Дело № 2а-998/2021 ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Р Е Ш Е Н И Е Именем РР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 13 января 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Карпинской Ю.А.,
при секретаре Усцелёмовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области к судебному приставу – исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Бадретдинову Равилю Радиковичу, УФССП России по Челябинской области, МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области о признании постановления незаконным и его отмене, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Бадретдинову Равилю Радиковичу, УФССП России по Челябинской области, МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и его отмене, об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №г.
В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Бадретдинов Р.Р. вынес постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области за неисполнение в срок для добровольного исполнения решения Аргаяшского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №г. по обеспечению звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре и оборудования подъезды с площадками (пирсами) с твердыми покрытиями размером 12*12 м. для установки пожарных автомобилей в <адрес> к водоисточнику озеро Аргаяш в д. Суфино к водоисточнику озеро Суфино. Указанное постановление административный истец считает незаконным, просит его отменить, освободить от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного истца администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области не явился, извещен надлежащим образом.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Бадретдинов Р.Р., УФССП России по Челябинской области, МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – представитель Прокуратуры Аргаяшского района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, копии материалов исполнительного производства, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, решением Аргаяшского районного суда Челябинской области вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области возложена обязанность обеспечить наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в <адрес> в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; оборудовать подъезды с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей в д. Бажикаева к водоисточнику оз. Аргаяш, в д. Суфино к водоисточнику оз. Суфино ФИО3 <адрес> в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Бадретдиновым Р.Р. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Администрация Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в пользу прокуратуры Аргаяшского района Челябинской области.
За неисполнение требования исполнительного документа в установленный законом срок судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона №229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с Должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания выше указанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Доводы искового заявления о незаконности постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в связи с тем, что истцом не была получена его копия, судом признаются несостоятельными.
Как следует из письменных материалов дела, исполнительное производство о возложении обязанности было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена представителем административного истца ДД.ММ.ГГГГ При возбуждении исполнительного производства о возложении обязанности должнику разъяснялись последствия несвоевременного исполнения решения суда.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконными постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.
Однако доводы административного истца о наличии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, по мнению суда, заслуживают внимания.
Исследовав представленные в материалы административного дела документы, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие административные требования, административным истцом представлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также отсутствие оснований для ответственности за нарушение обязательств.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона №229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора.
Статьей 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что Администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области является бюджетным учреждением, не обладающая правом производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, заключение контрактов на проведение работ связано с необходимостью соблюдения установленного порядка и значительными временными затратами.
Установив, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и его отмене, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № по делу № в размере 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.01.2021░.