Дело № 2-3710/2019 (25RS0029-01-2019-005673-75)
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
09 октября 2019 Рі. РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Гавриленко Р.РЎ., секретаря Тарасовой Рњ.Рљ., помощника СЃСѓРґСЊРё Антоновой РЎ.РЎ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Пономарчук Рђ. Р. Рє администрации РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рѕ признании незаконным решения РѕР± отказа РІ признании нуждающимися РІ жилом помещении, третье лицо Пономарчук Рњ. Р’.,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Пономарчук Рђ.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј Рє ответчику, мотивируя СЃРІРѕРё требования следующим. ДД.РњРњ.ГГ истцом, РІ целях участия РІ муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ округа» РЅР° ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґС‹, признания ее Рё членов семьи нуждающимися РІ жилом помещении, подано заявление РІ администрацию УГО. Уведомлением XXXX РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ истцу было отказано. Основными причинами отказа явилось то, что истец РґРѕ ДД.РњРњ.ГГ имела постоянное место жительство РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј, СЃСѓРїСЂСѓРі Пономарчук Рњ.Р’. ДД.РњРњ.ГГ был зарегистрирован РїРѕ месту жительства РІ жилом РґРѕРјРµ: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј. До смены места жительства обеспеченность РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи составила XXXX РєРІ.Рј, то есть более учетной РЅРѕСЂРјС‹. РљСЂРѕРјРµ того, согласно сведениям ЕГРН РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ, истец ДД.РњРњ.ГГ произвела отчуждение жилого помещения: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј. Ответчик квалифицировал данные действия, как последствия намеренного ухудшения жилищных условий, совершенные непосредственно перед подачей документов. Рстец считает данный отказ незаконным. Семья истца состоит РёР· трех человек: Пономарчук Рђ.Р., ее СЃСѓРїСЂСѓРі Пономарчук Рњ.Р’. Рё дочь Пономарчук РЎ.. Семья соответствует установленному РІ Программе возрасту, признана имеющей достаточные РґРѕС…РѕРґС‹, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья РІ части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. РЎСѓРїСЂСѓРі истца ранее был зарегистрирован РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј. Указанный жилой РґРѕРј РЅР° праве собственности принадлежит его брату Пономарчуку Рђ.Р’. Учитывая, что Пономарчук Рњ.Р’. Рё Пономарчук Рђ.Р’. членами РѕРґРЅРѕР№ семьи РЅРµ являются, площадь указанного жилого помещения РЅРµ должна учитываться РїСЂРё вычете учетной РЅРѕСЂРјС‹. РЎ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° истец СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРј Пономарчуком Рњ.Р’. проживают РІ Рі. РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРµ, СЃ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° РїРѕ адресу: XXXX, РіРґРµ имеют регистрацию. Жилое помещение РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј, находилось РІ собственности истца формально. Указанная квартира была оформлена РІ собственность истца РІ момент развода родителей, после чего переписана РЅР° мать. РљСЂРѕРјРµ того согласно выписке РёР· похозяйственной РєРЅРёРіРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ XXXX РІ данном жилом помещении СЃ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° РїРѕ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґ было зарегистрировано 8 человек, СЃ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° - 4 человека, которые фактически там Рё проживают. Таким образом, РґРѕ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° РЅР° каждого человека приходилось XXXX СЃ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° - XXXX РєРІ.Рј РЅР° каждого, Р° если производить расчет СЃ членами семьи истца, то РЅРѕСЂРјР° после ДД.РњРњ.ГГ составляет XXXX РєРІ.Рј XXXX Учитывая тот факт, что истец ранее являлась собственником данного жилого помещения, площадь, приходящаяся РЅР° каждого человека, составляла менее РЅРѕСЂРјС‹ предоставления, установленной РІ РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРј РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ (12 РєРІ.Рј). РЈ истца РЅРµ было намерения ухудшить СЃРІРѕРё жилищные условия, которые Рё так были менее РЅРѕСЂРјС‹ предоставления РЅР° каждого человека. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным просила признать отказ администрации УГО РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ XXXX, незаконным; обязать ответчика принять Пономарчук Рђ.Р. Рё членов ее семьи Пономарчука Рњ.Р’. Рё Пономарчук РЎ.Рњ. РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении, РІ целях включения РІ участники муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ округа» РЅР° ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґС‹.
Рстец, ее представитель РІ судебном заседании поддержали РґРѕРІРѕРґС‹ Рё требования, изложенные РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении. Дополнительно пояснили, что администрация УГО отнесла Рє членам семьи истца родителей СЃСѓРїСЂСѓРіР°, тогда как Пономарчук Рњ.Р’. СЃ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° РЅРµ проживает СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё родителями Рё РЅРµ ведет СЃ РЅРёРјРё общего совместного хозяйства. Р’ РґРѕРјРµ родителей имел лишь регистрацию. Зарегистрироваться РІ РёРЅРѕРј жилом помещении РЅРµ представлялось возможным, поскольку квартиры, РІ которых проживал Пономарчук Рњ.Р’. СЃРѕ своей семьей (СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№, ребенком) использовались РЅР° правах найма, безвозмездного пользования. РќР° момент подачи документов, семья Пономарчуков имела регистрацию РїРѕ адресу: XXXX.
Представитель администрации УГО исковые требования РЅРµ признала, указав, что РІ С…РѕРґРµ проверки представленных документов Пономарчук Рђ.Р. установлено, что истец РґРѕ ДД.РњРњ.ГГ имела постоянное место жительство РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј, ее СЃСѓРїСЂСѓРі Пономарчук Рњ.Р’. РґРѕ ДД.РњРњ.ГГ был зарегистрирован РїРѕ месту жительства РІ жилом РґРѕРјРµ РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј. До осуществления действий РїРѕ смене места жительства обеспеченность общей площадью жилого помещения РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи составляла: XXXX РєРІ.Рј, то есть более учетной РЅРѕСЂРјС‹. РљСЂРѕРјРµ того, согласно сведениям ЕГРП РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ установлено, что ДД.РњРњ.ГГ Пономарчук Рђ.Р. произвела отчуждение принадлежащего РЅР° праве собственности жилого помещения РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј. Таким образом, действия РїРѕ смене места жительства, совершенные непосредственно перед подачей документов для признания нуждающимися РІ жилом помещении, Р° также действия РїРѕ отчуждению жилого помещения находившегося РІ собственности, расцениваются как действия, направленные РЅР° приобретение права состоять РЅР° учете нуждающихся РІ жилых помещениях. Р’ РёСЃРєРµ просила отказать.
Третье лицо Пономарчук Рњ.Р’. РІ судебном заседании заявленные требования поддержал. Указав, что РґРѕ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° был зарегистрирован РїРѕ адресу: XXXX. Указанный жилой РґРѕРј изначально принадлежал его бабушке, потом отцу, впоследствии оформлен РЅР° брата. Пономарчук Рњ.Р’. СЃ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° РЅРµ проживает РїРѕ указанному адресу. Р’ настоящий момент ему предоставлено служебное жилое помещение РїРѕ адресу: XXXX, РіРґРµ РѕРЅ проживает СЃ женой Пономарчук Рђ.Р. Рё дочерью Пономарчук РЎ.Рњ., имеет регистрацию.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановление администрации Уссурийского городского округа от 06.09.2012 N 3038-НПА (ред. от 26.04.2019) утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013 - 2021 годы.
В соответствии с п. 6 Приложения № 2 к Программе Участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Департаментом по делам молодежи Приморского края решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Порядка; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, а также молодые семьи, признанные отделом учета и распределения жилья управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа по месту их постоянного жительства в Уссурийском городском округе нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На основании решения Думы УГО от 29.12.2015 N 334-НПА «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Уссурийском городском округе» учетная норма на одного человека определена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Р’ судебном заседании установлено, Рё подтверждается материалами дела, что членами семьи Пономарчук Рђ.Р. являются СЃСѓРїСЂСѓРі Пономарчук Рњ.Р’, дочь Пономарчук РЎ.Рњ.
ДД.РњРњ.ГГ Пономарчук Рђ.Р. обратилась РІ администрацию УГО СЃ заявлением Рѕ признании ее Рё членов семьи нуждающимися РІ жилом помещении для участия РІ муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ округа» РЅР° 2013-2021 РіРѕРґС‹.
Уведомлением XXXX РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ Пономарчук Рђ.Р. отказано РІ признании нуждающимися РІ жилом помещении. РР· уведомления следует, что РІ С…РѕРґРµ проверки установлено, что истец РґРѕ ДД.РњРњ.ГГ имела постоянное место жительство РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј, СЃСѓРїСЂСѓРі Пономарчук Рњ.Р’. ДД.РњРњ.ГГ был зарегистрирован РїРѕ месту жительства РІ жилом РґРѕРјРµ: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј. До смены места жительства обеспеченность РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи составила XXXX РєРІ.Рј, то есть более учетной РЅРѕСЂРјС‹. Согласно сведениям ЕГРН РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ, истец ДД.РњРњ.ГГ произвела отчуждение жилого помещения: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј. Ответчик квалифицировал данные действия, как последствия намеренного ухудшения жилищных условий, совершенные непосредственно перед подачей документов. РќР° основании указанных обстоятельств Пономарчук Рђ.Р. РІ признании нуждающейся РІ жилом помещении РІ соответствии СЃ пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, было отказано, так как РЅРµ истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃСЂРѕРє.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
РР· материалов дела следует, что Пономарчук Рђ.Р. являлась собственником жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: XXXX, общей площадью XXXX РєРІ.Рј.
Согласно выписке РёР· похозяйственной РєРЅРёРіРё РІ жилом РґРѕРјРµ РїРѕ адресу: XXXX, РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГ (дата обращения истца СЃ заявлением) были зарегистрированы четыре человека. Пономарчук Рђ.Р. снята СЃ регистрационного учета ДД.РњРњ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истец произвела отчуждение указанного жилого дома, что подтверждается договором дарения.
Отказывая истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, ответчик указал, что действия по отчуждению жилого помещения квалифицированы как намеренное ухудшение жилищных условий, совершенные непосредственно перед подачей документов.
Рзучив представленные доказательства, СЃСѓРґ считает, что действия истца РїРѕ дарению жилого РґРѕРјР°, привели Рє ухудшению её жилищного положения, однако данное обстоятельство, РЅРµ повлекло Рє тому, что истец Рё члены её семьи перестали быть нуждающимися РІ жилом помещении.
Так, подаренный истцом жилой дом, имел общую площадь - XXXX кв.м, при этом на дату обращения с заявлением к ответчику в нем было зарегистрировано, помимо истца - 4 человека, следовательно, размер площади на истца составляет XXXX.
Учитывая учетную норму площади жилого помещения в Уссурийском городском округе (12 кв.м), а также тот факт, что у истца и членов ее семьи не имелось иных жилых помещение на праве собственности, суд полагает, что ответчик неправомерно отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Суд при подсчете обеспеченности жилой площадью каждого члена семьи истца не может включить площадь жилого дома по адресу: XXXX, в силу следующего.
Как установлено в судебно заседании Пономарчук М.В. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован по адресу: XXXX. Указанный жилой дом на праве собственности принадлежит брату Пономарчука М.В. – Пономарчуку А.В., что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГ.
Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из пояснений сторон, Пономарчук М.В. с ДД.ММ.ГГ года не проживает по указанному адресу, членом семьи Пономарчука А.В. не является.
Данный факт подтверждается: свидетельством Рѕ заключении брака СЃ Пономарчук Рђ.Р., справкой РРџ «Цырульников Рђ.Р’.В» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ, РёР· которой следует, что Пономарчук Рњ.Р’. СЃ ДД.РњРњ.ГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГ работал РІ РРџ Цырульников Рђ.Р’. (адрес: XXXX) РЅР° должности инженера РїРѕ эксплуатации теплотехнического оборудования; справкой РћРћРћ В«XXXXВ», РёР· которой следует, что Пономарчук Рњ.Р’. СЃ ДД.РњРњ.ГГ РїРѕ настоящее время работает РІ РћРћРћ В«XXXXВ» (адрес: XXXX); записью РІ трудовой РєРЅРёР¶РєРµ, РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј найма РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ жилого помещения РїРѕ адресу: XXXX, РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј найма служебного жилого помещения XXXX РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ РїРѕ адресу: XXXX.
Р’ ДД.РњРњ.ГГ РіРѕРґР° Пономарчуку Рњ.Р’. предоставлено служебное жилое помещение РїРѕ адресу: XXXX, РіРґРµ РѕРЅ проживает СЃ женой Пономарчук Рђ.Р. Рё дочерью Пономарчук РЎ.Рњ., имеет регистрацию, что подтверждается письменными материалами дела.
Анализируя представленные доказательства, СЃСѓРґ считает, что ответчиком неправомерно РїСЂРё подсчете суммарного размера всех жилых помещений РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи была включена площадь жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: XXXX, поскольку РёР· представленных документов следует, что СЃСѓРїСЂСѓРі истца Пономарчук Рњ.Р’., РІ указанном жилом помещении РЅРµ проживает более пяти лет, РЅР° момент обращения СЃ заявлением Рѕ принятии РІ качестве нуждающегося (ДД.РњРњ.ГГ) был СЃРЅСЏС‚ СЃ регистрационного учета. Данное жилое помещение РЅРµ принадлежит РЅРё Пономарчуку Рњ.Р’., РЅРё членам его семьи: Пономарчук Рђ.Р., Пономарчук РЎ.Рњ. Р’ силу правоустанавливающих документов РЅР° данный РґРѕРј, Пономарчук Рњ.Р’. прав РЅР° жилое помещение РЅРµ имеет, Рё таких прав Р·Р° РЅРёРј РЅРµ сохранено.
При изложенных обстоятельствах, учитывая площадь подаренного истцом жилого помещения, размер учетной нормы площади жилого помещения на одного человека семьи Пономарчуков составлял менее 12 кв.м, следовательно, у ответчика не было законных оснований для отказа в постановке истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2021 годы.
Учитывая изложенное, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
По изложенному, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Признать незаконным отказ администрации РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° XXXX РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ РІ признании Пономарчук Рђ. Р. Рё членов её семьи нуждающимися РІ жилом помещении.
Обязать администрацию РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° принять Пономарчук Рђ. Р. Рё членов её семьи (Пономарчука Рњ. Р’., Пономарчук РЎ. Рњ.) РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении, РІ целях включения РІ участники муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ округа» РЅР° 2013 - 2021 годы» (утвержденной Постановление администрации РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РѕС‚ 06.09.2012 N 3038-РќРџРђ)
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.10.2019.
Председательствующий Р.РЎ. Гавриленко