УИД: 60RS0001-01-2024-004926-95
1-ая инстанция № 2-3289/2024
Судья Жбанова О.В.
№ 33-1922/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 ноября 2024 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.,
судей Зайцевой Е.К. и Падучих С.А.,
при секретаре Пилипенко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Ю.Н. к региональному оператору – Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области об обязании произвести капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома,
по апелляционной жалобе Егоровой Ю.Н. на решение Псковского городского суда Псковской области от 16 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Егорова Ю.Н. обратилась в суд с иском к Региональному оператору - Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее – Региональный оператор) об обязании выполнить капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <****>, срок проведения которого был предусмотрен Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области.
В обоснование иска указано, что Егорова Ю.Н. является собственником квартиры <****>. Постановлением Администрации Псковской области №330 от 14 октября 2016 года «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014-2043 годы» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества, в которую включен указанный выше дом. В соответствии с названной региональной программой установлен период проведения капитального ремонта фасада, инженерных сетей теплоснабжения, электроснабжения, холодного водоснабжения, канализации, подвала на 2015-2017 годы, фундамента – 2018-2020 годы. Вместе с тем, в нарушение положений статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт в установленный срок ответчиком не проведен, чем нарушены жилищные права истца. В досудебном порядке Егорова Ю.Н. направила в адрес регионального оператора запрос с просьбой о включении спорного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 год, однако получила отказ, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Администрация Новосокольнического района, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, Правительство Псковской области, ООО «ЖЭУ Новосокольники».
Истец Егорова Ю.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области – Лапшина О.Н. иск не признала, ссылаясь на отсутствие выделения средств государственной, муниципальной поддержки для организации капитального ремонта, в том числе в 2024 году. Реализация региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется на основании краткосрочного плана реализации региональной программы. Региональный фонд не вправе профинансировать капитальный ремонт спорного дома в 2024 году за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса. Обратила внимание, что собираемость взносов по дому <****> составляет 626 306,17 руб. при начисленных 741244,35 руб.; потребность в средствах на проведение капитального ремонта фасада, теплоснабжения, электроснабжения, подвала, газоснабжения дома составляет 43,95 млн. руб.; возвратность заимствованных средств при текущей собираемости составит 494 года. Возможность привлечения денежных средств собственников многоквартирных домов на возвратной основе у регионального оператора отсутствует. Краткосрочные планы реализации региональной программы являются региональными нормативными актами, которые истцом не оспорены.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и ООО «ЖЭУ Новосокольники», будучи надлежащим образом уведомленными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, позицию по иску не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Администрации Новосокольнического района в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Правительства Псковской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении иска отказать, поскольку Региональный оператор не уполномочен инициировать включение многоквартирного дома в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта и не вправе принимать решение о включении дома в этот план. Поскольку капитальный ремонт дома не включен в краткосрочный план реализации программы, то проведение капитального ремонта за счет средств Регионального оператора неправомерно.
Решением суда первой инстанции от 16 июля 2024 года Егоровой Ю.Н. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Егорова Ю.Н. ставит вопрос об отмене постановленного судом решения по мотиву несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального закона.
Выражая несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома <****>, апеллянт полагает, что даже при недостаточности средств фонда капитального ремонта МКД, формируемого на его счете, Региональный оператор обязан провести капитальный ремонт в соответствии с условиями региональной программы капитального ремонта и краткосрочного плана ее реализации, в том числе за счет средств государственной поддержки. Указывает на отсутствие у неё задолженности по взносам на капитальный ремонт и превышение нормативного срока эксплуатации здания, а также обращает внимание на то, что решение о переносе срока проведения капитального ремонта собственниками жилых помещений в указанном выше доме не принималось. Ссылку суда о непринятии собственниками многоквартирного дома решения о проведении капитального ремонта дома полагает необоснованной, поскольку подобное решение принимается собственниками после получения предложения от регионального оператора, что установлено частями 3, 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации; такое предложение от Регионального оператора отсутствует.
От Регионального оператора на указанную апелляционную жалобу поступили возражения, в которых ответчик полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и указывает, что своими требованиями истец фактически перекладывает бремя содержания собственного имущества на некоммерческую организацию – РОФКР Псковской области, что противоречит требованиям закона, равно как и проведение капитального ремонта без включения в краткосрочный план реализации капитального ремонта.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, что в силу статей 167 и 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Егорова Ю.Н. является собственником квартиры <****> (1956 года постройки).
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением Администрации Псковской области № 330 от 14 октября 2016 года указанный многоквартирный жилой дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014-2043 годы, в которой капитальный ремонт фасада, инженерных сетей теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, подвала запланирован на 2015-2017 годы, фундамента – на 2018-2020 годы.
Как следует из материалов дела, региональный оператор – Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области в сроки, установленные в региональной программе, предусмотренные в ней работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома <****> не произвел, что послужило поводом для обращения Егоровой Ю.Н. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 168, 180, 182, 185, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести капитальный ремонт дома по мотиву несоблюдения установленной законом процедуры проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, дал надлежащую оценку представленным доказательствам с соблюдением положений статьи 67 ГПК РФ применительно к подлежащим применению нормам материального права, что указывает на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
Так, согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Исходя из положений статей 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.
Согласно части 1 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет, средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 ЖК РФ).
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 ЖК РФ).
Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4 статьи 168 ЖК РФ).
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).
В части 7.1 статьи 168 ЖК РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых: использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
На территории Псковской области порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, требования к региональной программе капитального ремонта общего имущества, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в соответствии с федеральным и областным законодательством, утверждены Законом Псковской области от 11 декабря 2013 года № 1336-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» (далее Закон Псковской области от 11 декабря 2013 года № 1336-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Псковской области от 11 декабря 2013 года № 1336-ОЗ, объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемый за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется актом Правительства Псковской области в размере, не превышающем 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) 90 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Указанный акт Правительства Псковской области принимается не позднее 1 февраля года расходования средств региональным оператором.
В статье 18 Закона Псковской области от 11 декабря 2013 года № 1336-ОЗ определены требования к содержанию региональной программы капитального ремонта, подлежащей актуализации не реже чем один раз в год, которыми определено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона.
Частями 1 и 2 статьи 23 Закона Псковской области от 11 декабря 2013 года № 1336-ОЗ закреплено, что орган исполнительной власти области, осуществляющий реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта до 15 сентября года, предшествующего установленному региональной программой капитального ремонта плановому периоду проведения капитального ремонта общего имущества.
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта формируются исполнительным органом Псковской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совместно с региональным оператором, органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов области исходя из принципов, предусмотренных частью 7.1 статьи 168 ЖК РФ.
Таким образом, при формировании краткосрочных планов необходим учёт принципов, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и предусматривающих в числе прочего соблюдение требований к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.
Проанализировав приведенные положения федеральных и региональных нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно указал, что законодателем на Регионального оператора не возлагается бремя содержания общего имущества в многоквартирных домах, а установлена его обязанность по организации капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, предусматривающую свою реализацию посредством принятия краткосрочного плана, утверждаемого органом исполнительной власти области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как установлено судом первой инстанции, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы, предусматривалось осуществление капитального ремонта фасада, инженерных сетей теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, подвала в рассматриваемом многоквартирном доме в 2015-2017 г.г., фундамента – в 2018-2020 г.г., что не было выполнено.
При этом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах спорный многоквартирный жилой дом компетентным органом не включен, однако заинтересованными в проведении капитального ремонта лицами, в том числе истцом, бездействие органа исполнительной власти области, осуществляющего реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в невключении этого многоквартирного дома в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на соответствующие годы, в порядке административного судопроизводства не оспаривалось.
Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции, приходя к выводу о необоснованности заявленного иска, правомерно исходил из того, что в условиях невключения спорного многоквартирного дома в краткосрочные планы реализации в 2018 - 2020 годах и в 2021-2023 годах, 2024-2026 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Псковской области, правовых оснований для возложения на Регионального оператора обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не имеется, поскольку иное будет свидетельствовать о несоблюдении установленной действующим законодательством процедуры.
При установленных судом обстоятельствах, доводы апеллянта Егоровой Ю.Н. об отсутствии у нее задолженности по взносам на капитальный ремонт и о превышении нормативного срока эксплуатации здания, равно как и об отсутствии решения собственников помещений в жилом доме о переносе срока проведения капитального ремонта, правового значения в силу норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не имеют.
По этим же основаниям не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта и ссылка апеллянта на несогласие с указанием суда относительно отсутствия решения собственников о проведении капитального ремонта, мотивированная неполучением соответствующего предложения от Регионального оператора собственниками.
Так, частью 2 статьи 189 ЖК РФ прямо предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по собственной инициативе.
При этом решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества должны быть, в частности, утверждены источники финансирования капитального ремонта (часть 5 статьи 189 ЖК РФ).
Иные доводы апеллянта о несогласии с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, по существу повторяющие ранее изложенную правовую позицию истца, были предметом проверки и оценки суда первой инстанции, который их правомерно отверг как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Псковского городского суда Псковской области от 16июля2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егоровой Ю.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления его в мотивированном виде, через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2024 года.
Председательствующий подпись Г.А. Ельчанинова
Судьи подпись Е.К. Зайцева
подпись С.А. Падучих
Копия верна: Г.А. Ельчанинова