УИД 45RS0026-01-2024-001228-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 г. г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.
при секретаре Горелой Т.Н.
с участием истца Алексеевой О.В., представителя истца Бакай О.А., представителя ответчика Цалаповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
установил:
Алексеева О.В. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ОСФР по Курганской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 13.12.2023 № 2690 отказано во включении в стаж, в том числе и в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца), периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (заведующая Мендерским ФАП Белозерской ЦРБ). С данным решением не согласна. На основании изложенного, с учетом измененных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просила признать незаконным решение ответчика от 13.12.2023 № 2690 в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы.
В судебном заседании истец Алексеева О.В., представитель истца по устному ходатайству Бакай О.А. измененные требования поддержали, приведя в обоснование доводы искового заявления.
Представитель ответчика по доверенности Цалапова Е.В. исковые требования не признала, полагала решение ОСФР по Курганской области об отказе истцу в установлении пенсии законным и обоснованным, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГБУ «Курганская областная больница № 2» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Исходя из Приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, если лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше сроков, установленных в Приложении 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно пп. «н» п. 1 Постановления от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 названного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Согласно материалам дела, Алексеева О.В. обратилась в ОСФР по Курганской области в целях проведения заблаговременной работы для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Курганской области от 13.12.2023 № 2690 истцу в отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе и в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (заведующая Мендерским ФАП Белозерской ЦРБ), т.к. документами наблюдательного дела ГБУ «Белозерская центральная районная больница» (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ № 165, штатное расписание, лицевые счета) не подтверждается факт осуществления лечебной деятельности, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в том числе 2 дня в марте 1994 г., 4 дня в ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Согласно записям в трудовой книжке истец ДД.ММ.ГГГГ принята в Белозерскую райбольницу на должность медсестру инфекционного отделения (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующей Мендерским ФП (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Копии указанных приказов предоставлены в материалы дела.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в спорный период, предусматривалось, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, которым предусмотрена должность медицинской сестры, фельдшера, патронажной медицинской сестры в центральной районной больнице, фельдшерско-акушерском пункте; также указанным Постановлением утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, согласно которым в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных вышеуказанным Списком, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности (п. 1); работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях (п. 4). Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца (п. 2).
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены в разделе «Наименование должностей» врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, фельдшер, медицинская сестра, патронажная медицинская сестра, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а в разделе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований, фельдшерско-акушерские пункты.
Согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п. 5 Правил).
В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление № 1066).
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Согласно Номенклатуре должностей врачебного и среднего медицинского персонала, утв. Приказом Минздрава РФ от 23.11.1992 № 301, заведующий относится к категории руководителей структурных подразделений учреждений и не относится ни к врачебным должностям, ни к среднему медперсоналу.
Таким образом, для включения оспариваемых периодов работы в фельдшерских пунктах истца в специальный стаж необходимо подтвердить выполнение истцом врачебной или лечебной работы.
Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны» утверждены Положения о фельдшерско-акушерском пункте, о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, об акушерке фельдшерско-акушерского пункта, о патронажной медицинской сестре фельдшерско-акушерского пункта, о санитарке фельдшерско-акушерского пункта, которыми установлено, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке, штаты фельдшерско-акушерского пункта устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами, работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий; на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, который при отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Согласно Положению о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: 1) несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном пункте; 2) составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке; 3) руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь; 4) оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично; 5) своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; 6) выполняет врачебные назначения; 7) подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте; 8) участвует в диспансеризации населения и др.
Согласно Положению о Фельдшерско-акушерском пункте (приложение № 53 к приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000) фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета народных депутатов. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен. Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим Законодательством, настоящим положением, приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, а также указаниями и распоряжениями руководителя учреждения, которому подчиняется ФАП.
В штатных расписаниях по Мендерскому ФП (ФАП) Светлодольского сельсовета <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ значится Алексеева (Рукина) О.В. «зав. ФП»., «зав. Мендерским ФП» на 1,0 ставки, 9 разряд.
Помимо должности «заведующий» в штате Мендерского ФП предусмотрена ставка по должности «санитарка». Должность «фельдшер», «медицинская сестра» в штатном расписании отсутствует.
Как следует из тарификационных списков по ФП по Светлодольскому сельсовету на ДД.ММ.ГГГГ Алексеева (Рукина) О.В. занимала должность зав. Мендерским ФП на 1,0 ставки.
Согласно карточкам-справкам за спорные периоды Алексеева (Рукина) О.В. работала в Мендерском ФП в должности зав. ФП.
Из должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденной главным врачом ГБУ «Белозерская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заведующий фельдшерско-акушерским пунктом выполняет следующие должностные обязанности: организовывает лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу в соответствии с Положением о ФАП. Составляет и представляет на утверждение план работы ФАП в установленном порядке. Руководит работой персонала ФАП. Оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП: ведет амбулаторный прием на ФАП; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному (пострадавшему) или направлением его в соответствующее ближайшее ЛПУ, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично. Своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие ЛПУ. Выполняет врачебные назначения. Подготавливает больных к приему врачом на ФАП. Участвует в диспансеризации населения. Проводит простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры (при наличии соответствующей аппаратуры); профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; санитарно-просветительную работу среди населения. Обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников. Участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора. Сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАП. Обследует в пределах своей компетенции и профессиональных прав население, устанавливает диагнозы, назначает и проводит лечение, выполняет медицинские манипуляции и профилактическую работу. Выдает больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в установленном порядке. Составляет и представляет планы и отчеты о своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию. При выполнении ФАП функций аптечного пункта заведующий ФАП осуществляет продажу населению готовых лекарств, предметов санитарии и гигиены и предметов ухода за больными. При отсутствии в штате ФАП других средним медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий ФАП выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными должностными инструкциями об указанных должностных лицах. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию. При поступлении вызовов на ФАП средним медицинским персоналом осуществляется их прием по алгоритму: сортировка по поводу к вызову и месту нахождения больного в установленном порядке; после регистрации вызовы с неотложными поводами передаются фельдшеру ФАП с учетом закрепленной территории до 19.00 часов. В случае невозможности выполнения вызова (отсутствие фельдшера или иные причины) вызов передается на исполнение бригаде скорой медицинской помощи ЦРБ с последующим докладом о сложившейся ситуации ответственному лицу в ЦРБ по организации неотложной медицинской помощи. При поступлении к фельдшеру непрофильного вызова (требующего оказания скорой медицинской помощи) непосредственно от населения а также при ухудшении состояния больных на вызове, возникновении необходимости экстренной госпитализации и т.д., заведующий ФАП передает вызов по телефону «03» в отделение скорой медицинской помощи ЦРБ, для направления бригады скорой медицинской помощи. Осуществление оказания медицинской помощи больным (пострадавшим) на дому в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. Категорически запрещается отказ в приеме вызовов (в т.ч. непрофильных) от населения и профильных вызовов из отделения скорой медицинской помощи ЦРБ. Обучение родственников уходу за больными в случае необходимости. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, правил асептики и антисептики при проведении инвазивных методов диагностики и лечения. В случае отказа пациента от вмешательства, заведующим ФАП в медицинской документации должен быть оформлен отказ от вмешательства пациента либо его законного представителя с указанием возможных последствий, с соответствующей записью и подписью пациента либо его законного представителя и заведующего ФАП. При выявлении особо опасного инфекционного заболевания и при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций заведующий ФАП действует согласно утвержденной инструкции и схеме оповещения. Обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе между бригадами скорой медицинской помощи ЦРБ, в том числе заведующим ФАП.
Доводы истца об осуществлении лечебной деятельности в должности заведующей-медсестры ФАП в спорные периоды подтверждается представленными в материалы дела копиями медицинских карт, которые не противоречат письменным материалам дела и принимаются судом в качестве доказательства.
Поскольку руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта в спорные периоды работы истца осуществляло больничное учреждение, утверждение и освобождение от должности заведующей ФП производилось главным врачом центральной районной больницы, в штатном расписании ФП отсутствовали самостоятельные штатные должности «фельдшер», «медицинская сестра», суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом в период работы заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы лечебной деятельности в должности и учреждении, предусмотренными Списками.
Согласно положениям, закрепленным в ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при исполнении государственных или общественных обязанностей работнику предоставляются гарантии, которые обеспечивают осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений.
В силу ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались и в действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ законе - статье 114 КЗоТ РФ.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истцу предоставлялись 2 дня в марте 1994 г., 4 дня в августе 1995 г. - оплачиваемые дни отдыха в связи со сдачей крови.
Из разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации № 06-28/10740 от 07.12.1998 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней» работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 59-О-О от 26.01.2010, в соответствии с Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии с п. 4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом в спорные периоды лечебной деятельности на 1,0 ставку в должностях и учреждениях, предусмотренных указанными выше Списками, при полной рабочей неделе, что дает ей право на включение периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы в стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца. Суд находит, что периоды предоставления истцу донорских дней также подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, т.к. в указанный период истец работала в должности, которая дает право на льготное исчисление стажа.
В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Алексеевой Ольги Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от 13.12.2023 № 2690 в части отказа Алексеевой Ольге Владимировне в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области включить Алексеевой Ольге Владимировне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282) в пользу Алексеевой Ольги Владимировны (№ расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Дерябина
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2024 г.