72RS0022-01-2020-000123-29
Дело № 2а-81/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Уват Тюменской области 15 апреля 2020 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Юдиной С.Н.,
при секретаре Вышегородских Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области к Митрюшкиной М.А. о взыскании налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованием взыскать с Митрюшкиной М.А. задолженность по неисполненному требованию 1743,17 рубля, в том числе пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: за период до 09.01.2017 в размере 15,95 рублей; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2015 года в размере 1601,21 рубль; пени по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2015 в период с 28.07.2015 по 29.11.2015 в размере 126,01 рублей, мотивируя свои требования тем, что Митрюшкина М.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 21.03.2013 по 29.12.2015. 20.10.2015 она представила в налоговый орган налоговые декларации по ЕНВД за 3 квартал 2015 года. Митрюшкиной М.А. налоговым органом направлялись требования: 30.11.2015 о добровольной уплате задолженности в общей сумме недоимки 2313 рублей, пени 126,01 рублей, в срок до 18.12.2015; 09.01.2017 о добровольной уплате задолженности по пени 97,25 рублей в срок до 01.04.2017. На момент обращения в суд задолженность в размере 1743,17 рубля не внесена. 22.10.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который 06.11.2019 отменен и до настоящего времени ответчиком налоги в бюджет не внесены.
В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Административный ответчик направила в суд отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласилась, в связи с тем, что 29.12.2015 она была снята с учета в налогом органе в качестве индивидуального предпринимателя. На момент снятия с учета у неё задолженности не было. Кроме того, по действовавшим в 2015 году правилам закрытие ИП возможно было только при отсутствии задолженности по налогам. Все документы были предоставлены в налоговый орган, проверка прошла успешно и она была снята с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, просит применить срок исковой давности, так как с 3 квартала 2015 года прошло более 2 лет.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно требованию (Номер обезличен) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 30.11.2015 административному ответчику предложено в срок до 18.12.2015 погасить задолженность и пени (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности прочие начисления 3 кв.2015 г.) в размере 2313 рублей и 126,01 рублей соответственно, сведения о направлении данного требования Митрюшкиной М.А. отсутствуют.
Согласно требованию № (Номер обезличен) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.01.2017 административному ответчику предложено в срок до 01.04.2017 погасить задолженность по пени: страховые взносы на обязательное мед.страхование в фикс размере в фед.фонд ОМС до 01.01.2017 прочие начисления в размере 15,95 рублей, страховые взносы на обязат. пенс. страхование в фикс размере в ПФ РФ на уплату страх. пенсии прочие в размере 81,30 рубль итого 97,25 рублей, указанное требование отправлено заказным письмом 14.04.2017.
Согласно Акту (Номер обезличен) от 26.06.2019 отобраны к уничтожению документы, как не имевшие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение документы Фонда 1852 за 2015.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.02.2020 Митрюшкина М.А. была зарегистрирована в качестве ИП 21.03.2013, прекратила деятельность ИП 29.12.2015.
08.10.2019 МИФНС России № 7 по Тюменской области направил в судебный участок № 1 Уватского судебного района заявление (Номер обезличен) о вынесении судебного приказа о взыскании с Митрюшкиной М.А. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, пеня в размере 15,95 рублей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог в размере 1601,21 рубль, единый налог на вмененный доход пеня в размере 126,01 рублей.
Согласно копии определения мирового судьи судебного участка № 1 Уватского судебного района Тюменской области, судебный приказ от 22.10.2019 о взыскании с Митрюшкиной М.А. задолженности в размере 1743,17 рубля, отменен 06.11.2019.
Административным истцом предоставлены в подтверждение расчеты пени по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 28.07.2015 по 26.10.2015 в размере 84,04 рубля, с 27.10.2015 по 17.11.2015 в размере 34,33 рубля, с 18.11.2015 по 29.11.2015 в размере 7,64 рублей.
Административным истцом 25.02.2020 в адрес Митрюшкиной М.А. направлено заявление с приложенными документами.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу требований п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3).
В соответствии с п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст.52 Налогового кодекса РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При этом ч.1 ст.70 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Доказательств направления административному ответчику уведомления и требования по состоянию на 30.11.2015 об уплате налога административным истцом не представлено, а требование по состоянию на 09.01.2017 с возложением обязанности уплатить задолженность в срок до 01.04.2017, было направлено административному истцу только 14.04.2017, то есть с нарушением установленного Налоговым кодексом РФ срока направления требования, а также после установленного срока на погашение задолженности.
В данном случае направление уведомления и требований об уплате налога за указанные в административном иске периоды нельзя признать соответствующим нормам налогового законодательства.
Кроме того, административным истцом пропущен, установленный ст.48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, исчисляемый со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога. При этом заявление о его восстановлении административным истцом не подавалось.
Поскольку нарушение налоговым органом срока и порядка направления налогового уведомления и требования об уплате налога привело к утрате права на принудительное взыскание задолженности по налогам за указанный налоговый период, требование административного истца о взыскании налога и пени с административного ответчика является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области к Митрюшкиной М.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его провозглашения через Уватский районный суд Тюменской области.
Председательствующий судья С.Н.Юдина
Решение не вступило в законную силу