Решение по делу № 2-3234/2024 от 24.01.2024

Дело № 2-3234/24

УИД 45RS0026-01-2024-001228-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2024 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.

при секретаре Горелой Т.Н.

с участием истца Алексеевой О.В., представителя истца Бакай О.А., представителя ответчика Цалаповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

установил:

Алексеева О.В. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ОСФР по Курганской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 13.12.2023 № 2690 отказано во включении в стаж, в том числе и в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца), периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (заведующая Мендерским ФАП Белозерской ЦРБ). С данным решением не согласна. На основании изложенного, с учетом измененных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просила признать незаконным решение ответчика от 13.12.2023 № 2690 в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы.

В судебном заседании истец Алексеева О.В., представитель истца по устному ходатайству Бакай О.А. измененные требования поддержали, приведя в обоснование доводы искового заявления.

Представитель ответчика по доверенности Цалапова Е.В. исковые требования не признала, полагала решение ОСФР по Курганской области об отказе истцу в установлении пенсии законным и обоснованным, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГБУ «Курганская областная больница № 2» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из Приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, если лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше сроков, установленных в Приложении 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно пп. «н» п. 1 Постановления от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 3 названного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Согласно материалам дела, Алексеева О.В. обратилась в ОСФР по Курганской области в целях проведения заблаговременной работы для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Курганской области от 13.12.2023 № 2690 истцу в отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе и в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (заведующая Мендерским ФАП Белозерской ЦРБ), т.к. документами наблюдательного дела ГБУ «Белозерская центральная районная больница» (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ № 165, штатное расписание, лицевые счета) не подтверждается факт осуществления лечебной деятельности, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в том числе 2 дня в марте 1994 г., 4 дня в ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Согласно записям в трудовой книжке истец ДД.ММ.ГГГГ принята в Белозерскую райбольницу на должность медсестру инфекционного отделения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующей Мендерским ФП (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ).

Копии указанных приказов предоставлены в материалы дела.

В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в спорный период, предусматривалось, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, которым предусмотрена должность медицинской сестры, фельдшера, патронажной медицинской сестры в центральной районной больнице, фельдшерско-акушерском пункте; также указанным Постановлением утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, согласно которым в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных вышеуказанным Списком, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности (п. 1); работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях (п. 4). Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца (п. 2).

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены в разделе «Наименование должностей» врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, фельдшер, медицинская сестра, патронажная медицинская сестра, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а в разделе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований, фельдшерско-акушерские пункты.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п. 5 Правил).

В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление № 1066).

Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Согласно Номенклатуре должностей врачебного и среднего медицинского персонала, утв. Приказом Минздрава РФ от 23.11.1992 № 301, заведующий относится к категории руководителей структурных подразделений учреждений и не относится ни к врачебным должностям, ни к среднему медперсоналу.

Таким образом, для включения оспариваемых периодов работы в фельдшерских пунктах истца в специальный стаж необходимо подтвердить выполнение истцом врачебной или лечебной работы.

Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны» утверждены Положения о фельдшерско-акушерском пункте, о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, об акушерке фельдшерско-акушерского пункта, о патронажной медицинской сестре фельдшерско-акушерского пункта, о санитарке фельдшерско-акушерского пункта, которыми установлено, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке, штаты фельдшерско-акушерского пункта устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами, работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий; на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, который при отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

Согласно Положению о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: 1) несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном пункте; 2) составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке; 3) руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь; 4) оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично; 5) своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; 6) выполняет врачебные назначения; 7) подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте; 8) участвует в диспансеризации населения и др.

Согласно Положению о Фельдшерско-акушерском пункте (приложение № 53 к приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000) фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета народных депутатов. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен. Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим Законодательством, настоящим положением, приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, а также указаниями и распоряжениями руководителя учреждения, которому подчиняется ФАП.

В штатных расписаниях по Мендерскому ФП (ФАП) Светлодольского сельсовета <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ значится Алексеева (Рукина) О.В. «зав. ФП»., «зав. Мендерским ФП» на 1,0 ставки, 9 разряд.

Помимо должности «заведующий» в штате Мендерского ФП предусмотрена ставка по должности «санитарка». Должность «фельдшер», «медицинская сестра» в штатном расписании отсутствует.

Как следует из тарификационных списков по ФП по Светлодольскому сельсовету на ДД.ММ.ГГГГ Алексеева (Рукина) О.В. занимала должность зав. Мендерским ФП на 1,0 ставки.

Согласно карточкам-справкам за спорные периоды Алексеева (Рукина) О.В. работала в Мендерском ФП в должности зав. ФП.

Из должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденной главным врачом ГБУ «Белозерская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заведующий фельдшерско-акушерским пунктом выполняет следующие должностные обязанности: организовывает лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу в соответствии с Положением о ФАП. Составляет и представляет на утверждение план работы ФАП в установленном порядке. Руководит работой персонала ФАП. Оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП: ведет амбулаторный прием на ФАП; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному (пострадавшему) или направлением его в соответствующее ближайшее ЛПУ, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично. Своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие ЛПУ. Выполняет врачебные назначения. Подготавливает больных к приему врачом на ФАП. Участвует в диспансеризации населения. Проводит простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры (при наличии соответствующей аппаратуры); профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; санитарно-просветительную работу среди населения. Обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников. Участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора. Сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАП. Обследует в пределах своей компетенции и профессиональных прав население, устанавливает диагнозы, назначает и проводит лечение, выполняет медицинские манипуляции и профилактическую работу. Выдает больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в установленном порядке. Составляет и представляет планы и отчеты о своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию. При выполнении ФАП функций аптечного пункта заведующий ФАП осуществляет продажу населению готовых лекарств, предметов санитарии и гигиены и предметов ухода за больными. При отсутствии в штате ФАП других средним медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий ФАП выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными должностными инструкциями об указанных должностных лицах. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию. При поступлении вызовов на ФАП средним медицинским персоналом осуществляется их прием по алгоритму: сортировка по поводу к вызову и месту нахождения больного в установленном порядке; после регистрации вызовы с неотложными поводами передаются фельдшеру ФАП с учетом закрепленной территории до 19.00 часов. В случае невозможности выполнения вызова (отсутствие фельдшера или иные причины) вызов передается на исполнение бригаде скорой медицинской помощи ЦРБ с последующим докладом о сложившейся ситуации ответственному лицу в ЦРБ по организации неотложной медицинской помощи. При поступлении к фельдшеру непрофильного вызова (требующего оказания скорой медицинской помощи) непосредственно от населения а также при ухудшении состояния больных на вызове, возникновении необходимости экстренной госпитализации и т.д., заведующий ФАП передает вызов по телефону «03» в отделение скорой медицинской помощи ЦРБ, для направления бригады скорой медицинской помощи. Осуществление оказания медицинской помощи больным (пострадавшим) на дому в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. Категорически запрещается отказ в приеме вызовов (в т.ч. непрофильных) от населения и профильных вызовов из отделения скорой медицинской помощи ЦРБ. Обучение родственников уходу за больными в случае необходимости. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, правил асептики и антисептики при проведении инвазивных методов диагностики и лечения. В случае отказа пациента от вмешательства, заведующим ФАП в медицинской документации должен быть оформлен отказ от вмешательства пациента либо его законного представителя с указанием возможных последствий, с соответствующей записью и подписью пациента либо его законного представителя и заведующего ФАП. При выявлении особо опасного инфекционного заболевания и при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций заведующий ФАП действует согласно утвержденной инструкции и схеме оповещения. Обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе между бригадами скорой медицинской помощи ЦРБ, в том числе заведующим ФАП.

Доводы истца об осуществлении лечебной деятельности в должности заведующей-медсестры ФАП в спорные периоды подтверждается представленными в материалы дела копиями медицинских карт, которые не противоречат письменным материалам дела и принимаются судом в качестве доказательства.

Поскольку руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта в спорные периоды работы истца осуществляло больничное учреждение, утверждение и освобождение от должности заведующей ФП производилось главным врачом центральной районной больницы, в штатном расписании ФП отсутствовали самостоятельные штатные должности «фельдшер», «медицинская сестра», суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом в период работы заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы лечебной деятельности в должности и учреждении, предусмотренными Списками.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при исполнении государственных или общественных обязанностей работнику предоставляются гарантии, которые обеспечивают осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений.

В силу ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Аналогичные положения содержались и в действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ законе - статье 114 КЗоТ РФ.

Из представленных в материалы дела документов следует, что истцу предоставлялись 2 дня в марте 1994 г., 4 дня в августе 1995 г. - оплачиваемые дни отдыха в связи со сдачей крови.

Из разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации № 06-28/10740 от 07.12.1998 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней» работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 59-О-О от 26.01.2010, в соответствии с Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

В соответствии с п. 4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом в спорные периоды лечебной деятельности на 1,0 ставку в должностях и учреждениях, предусмотренных указанными выше Списками, при полной рабочей неделе, что дает ей право на включение периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы в стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца. Суд находит, что периоды предоставления истцу донорских дней также подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, т.к. в указанный период истец работала в должности, которая дает право на льготное исчисление стажа.

В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Алексеевой Ольги Владимировны удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от 13.12.2023 № 2690 в части отказа Алексеевой Ольге Владимировне в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области включить Алексеевой Ольге Владимировне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282) в пользу Алексеевой Ольги Владимировны ( расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.А. Дерябина

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2024 г.

Дело № 2-3234/24

УИД 45RS0026-01-2024-001228-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2024 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.

при секретаре Горелой Т.Н.

с участием истца Алексеевой О.В., представителя истца Бакай О.А., представителя ответчика Цалаповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

установил:

Алексеева О.В. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ОСФР по Курганской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 13.12.2023 № 2690 отказано во включении в стаж, в том числе и в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца), периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (заведующая Мендерским ФАП Белозерской ЦРБ). С данным решением не согласна. На основании изложенного, с учетом измененных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просила признать незаконным решение ответчика от 13.12.2023 № 2690 в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы.

В судебном заседании истец Алексеева О.В., представитель истца по устному ходатайству Бакай О.А. измененные требования поддержали, приведя в обоснование доводы искового заявления.

Представитель ответчика по доверенности Цалапова Е.В. исковые требования не признала, полагала решение ОСФР по Курганской области об отказе истцу в установлении пенсии законным и обоснованным, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГБУ «Курганская областная больница № 2» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из Приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, если лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше сроков, установленных в Приложении 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно пп. «н» п. 1 Постановления от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 3 названного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Согласно материалам дела, Алексеева О.В. обратилась в ОСФР по Курганской области в целях проведения заблаговременной работы для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Курганской области от 13.12.2023 № 2690 истцу в отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе и в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (заведующая Мендерским ФАП Белозерской ЦРБ), т.к. документами наблюдательного дела ГБУ «Белозерская центральная районная больница» (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ № 165, штатное расписание, лицевые счета) не подтверждается факт осуществления лечебной деятельности, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в том числе 2 дня в марте 1994 г., 4 дня в ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Согласно записям в трудовой книжке истец ДД.ММ.ГГГГ принята в Белозерскую райбольницу на должность медсестру инфекционного отделения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующей Мендерским ФП (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ).

Копии указанных приказов предоставлены в материалы дела.

В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в спорный период, предусматривалось, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, которым предусмотрена должность медицинской сестры, фельдшера, патронажной медицинской сестры в центральной районной больнице, фельдшерско-акушерском пункте; также указанным Постановлением утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, согласно которым в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных вышеуказанным Списком, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности (п. 1); работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях (п. 4). Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца (п. 2).

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены в разделе «Наименование должностей» врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, фельдшер, медицинская сестра, патронажная медицинская сестра, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а в разделе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований, фельдшерско-акушерские пункты.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п. 5 Правил).

В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление № 1066).

Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Согласно Номенклатуре должностей врачебного и среднего медицинского персонала, утв. Приказом Минздрава РФ от 23.11.1992 № 301, заведующий относится к категории руководителей структурных подразделений учреждений и не относится ни к врачебным должностям, ни к среднему медперсоналу.

Таким образом, для включения оспариваемых периодов работы в фельдшерских пунктах истца в специальный стаж необходимо подтвердить выполнение истцом врачебной или лечебной работы.

Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны» утверждены Положения о фельдшерско-акушерском пункте, о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, об акушерке фельдшерско-акушерского пункта, о патронажной медицинской сестре фельдшерско-акушерского пункта, о санитарке фельдшерско-акушерского пункта, которыми установлено, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке, штаты фельдшерско-акушерского пункта устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами, работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий; на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, который при отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

Согласно Положению о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: 1) несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном пункте; 2) составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке; 3) руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь; 4) оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично; 5) своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; 6) выполняет врачебные назначения; 7) подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте; 8) участвует в диспансеризации населения и др.

Согласно Положению о Фельдшерско-акушерском пункте (приложение № 53 к приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000) фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета народных депутатов. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен. Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим Законодательством, настоящим положением, приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, а также указаниями и распоряжениями руководителя учреждения, которому подчиняется ФАП.

В штатных расписаниях по Мендерскому ФП (ФАП) Светлодольского сельсовета <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ значится Алексеева (Рукина) О.В. «зав. ФП»., «зав. Мендерским ФП» на 1,0 ставки, 9 разряд.

Помимо должности «заведующий» в штате Мендерского ФП предусмотрена ставка по должности «санитарка». Должность «фельдшер», «медицинская сестра» в штатном расписании отсутствует.

Как следует из тарификационных списков по ФП по Светлодольскому сельсовету на ДД.ММ.ГГГГ Алексеева (Рукина) О.В. занимала должность зав. Мендерским ФП на 1,0 ставки.

Согласно карточкам-справкам за спорные периоды Алексеева (Рукина) О.В. работала в Мендерском ФП в должности зав. ФП.

Из должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденной главным врачом ГБУ «Белозерская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заведующий фельдшерско-акушерским пунктом выполняет следующие должностные обязанности: организовывает лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу в соответствии с Положением о ФАП. Составляет и представляет на утверждение план работы ФАП в установленном порядке. Руководит работой персонала ФАП. Оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП: ведет амбулаторный прием на ФАП; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному (пострадавшему) или направлением его в соответствующее ближайшее ЛПУ, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично. Своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие ЛПУ. Выполняет врачебные назначения. Подготавливает больных к приему врачом на ФАП. Участвует в диспансеризации населения. Проводит простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры (при наличии соответствующей аппаратуры); профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; санитарно-просветительную работу среди населения. Обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников. Участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора. Сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАП. Обследует в пределах своей компетенции и профессиональных прав население, устанавливает диагнозы, назначает и проводит лечение, выполняет медицинские манипуляции и профилактическую работу. Выдает больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в установленном порядке. Составляет и представляет планы и отчеты о своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию. При выполнении ФАП функций аптечного пункта заведующий ФАП осуществляет продажу населению готовых лекарств, предметов санитарии и гигиены и предметов ухода за больными. При отсутствии в штате ФАП других средним медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий ФАП выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными должностными инструкциями об указанных должностных лицах. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию. При поступлении вызовов на ФАП средним медицинским персоналом осуществляется их прием по алгоритму: сортировка по поводу к вызову и месту нахождения больного в установленном порядке; после регистрации вызовы с неотложными поводами передаются фельдшеру ФАП с учетом закрепленной территории до 19.00 часов. В случае невозможности выполнения вызова (отсутствие фельдшера или иные причины) вызов передается на исполнение бригаде скорой медицинской помощи ЦРБ с последующим докладом о сложившейся ситуации ответственному лицу в ЦРБ по организации неотложной медицинской помощи. При поступлении к фельдшеру непрофильного вызова (требующего оказания скорой медицинской помощи) непосредственно от населения а также при ухудшении состояния больных на вызове, возникновении необходимости экстренной госпитализации и т.д., заведующий ФАП передает вызов по телефону «03» в отделение скорой медицинской помощи ЦРБ, для направления бригады скорой медицинской помощи. Осуществление оказания медицинской помощи больным (пострадавшим) на дому в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. Категорически запрещается отказ в приеме вызовов (в т.ч. непрофильных) от населения и профильных вызовов из отделения скорой медицинской помощи ЦРБ. Обучение родственников уходу за больными в случае необходимости. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, правил асептики и антисептики при проведении инвазивных методов диагностики и лечения. В случае отказа пациента от вмешательства, заведующим ФАП в медицинской документации должен быть оформлен отказ от вмешательства пациента либо его законного представителя с указанием возможных последствий, с соответствующей записью и подписью пациента либо его законного представителя и заведующего ФАП. При выявлении особо опасного инфекционного заболевания и при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций заведующий ФАП действует согласно утвержденной инструкции и схеме оповещения. Обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе между бригадами скорой медицинской помощи ЦРБ, в том числе заведующим ФАП.

Доводы истца об осуществлении лечебной деятельности в должности заведующей-медсестры ФАП в спорные периоды подтверждается представленными в материалы дела копиями медицинских карт, которые не противоречат письменным материалам дела и принимаются судом в качестве доказательства.

Поскольку руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта в спорные периоды работы истца осуществляло больничное учреждение, утверждение и освобождение от должности заведующей ФП производилось главным врачом центральной районной больницы, в штатном расписании ФП отсутствовали самостоятельные штатные должности «фельдшер», «медицинская сестра», суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом в период работы заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы лечебной деятельности в должности и учреждении, предусмотренными Списками.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при исполнении государственных или общественных обязанностей работнику предоставляются гарантии, которые обеспечивают осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений.

В силу ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Аналогичные положения содержались и в действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ законе - статье 114 КЗоТ РФ.

Из представленных в материалы дела документов следует, что истцу предоставлялись 2 дня в марте 1994 г., 4 дня в августе 1995 г. - оплачиваемые дни отдыха в связи со сдачей крови.

Из разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации № 06-28/10740 от 07.12.1998 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней» работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 59-О-О от 26.01.2010, в соответствии с Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

В соответствии с п. 4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом в спорные периоды лечебной деятельности на 1,0 ставку в должностях и учреждениях, предусмотренных указанными выше Списками, при полной рабочей неделе, что дает ей право на включение периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы в стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца. Суд находит, что периоды предоставления истцу донорских дней также подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, т.к. в указанный период истец работала в должности, которая дает право на льготное исчисление стажа.

В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Алексеевой Ольги Владимировны удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от 13.12.2023 № 2690 в части отказа Алексеевой Ольге Владимировне в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области включить Алексеевой Ольге Владимировне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая Мендерским ФАП Белозерской центральной районной больницы.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282) в пользу Алексеевой Ольги Владимировны ( расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.А. Дерябина

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2024 г.

2-3234/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеева Ольга Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области
Другие
ГБУ "Курганская областная больница № 2"
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Судья
Дерябина Юлия Александровна
Дело на сайте суда
kurgansky.krg.sudrf.ru
24.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2024Передача материалов судье
29.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2024Подготовка дела (собеседование)
15.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024Дело оформлено
20.05.2024Дело передано в архив
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее