ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 апреля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Готовкиной Т.С.,
Курской А.Г.,
при секретаре Затонском М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску Д.Н.В. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционным жалобам Р.А.В., действующего в интересах Д.Н.В., и Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
18 августа 2022 г. Д.Н.В. в лице представителя по доверенности Р.А.В. обратилась в суд с иском к ГУ - ОПФ РФ по Республике Крым, уточнив который ДД.ММ.ГГГГ просила:
- признать решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсии ГУ ОПФ РФ по Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа включить в общий стаж и в льготный стаж определенные периоды;
- обязать включить в общий страховой стаж период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости отпуск по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: 18.03.2015 г., 13.04.2015 г., 01.06.2015 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г., 20.06.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г., 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 18.03.2019 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 07.06.2019 г., 12.08.2019 г., 18.03.2020 г., 20.04.2020 г., 25.05.2020 г., 08.06.2020 г., 31.07.2020 г., а также период работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на пенсию;
- обязать ответчика принять для расчета пенсии архивную справку №Д-16 от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Администрацией <адрес> Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГг. Д.Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в чем обжалуемым решением отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсии ГУ ОПФ РФ по Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа, поскольку спорные периоды работы ответчиком не были учтены при подсчете стажа. Истец считает решение ответчика незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года иск Д.Н.В. удовлетворен частично.
Решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсии Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа включить в общий стаж Д.Н.В. период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: 18.03.2015 г., 13.04.2015 г., 01.06.2015 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г., 20.06.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г., 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 18.03.2019 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 07.06.2019 г., 12.08.2019 г., 18.03.2020 г., 20.04.2020 г., 25.05.2020 г., 08.06.2020 г., 31.07.2020 г., а также в части отказа принять для расчета пенсии архивную справку №Д-№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Администрацией <адрес> Республики Крым, признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым возложена обязанность включить в общий стаж Д.Н.В. период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: 18.03.2015 г., 13.04.2015 г., 01.06.2015 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г., 20.06.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г., 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 18.03.2019 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 07.06.2019 г., 12.08.2019 г., 18.03.2020 г., 20.04.2020 г., 25.05.2020 г., 08.06.2020 г., 31.07.2020 г., а также принять для расчета пенсии архивную справку №Д-№ от ДД.ММ.ГГГГ., выданную Администрацией <адрес> Республики Крым.
В удовлетворении иной части исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, 26 декабря 2022 г. Р.А.В. в интересах истицы Д.Н.В. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований, принятии по делу нового решения о возложении обязанности на ГУ – ОПФ РФ по РК включить в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии Д.Н.В. отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию со дня возникновения права. Доводы жалобы сводятся к тому, что отпуск по уходу за ребенком до достижениям им 3-х лет должен быть включен в специальный стаж работы, поскольку в период нахождения Д.Н.В. в указанном отпуске на территории Крыма действовало законодательство Украины, которое предусматривало включение такого отпуска в стаж работы по специальности. Судом также безосновательно отказано в удовлетворении требований в части включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку суду были представлены соответствующие доказательства.
06 февраля 2023 г. от представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Т.Д.В. также поступила апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 г. в части возложения на ответчика обязанности по включению в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что у пенсионного органа нет полномочий и законных оснований включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, спорные периоды работы, поскольку в данные периоды истицей не выполнялась норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов в неделю.
В части удовлетворения исковых требований о включении в общий стаж Д.Н.В. периода получения ею пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в льготный стаж дней отдыха, установленных органами государственной власти Республики Крым: 18.03.2015 г., 13.04.2015 г., 01.06.2015 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г., 20.06.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г., 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 18.03.2019 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 07.06.2019 г., 12.08.2019 г., 18.03.2020 г., 20.04.2020 г., 25.05.2020 г., 08.06.2020 г., 31.07.2020 г., а также в части возложения на ГУ ОПФ РФ по Республики Крым обязанности принять для расчета пенсии архивную справку №Д-№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Администрацией <адрес> Республики Крым, представитель ответчика решение суда первой инстанции не обжаловал, в связи с чем на основании положений ст. 327.1 ГПК РФ судебное постановление в этой части в апелляционном порядке не пересматривается.
Протокольным определением Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 февраля 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым его правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 февраля 2023 г. представителю Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Т.Д.В. восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в Верховный Суд Республики Крым обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в представителя ответчика, не явившегося в судебное заседание, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания и просившего суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, пояснения истицы ДонченкоН.В., ее представителя Р.А.В., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Д.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в <адрес> Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.49-50).
Решением отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсии ГУ ОПФ РФ по Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Д.Н.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия права на досрочную пенсию в связи с отсутствием необходимого документально подтвержденного льготного стажа с применением положений ч. 1.1 ст.30 Закона №400-ФЗ. В специальный стаж Д.Н.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, пенсионным органом зачтено 20 лет 06 месяцев 15 дней, в общий страховой стаж - 31 год 07 месяцев 13 дней (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
При этом в специальный стаж не включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до трех лет;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес>, когда не выполнялась норма рабочего времени педагогической (учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы;
- дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: 18.03.2015 г., 13.04.2015 г., 01.06.2015 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г., 20.06.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г., 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 18.03.2019 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 17.06.2019 г., 12.08.2019 г., 18.03.2020 г., 20.04.2020 г., 25.05.2020 г., 08.06.2020 г., 31.07.2020 г.
В общий страховой стаж пенсионным органом не учтен период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением подтверждающей справки.
Также пенсионным органом не принята во внимание для расчета пенсии архивная справка №Д-№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Администрацией <адрес> Республики Крым, поскольку в ней не указаны денежные единицы, в которых выплачивалась заработная плата (л.д.37-38).
Признание решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части невключения в специальный страховой стаж, дающий истице право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов ее работы учителем информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в пределах заявленных исковых требований) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия находит правильным, основанным на законе.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях". Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 указанного Закона, имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.20 Постановления от 11.12.2012 года №30 (ред. от 28.05.2019 г.) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
Согласно п. "м" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. №781 предусмотрены должность учителя, а также должность преподавателя, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, лицеи.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записям в трудовой книжке АТ-VI №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя Д.Н.В. (Л.) Д.Н.В., истица работала:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя математики в <данные изъяты> вечерней школе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя физики в средней школе № <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя математики в ЗНСШ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя в яслях- саду № «<данные изъяты> копытце» <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в должности учителя информатики МОУ «Школа №» <адрес> (л.д.59-62).
Спорные периоды педагогический деятельности истицы подтверждаются также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МОУ «Школа №» <адрес>, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии (л.д.70-71).
Судом также установлено, что спорные периоды работы Д.Н.В. учителем информатики в МОУ «Школа №» <адрес> имели место на территории Республики Крым, где действовало законодательство Украины. В соответствии с п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. №1788-ХП, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Согласно Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 г. №909, учителя относятся к указанной категории работников, а в соответствии с Примечанием 2 к данному Перечню работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций. Положения указанного нормативного правового акта не содержат ограничительных условий для зачета периода выполнения данных работ (педагогической или учебной нагрузки) для категории «учителя».
Таким образом, ранее действовавшее законодательство на территории Республики Крым в период работы Д.Н.В. в должности учителя информатики с нагрузкой менее 18 часов в неделю не содержало условия о выполнении нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) на 1 ставку. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный страховой стаж истицы, дающий право на установление досрочной пенсии по старости, период работы Д.Н.В. в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 года 4 месяца 18 дней; 26 нерабочих праздничных дней, установленных органами государственной власти Республики Крым, а всего 3 года 5 месяцев 14 дней.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижениям им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из нижеследующего.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившим в силу с 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку Федеральный закон от 21.07.2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не предусматривает возможность назначения гражданам Российской Федерации, указанным в ч.1 ст.1 этого Закона, пенсии по законодательству Украины, а Д.Н.В. не приобрела права на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст.52 Закона Украины от 05.11.1991 г. №1788-ХII «О пенсионном обеспечении» и ей такая пенсия не назначалась пенсионным органом Украины, то и права на расчет страхового стажа за выслугу лет по законодательству Украины истица не имеет.
Так, Д.Н.В. в отпуске по уходу за ребенком находилась после 06.10.1992 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а пенсия по законодательству Украины ей не назначалась, в связи с чем указанный период не может быть засчитан в страховой стаж, дающий право на досрочное установление пенсии по старости, поэтому доводы апелляционной жалобы истицы в этой части внимания не заслуживают и не могут быть приняты как основанные на неправильном толковании норм действующего пенсионного законодательства.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из нижеследующего.
Из оспариваемого решения пенсионного органа не усматривается, что период работы Д.Н.В. в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в льготный (педагогический) стаж. В возражениях ответчика указано, что данный период приобретен истцом после даты подачи истцом заявления о назначении пенсии. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета, сформированным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период работы в должности учителя информатики в МОУ «Школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен для досрочного назначения страховой пенсии по старости (л.д.111-113).
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в специальный страховой стаж Д.Н.В. засчитано 20 лет 06 месяцев 15 дней (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а с учетом решения суда, обязывающего ответчика включить в специальный стаж конкретные периоды педагогической деятельности в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет – 3 года 5 месяцев 14 дней, то у истицы на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости даже с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется необходимого педагогического стажа 25 лет (24 года 6 месяцев 16 дней), в связи с чем право на досрочную пенсию не возникло и на дату рассмотрения дела в суде.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ; нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Д.Н.В. – Р.А.В. и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Готовкина Т.С.
Курская А.Г.