Решение по делу № 2-139/2024 от 02.10.2024

Дело № 2-139/2024

УИД 75RS0030-01-2024-000331-37

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Нерчинский Завод                                                                  28 октября 2024 года

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего Степановой А.С.,

при секретаре Абрамовой Л.А.,

с участием и.о. прокурора Нерчинско-Заводского района Пыхалова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Нерчинско-Заводского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка», администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа о возложении на МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» обязанность оборудовать средства обеспечения пожарной безопасности, а именно автоматическую пожарную сигнализацию, систему управления и оповещения пожарной сигнализацией в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка», возложении на администрацию Нерчинско-Заводского муниципального округа обязанности профинансировать указанные мероприятия,

        УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой Нерчинско-Заводского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Больше-Зерентуйском детском саду «Белочка» (далее по тексту – МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка»), по результатам чего установлено следующее. В июне 2024 года прокуратурой района в рамках проведения проверки исполнения требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности на объектах, находящихся на территории Нерчинско-Заводского района, установлено, что в здании МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка», расположенного по адресу: пер. Школьный, д. 3, с. Большой-Зерентуй Нерчинско-Заводского района Забайкальского края, дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации не обеспечивается. 17.06.2024 прокуратурой района в адрес председателя комитета образования администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, исходя из предоставленного ответа установлено, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией в МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» находится в неисправном состоянии с 2021 года. Тем самым установлено, что мероприятия по осуществлению ремонта пожарной сигнализации в здании МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» не производятся в течение длительного времени. Также, в сентябре текущего года прокуратурой района совместно с инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нерчинско-Заводскому, Приаргунскому, Калганскому, Александрово-Заводскому районам УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности в деятельности МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» по результатам чего, установлено, что по состоянию на 23.09.2024 автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией так же находятся в неисправном состоянии. Кроме того, в здании не проведена огнезащитная обработка строительных конструкций и инженерного оборудования чердачного помещения. Не осуществляется проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» не хранится. Постановлением администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа от 28.09.2023 № 594 утвержден Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» (далее по тексту – Устав). В соответствии с п. 1.5 Устава учредителем МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» является администрация Нерчинско-Заводского муниципального округа. Функции и полномочии учредителя от имени администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа исполняет комитет образования администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа. Согласно п. 4.11 Устава МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» в пределах, имеющихся в ее учреждении финансовых средств, осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 4.14 Устава установлено, что финансовое обеспечение деятельности МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» осуществляется за счет средств бюджета Нерчинско-Заводского муниципального округа. Таким образом, администрация Нерчинско-Заводского муниципального округа обеспечивает содержание зданий и сооружений МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» и осуществляет функции по обеспечению учреждения финансовыми средствами для исполнения им своих функций и обязанностей. Просит возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» обязанность оборудовать средства обеспечения пожарной безопасности, а именно автоматическую пожарную сигнализацию, систему управления и оповещения пожарной сигнализацией в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка», расположенного по адресу: пер. Школьный, д. 3, с. Большой-Зерентуй Нерчинско-Заводского района Забайкальского края, а также провести огнезащитную обработку строительных конструкций и инженерного оборудования чердачного помещения здания в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Нерчинско-Заводского муниципального округа обязанность профинансировать указанные мероприятия в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец – и.о. прокурора Нерчинско-Заводского района Пыхалов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик – администрация Нерчинско-Заводского муниципального округа надлежаще извещенный в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайств об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации не направила.

Ответчик – МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» надлежаще извещенный в судебное заседание своего представителя не направил, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» с исковыми требованиями согласны.

Третьи лица Комитета образования администрация Нерчинско-Заводского муниципального округа, Министерство образования Забайкальского края надлежаще извещенные в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в отсутствие представителей не направили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской     Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 69-ФЗ), регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 3 названного закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны, среди прочего, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

На основании ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Пунктом 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В силу ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечивается, помимо прочих, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые в силу ст. 54 указанного закона должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту – Правила).

Пунктом 2(1) Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ.

Согласно п. 13 Правил при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.

В соответствии с п. 54 Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

Из материалов дела следует, что в июне 2024 года прокуратурой района в рамках проведения проверки исполнения требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности на объектах, находящихся на территории Нерчинско-Заводского района, установлено, что в здании МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка», расположенного по адресу: пер. Школьный, д. 3, с. Большой-Зерентуй Нерчинско-Заводского района Забайкальского края, дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации не обеспечивается.

17.06.2024 прокуратурой района в адрес председателя комитета образования администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно сведениям инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нерчинско-Заводскому, Приаргунскому, Калганскому, Александрово-Заводскому районам УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в сентябре 2024 года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности в деятельности МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» по результатам чего, установлено, что по состоянию на 23.09.2024 автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией так же находятся в неисправном состоянии. Кроме того, в здании не проведена огнезащитная обработка строительных конструкций и инженерного оборудования чердачного помещения. Не осуществляется проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» не хранится.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией в МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» находится в неисправном состоянии с 2021 года, мероприятия по осуществлению ремонта пожарной сигнализации в здании МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» не производятся в течение длительного времени.

Постановлением администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа от 28.09.2023 № 594 утвержден Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка». В соответствии с п. 1.5 Устава учредителем МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» является администрация Нерчинско-Заводского муниципального округа.

Функции и полномочии учредителя от имени администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа исполняет комитет образования администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа. Согласно п. 4.11 Устава МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» в пределах имеющихся в ее учреждении финансовых средств осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 4.14 Устава установлено, что финансовое обеспечение деятельности МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» осуществляется за счет средств бюджета Нерчинско-Заводского муниципального округа.

Таким образом, администрация Нерчинско-Заводского муниципального округа обеспечивает содержание зданий и сооружений МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» и осуществляет функции по обеспечению учреждения финансовыми средствами для исполнения им своих функций и обязанностей.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами прокурора в части возложения на администрацию Нерчинско-Заводского муниципального округа, как орган, осуществляющий полномочия собственника имущества учреждения, обязанности по выделению учреждению необходимой суммы денежных средств для исполнения возложенной на учреждение обязанности по следующим основаниям.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).

Возлагая на администрацию Нерчинско-Заводского муниципального округа, как собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность выделить денежные средства, суд по существу вмешается в бюджетные правоотношения, участником которых лица, в интересах которых заявлены исковые требования, не являются.

В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Статья 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетным полномочиям муниципальных образований составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении относится к полномочиям законодательных (представительных) органов (статья 153 названного кодекса).

На исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) возлагается обязанность по составлению проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), внесению его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, по обеспечению исполнения бюджета и составлению бюджетной отчетности, представлению отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов (статья 154 кодекса).

Статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает на местную администрацию муниципального образования обеспечение исполнения местного бюджета, которое осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Статья 72 названного кодекса определяет, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Вышеприведенные положения специального законодательства, из которых следует, что на администрацию возложена функция исполнения бюджета, в том числе по расходам, порядок утверждения расходных обязательств, недопустимость произвольного распоряжения средствами бюджетной системы. Суду не представлено сведений, предусмотрены ли бюджетом Нерчинско-Заводского муниципального округа соответствующие расходные обязательства на осуществление установленной судом обязанности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявлении в части возложения на администрацию Нерчинско-Заводского муниципального округа обязанности профинансировать мероприятия по оборудованию средствами обеспечения пожарной безопасности, а именно автоматической пожарной сигнализацией, системой управления и оповещения пожарной сигнализацией в здании МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка»не освобождено от взыскания государственной пошлины. Вместе с тем, суд, принимая во внимание тяжелое финансовое состояние бюджета образовательного учреждения, считает возможным освободить административного ответчика МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» от уплаты государственной пошлины на основании ч. 2 ст. 333.20 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка» оборудовать средства обеспечения пожарной безопасности, а именно автоматическую пожарную сигнализацию, систему управления и оповещения пожарной сигнализацией в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Больше-Зерентуйский детский сад «Белочка», расположенного по адресу: пер. Школьный, д. 3, с. Большой-Зерентуй Нерчинско-Заводского района Забайкальского края, а также провести огнезащитную обработку строительных конструкций и инженерного оборудования чердачного помещения здания в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы, представления через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.

Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2024 года.

Председательствующий                                         Степанова А.С.

2-139/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Нерчинско-Заводского района
Ответчики
МДОУ Больше-Зерентуйский детский сад "Белочка"
Администрация Нерчинско-Заводского муниципального округа
Другие
Министерство образования и науки Забайкальского края
Комитет образования администрации Нерчинско-Заводского муниципального округа
Суд
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальский края
Судья
Степанова Алёна Сергеевна
Дело на сайте суда
nerzav.cht.sudrf.ru
02.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2024Передача материалов судье
09.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее