, суд исходит из следующего.
26.12.2016 Яхина Ф.А. обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании её несостоятельным/банкротом.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2016 заявление было принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2016 по делу № А12-66356/2016 Яхина Ф.А. признана несостоятельным/банкротом, в её отношении введена процедура реализации имущества гражданина, поскольку гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов (л.д.33-35).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2017 требования ФНС №4 России в лице инспекции в сумме 6987,00 рублей - основной долг (транспортный налог в сумме 6856,00 рублей, налог на имущество физических лиц в сумме 131 рубль), 633,34 рубля - пени включены в третью очередь реестра требований кредиторов. Данная задолженность образовалась по платежам за 2014-2015гг. Требования по транспортному налогу в размере 2560,00 рублей и пени в размере 44,33 рубля и налог на имущество физических лиц в размере 120,00 рублей и пени в размере 2,63 рублей образовалась за 2016 год и не вошли в реестр требований кредиторов.
Согласно статье 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как указывается в «Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Однако, применительно к транспортному налогу с физических лиц и к налогу на имущество физических лиц необходимо также исходить из положений пункта 4 статьи 57 НК РФ, которые устанавливают, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговым органом в адрес административного ответчика по адресу его регистрации было направлено налоговое уведомление № 33700362 от 06.09.2017 со сроком уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 01.12.2017 (л.д. 14), список почтовых отправлений № 453109 от 25.09.2017 (л.д. 15). 30.09.2017 получено адресатом административным ответчиком, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 40097415737438.
При этом, согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, налоговое уведомление считается полученным 30.09.2017, следовательно, обязанность Яхиной Ф.А. по уплате транспортного налога за 2016 год и налога на имущество физических лиц за 2016 год считается возникшей с указанной даты.
Принимая во внимание, что заявление о признании должника банкротом принято к производству суда 26.12.2016, требования об уплате налогов за 2016 возникли 30.09.2017 и налог подлежит уплате не позднее 01.12.2017, платежи признаются текущими.
Согласно пункту 1 статьи 213.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Так, согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 126 данного закона, все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Аналогичные правила содержит абзац 3 пункта 2 статьи 213.11 данного Федерального закона применительно к последствиям введения процедуры реструктуризации долгов гражданина.
Принимая во внимание, что пункт 1 статьи 213.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямо содержит бланкетную норму, позволяющую применить абз.7 п. 1 ст.126 закона к настоящим отношениям, а также учитывая, что последствия введения процедуры реализации имущества гражданина являются более серьезными по сравнению с процедурой реструктуризации долгов, суд приходит к выводу, что требования о взыскании транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год могут быть рассмотрены в исковом производстве по правилам КАС РФ в суде общей юрисдикции.
Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты признания гражданина банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Поскольку требования о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в настоящем случае являются текущими, пени по указанным налогам могут быть начислены и, в свою очередь, требования о взыскании пени по налогам в настоящем случае также относятся к текущим платежам и могут быть рассмотрены в исковом производстве по правилам КАС РФ в суде общей юрисдикции.
Проверив расчеты административного истца, произведенные исходя из мощности автомобилей административного ответчика и ставки налога, установленных Законом Волгоградской области «О транспортном налоге», отсутствия доказательств уплаты задолженности по транспортному налогу и административным ответчиком суду, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме требования административного истца о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 2 560,00 рубля.
Проверив расчеты административного истца в части недоимки по налогу на имущество физических лиц, принимая во внимание отсутствие доказательств уплаты задолженности по налогу на имущество физических лиц, отсутствие доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, а также высказанную в судебном заседании желание административного ответчика погасить задолженность, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме требования административного истца о взыскании недоимки по налогу имущество физических лиц в размере 152 рубля.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Проверив расчеты административного истца в части пени по транспортному налогу, принимая во внимание отсутствие доказательств уплаты задолженности по пеням по транспортному налогу, а также отсутствие доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, суд, установив, что пени административным истцом исчислены за период просрочки, находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме требования административного истца о взыскании пени по транспортному налогу в размере 44,33 рубля.
Проверив расчеты административного истца в части пени по налогу на имущество физических лиц, принимая во внимание отсутствие доказательств уплаты задолженности по пеням по налогу на имущество физических лиц, а также отсутствие доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, суд, установив, что пени административным истцом исчислены за период просрочки, находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме требования административного истца о взыскании пени по налогу имущество физических лиц в размере 2,63 рубля.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 48, 75 НК РФ, ст.ст. 62, 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ 2560,00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ 44,33 ░░░░░, ░ ░░░░░ – 2 604,33 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ 120,00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ 2,63 ░░░░░, ░ ░░░░░ – 122,63 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░