Решение по делу № 2-1818/2017 от 26.04.2017

Дело № 2 –1818/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 29 сентября 2017 года гражданское дело по иску Нагиева Э.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании произвести перерасчет размера пенсии за период с 27 сентября 2009 года по 31 мая 2017 года с учетом стажевого коэффициента 0,56, с выплатой недополученных за данный период сумм пенсии,

Установил:

Нагиев Э.Г.о. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее – Управление ПФР в г. Ухте РК) об обязании произвести перерасчет размера пенсии за период с 27 сентября 2009 года и бессрочно с учетом стажевого коэффициента 0,56 по п. 5 (п.9) ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с выплатой недополученных за период с 27.09.2009г. сумм пенсии.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования: просил обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии за период с 27 сентября 2009 года по 31 мая 2017года с учетом стажевого коэффициента 0,56 по п. 5 (п.9) ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с применением при конвертации пенсионных прав стажа на соответствующих видах работ), с выплатой недополученных за данный период сумм пенсии. От требований, относящихся к периоду после 01.06.2017г. истец отказался, поскольку ответчик самостоятельно произвел перерасчет его пенсии с 01.06.2017г. по п. 9 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) после обращения истца в суд с вышеуказанным иском. Производство по делу в части этих требований прекращено определением суда.

В обоснование требований истец и его представитель Тихомирова А.С., допущенная к участию в судебном заседании по ходатайству истца согласно п. 6 ст. 53 ГПК РФ, указали, что с <...> г. истец является получателем досрочной пенсии по старости, назначенной ему на основании пп.2 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с произведенной ответчиком конвертацией пенсионных прав истец не согласен, т.к. наиболее выгодным для него (истца) вариантом является расчет стажевого коэффициента по специальному стажу (стажу на соответствующих видах работ), такой расчет был произведен ответчиком только с 01.06.2017г., при этом единовременная выплата накопившихся за прошлый период сумм пенсии произведена не была; на данный момент ответчиком определен стажевый коэффициент 0,56, исходя из специального стажа (стажа на соответствующих видах работ), право истца на льготное пенсионное обеспечение определено с 50 лет, и с этой же даты, по его мнению, у него возникает право на конвертацию пенсионных прав по п. 5 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а с 01.01.2010г. – по п. 9 этой же статьи (в ред. ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ) с учетом специального стажа. Таким образом, как указывает истец, за спорный период образовалась существенная недоплата сумм пенсии.

Представитель ответчика по доверенности Шапенкова А.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что согласно пп.2 п. 1 ст. 23 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» вопросы перерасчета пенсии носят заявительный характер; перерасчет пенсии истца с учетом стажевого коэффициента 0,56, исходя из специального стажа, правомерно произведен ответчиком только с 01.06.2017г., т.к. истец обратился в орган пенсионного обеспечения за таким перерасчетом 25.05.2017г., ранее обращений не было; кроме того, норма, содержащаяся в пункте 9 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в рез. ФЗ №213-ФЗ от 24.07.2009г.), позволяющая учитывать для стажевого коэффициента специальный стаж, была введена в действие только с 01.01.2010г., соответственно, оснований для перерасчета за предшествующее время не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела Нагиева Э.Г.о., суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что Нагиев Э.Г., <...> г. года рождения, является получателем досрочной пенсии по старости, которая назначена ему с <...> г.. по основаниям, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. (с последующими изменениями и дополнениями) – в связи с работой в тяжелых условиях труда, с учетом положений ст. 28.1 этого же Закона (суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение пенсионного возраста лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г., действующего на момент назначения пенсии истцу, трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Согласно п.2 ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу положений ст.14, ст.29.1, ст.30, 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии по старости зависит, в том числе, от продолжительности общего трудового и специального стажа пенсионера, в том числе сверх требуемой для назначения пенсии.

Из материалов дела следует, что при оценке пенсионных прав истца на 01.01.2002г., произведенной при назначении пенсии истцу, расчетный размер его трудовой пенсии был определен органом пенсионного обеспечения по п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009г., т.е. до 01.01.2010г.). С 01.01.2010г. расчетный размер трудовой пенсии истца определяется по п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции Федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009г. как по наиболее выгодному для истца варианту.

Как следует из материалов пенсионного дела и не оспаривается сторонами, с <...> г.. ответчиком произведен расчет размера пенсии истца с применением стажевого коэффициента 0,55, исходя из продолжительности общего трудового стажа, с 01.06.2017г. по заявлению истца от 25.05.2017г. произведен перерасчет размера его пенсии по п. 9 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) с применением стажевого коэффициента 0,56, исходя из продолжительности специального стажа (стажа на соответствующих видах работ), а не общего трудового стажа.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях», за исключением частей 14 и 15 статьи 17 этого Федерального закона, которые введены в действие с 1 января 2016 года (п.п. 1,2 ст. 36 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Со дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ в части, не противоречащей этому Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, (пункты 3, 4 ст. 36 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, одним из показателей которой является ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.

В силу п. 10 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется в свою очередь, по формуле, одним из показателей которой является размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрена формула, по которой определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости. В данной формуле учитывается такой показатель как сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости. Данный показатель определяется по формуле, приведенной в п. 1 ст. 29.1 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», учитывающей, в свою очередь, такой показатель как часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 (в ред. Федерального закона от 24.07.2009г. N 213-ФЗ, действующей с 01.01.2010г.) при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, в этой же статье приведена формула, по которой осуществляется конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, и в которой заложен такой показатель как расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии со ст. 30 ФЗ №173-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Пунктом 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. ФЗ от 24.07.2009г. №213-ФЗ) предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

РП=СКxЗР\ЗПхСЗП, где

РП – расчетный размер трудовой пенсии,

СК- стажевый коэффициент для застрахованных лиц, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица,

ЗП- среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период,

СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01 июля по 30 сентября 2011 года для исчисления и увеличения размеров гос.пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 7 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).

Законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставления гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. При этом для определения расчетного размера пенсии учитывается продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ только до 01 января 2002 года.

Судом установлено, подтверждается материалами пенсионного дела и ответчиком не оспаривается, что по состоянию на 01.01.2002г. продолжительность общего трудового стажа истца составила 34 года 8 месяцев 13 дней при требуемых по закону 25 годах, продолжительность стажа с тяжелыми условиями труда – 13 лет 7 месяцев 26 дней (в льготном исчислении1 год как 1 год и 6 месяцев – 20 лет 5 месяцев 23 дня) при требуемых по закону 12 годах 6 мес., в связи с чем истец имеет право выбора конвертации по специальному стажу.

Вопреки доводам ответчика о возможности определения стажевого коэффициента от продолжительности специального стажа только с 01.01.2010г. (с момента вступления в силу Федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009г., которым статья 30 была изложена в новой редакции), ранее действовавшее законодательство также предусматривало такую возможность.

Так, согласно пункту 5 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ, действовавшей до 01.01.2010г., конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Следовательно, в данной редакции Закон так же связывает преобразование пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, со стажем (общим или на соответствующих видах работ).

На основании изложенного, учитывая, что при оценке пенсионных прав истца на 01.01.2002г. продолжительность общего трудового стажа и стажа с тяжелыми условиями труда (специального стажа) превысили на указанную дату требуемые по закону общий трудовой стаж (25 лет) и специальный стаж (12 лет 6 месяцев) (данное обстоятельство подтверждается материалами пенсионного дела и не оспаривалось ответчиком), стажевый коэффициент должен был быть самостоятельно определен ответчиком по наиболее выгодному для истца варианту, т.е. исходя из стажа на соответствующих видах работ в размере 0,56 при назначении пенсии, и какого – либо заявления о перерасчете размера пенсии от истца не требовалось. Решение УПФР по г. Ухте от 21.06.2017г. №217137\17 об отказе в перерасчете размера пенсии истца по п. 9 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009г. N 213-ФЗ), обоснованное ссылкой на ч. 1 ст. 23 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», нельзя признать законным.

В связи с этим размер пенсии истца подлежит перерасчету с даты назначения пенсии, т.е. с 27.09.2009г. по 31.05.2017г., учитывая, что с 01.06.2017г. такой перерасчет произведен ответчиком самостоятельно.

Исходя из положений ст.ст. 30.1- 30.3 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», учитывая, что новые документы для перерасчета пенсии истцом в орган пенсионного обеспечения не представлялись, и перерасчет мог быть произведен ответчиком по материалам пенсионного дела, требования истца о выплате ему ответчиком недополученных за период с 27.09.2009г. по 31.05.2017г. сумм пенсии подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в доход бюджета МОГО «Ухта», от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Нагиева Э.Г. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухта Республики Коми (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Нагиева Э.Г. за период с 27 сентября 2009 года по 31 мая 2017 года с учетом стажевого коэффициента 0,56 (с применением при конвертации пенсионных прав стажа на соответствующих видах работ), с выплатой недополученных за период с 27.09.2009г. по 31.05.2017г. сумм пенсии.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 04 октября 2017 года.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон

2-1818/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нагиев Э.Г.
Ответчики
Управление Пенсионного Фонда
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2017Передача материалов судье
02.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2017Судебное заседание
24.05.2017Судебное заседание
14.06.2017Судебное заседание
23.06.2017Судебное заседание
12.07.2017Судебное заседание
27.09.2017Производство по делу возобновлено
27.09.2017Судебное заседание
29.09.2017Судебное заседание
29.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее