УИД 32RS0021-01-2021-002031-30
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7870/2024
№ 2-17/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 24 апреля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Вербышевой Ю.А. и Водяниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый дом», обществу с ограниченной ответственностью «Жилье», Новозыбковской городской администрации Брянской области о понуждении к совершению действий - приведению спортивной площадки для игры в баскетбол в соответствии с требованиями нормативных документов,
по кассационной жалобе Новозыбковской городской администрации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 октября 2023 г.,
заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А., объяснения прокурора Вялковой Т.А., возражавшей против удовлетворения жалобы,
установила:
Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с иском к ООО «Жилье», ООО «Чистый дом» о понуждении к совершению действий – приведению спортивной площадки для игры в баскетбол в соответствие с требованиями нормативных документов. В обоснование указал, что по результатам проведенной Новозыбковской межрайонной прокуратурой Брянской области проверки установлено, что в г. Новозыбкове Брянской области на придомовой территории многоквартирных домов по <адрес> расположена спортивная площадка для игры в баскетбол, состояние которой не отвечает требованиям ГОСТ Р 55679-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации», СП 31-115-2006 «Свод правил по проектированию и строительству. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения», асфальтовое покрытие имеет неровности, трещины, выбоины, границы игровой площадки не определены, боковые и лицевые линии отсутствуют, что создает угрозу безопасности граждан.
Просил возложить на ООО «Чистый дом» и ООО «Жилье» обязанность провести работы по приведению в соответствие с требованиями пункта 8.1 СП 31-115-2006 покрытие спортивной площадки для игры в баскетбол, в соответствии с пунктом 3.5 СП 31-115-2006 нанести границы и разметочные линии на площадке.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 18 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
При рассмотрении апелляционного представления на указанное решение, судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда определением от 1 ноября 2022 г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 330, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлекла к участию в деле в качестве соответчика Новозыбковскую городскую администрацию.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 6 декабря 2022 г. решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 18 июля 2022 г. отменено, принято новое решение, которым иск Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области удовлетворен частично. На ООО «Жилье» и ООО «Чистый дом» возложена обязанность провести работы по приведению покрытия спортивной площадки для игры в баскетбол, расположенной на придомовой территории многоквартирных домов по <адрес> в соответствие с требованиями пункта 8.1 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения»; нанести границы и разметочные линии на спортивной площадке для игры в баскетбол в соответствии с пунктом 3.5 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения». В удовлетворении исковых требований к Новозыбковской городской администрации <адрес> отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 6 декабря 2022 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 октября 2023 г. решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 18 июля 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области удовлетворены частично. Постановлено: обязать Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области провести работы по приведению покрытия спортивной площадки для игры в баскетбол, расположенной вблизи многоквартирных домов по <адрес> в соответствие с требованиями пункта 8.1 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения», нанести границы и разметочные линии на спортивной площадке для игры в баскетбол в соответствии с пунктом 3.5 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные мероприятия». В удовлетворении исковых требований к ООО «Чистый дом» и ООО «Жилье» отказано.
В кассационной жалобе Новозыбковская городская администрация ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения ООО «Чистый дом», судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено, что в связи с обращением руководителя исполкома общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» Новозыбковской межрайонной прокуратурой Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соблюдения прав и интересов несовершеннолетних при устройстве и содержании спортивной площадки для игры в баскетбол, расположенной вблизи многоквартирных домов по <адрес>.
Многоквартирные жилые дома по <адрес> находятся на обслуживании ООО «Жилье», многоквартирный дом по <адрес> – на обслуживании ООО «Чистый дом».
В соответствии с техническим заключением по результатам технического обследования зданий, сооружений и инженерных сетей объекта капитального строительства: спортивной площадки, расположенной на земельном участке (кадастровый №) в Брянской области, городе Новозыбкове, подготовленным ИП Д.Г.П., конструктивные элементы площадки (асфальтобетонное покрытие, ограждение и металлическая конструкция с баскетбольным щитом) находятся в неработоспособном состоянии, установлены нарушение сплошности покрытия, нарушение его геометрических параметров, локальные нарушения ровности, частичное отсутствие бортового камня по периметру площадки, металлические стойки со щитом имеют отклонения от вертикалей, утратили окрасочный слой, имеют следы коррозии. Конструкции спортивной площадки не соответствуют требованиям Федерального закона № 384-ФЗ от 25 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 31-115-2006 «открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения».
Согласно представленным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» сведениям, многоквартирные дома по <адрес> расположены на одном земельном участке.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № площадью 9759 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования – земли под домами многоэтажной застройки; сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные»; особые отметки – «общая долевая собственность», «доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения», «правообладатели – собственники помещений в многоквартирном доме», запись внесена на основании пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». При этом, в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, № № № № являющиеся согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости сооружениями теплоснабжения к многоквартирным жилым домам, находящиеся в собственности муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области». Отдельные участки расположенной на земельном участке между многоквартирными домами теплотрассы и тепловые камеры находятся на балансе ГУП «Брянсккоммунэнерго». Сведений о нахождении в границах земельного участка конкретных многоквартирных домов не имеется.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, данных о кадастровых номерах объектов недвижимости, в том числе земельных участков, в границах которых расположены многоквартирные жилые дома по <адрес>, не имеется.
В соответствии с техническим заключением по результатам технического обследования зданий, сооружений и инженерных сетей объекта капитального строительства: спортивной площадки, расположенной на земельном участке (кадастровый №) в Брянской области, городе Новозыбкове, земельный участок отдельно под спортивной площадкой не сформирован.
В соответствии с информацией ООО «Жилье» от 12 июля 2021 г. №, организация не располагает информацией, в чьей собственности находится земельный участок под спортивной площадкой и поставлен ли он на государственный кадастровый учет.
Из информаций ООО «Чистый дом» от 11 октября 2021 г. №, от 16 февраля 2022 г. №, 1 марта 2022 г. № и ООО «Жилье» от 1 октября 2021 г. №, от 16 февраля 2022 г. №, от 1 марта 2022 г. № судом установлено, что решения о включении спорной площадки в состав общего имущества многоквартирных домов собственники помещений не принимали, на обслуживание не передавали. В перечне работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов работы по содержанию и ремонту спортивной площадки отсутствуют, в тариф на содержание такие расходы не включены.
Согласно информации Государственной жилищной инспекции Брянской области от 8 апреля 2022 г. №, поскольку восстановление и ремонт элементов благоустройства территории многоквартирного дома не включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №), обязанность по выполнению указанных работ управляющей организацией возникает только в том случае, если перечень, виды, сроки и источник финансирования указанных работ предусмотрен планом текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному собственниками помещений в таком доме на общем собрании.
Согласно информации Новозыбковской городской администрации Брянской области от 12 июля 2021 г. №, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № спортивная площадка в перечне объектов муниципальной собственности отсутствует. Согласно информации Новозыбковской городской администрации Брянской области от 17 февраля 2022 г. №, дата строительства спортивной площадки и источник финансирования строительства неизвестны, объект не является объектом муниципальной собственности, не включен в перечень объектов благоустройства муниципального образования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 36, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 70, суд исходил из того, что размер и границы земельного участка, занимаемого спорной спортивной площадкой, в установленном порядке не определены, межевание земельного участка не проведено. Доказательств того, что спортивная площадка и земельный участок, занимаемый многоквартирными домами, переданы в ведение конкретных управляющих организаций либо лиц, уполномоченных на их содержание и ремонт, суду не представлено. Земельный участок под каждым из пяти вышеуказанных многоквартирных домов не сформирован.
Судом отмечено, что поскольку спорная спортивная площадка установлена на несколько многоквартирных домов, то она не может быть отнесена к общему имуществу собственников только одного многоквартирного дома, доказательства отнесения спорного объекта к общему имуществу всех пяти многоквартирных домов, суду не представлено. Сведений о принятии общим собранием собственников помещений в каком-либо многоквартирном доме решения о пользовании площадкой иными лицами, в том числе собственниками других многоквартирных домов, в материалах дела не имеется.
Поскольку истец не доказал факт отнесения спортивной площадки для игры в баскетбол к общему имуществу многоквартирных домов по <адрес>, суд пришел к выводу, что не доказан тот факт, что ООО «Жилье» и ООО «Чистый дом» являются лицами, ответственными за содержание данного объекта, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 9 759 кв.м, участок поставлен на кадастровый учет 27 марта 2003 г., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли под домами многоэтажной застройки. Вид права - общая долевая собственность, размер доли - доля в праве пропорционально размеру общей площади помещения, правообладатель - собственники помещений в многоквартирном доме.
В пределах данного земельного участка расположены следующие объекты - сооружения коммунального хозяйства с кадастровыми номерами №, №, № № №, принадлежащие муниципальному образованию «Новозыбковский городской округ Брянской области», сведения об иных расположенных на данном земельном участке объектах отсутствуют.
Многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Новозыбкове Брянской области по адресам: <адрес> находятся в управлении ООО «Жилье»; по адресам: <адрес> - в управлении ООО «Чистый дом».
Многоквартирные дома возведены: дом № <адрес> - в 1958 году, дом № <адрес> - в 1959 году, дом № <адрес> - в 1959 году; дом № по <адрес> в 1960 году, дом № <адрес> в 1960 году.
В сведениях ЕГРН в отношении вышеуказанных МКД отсутствуют сведения о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в пределах которых расположены объекты (многоквартирные дома).
Согласно плану земельного участка в инвентарном деле ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» на многоквартирный дом № по <адрес> по состоянию на 15 апреля 1993 г., внутренняя территория между многоквартирными домами - <адрес> поименована двором.
Постановлением Новозыбковской городской администрации Брянской области от 12 ноября 2009 г. № утвержден вид разрешенного использования «земли под многоэтажной застройки» ряду участков на территории г. Новозыбкова, ранее указанных в правоустанавливающих документах с разрешенным использованием «для жилой застройки», согласно Приложению №1, в том числе, земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Как следует из письма Новозыбковской городской администрации от 16 марта 2021 г. в адрес врио заместителя губернатора Брянской области, и протоколов общих собраний собственников вышеуказанных многоквартирных домов от 20 февраля 2021 г. и от 25 февраля 2021 г., администрацией в рамках регионального проекта инициативного бюджетирования для осуществления работ по благоустройству спортивной площадки на внутриквартальной территории МКД по адресам: <адрес> необходимо наличие земельного участка в муниципальную собственность. Собрание жильцов многоквартирных домов по вопросу уточнения границ участка путем изъятия в муниципальную собственность не состоялось ввиду отсутствия кворума.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исходя из положений статей 2, 16, 451 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 1, 5525 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вытекает обязанность собственников и иных законных владельцев зданий (помещений), строений и сооружений, земельных участков принимать участие, в том числе финансовое, в содержании территории, прилегающей к соответствующим объектам, в порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования, за исключением собственников или иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
Согласно Уставу муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области», утверждённому решением Совета народных депутатов г. Новозыбкова № от 21 мая 2019 г., к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами (пункт 29 статьи 10 Устава).
Вопросы обеспечения условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта также отнесены пунктом 24 статьи 10 Устава к вопросам местного значения.
Решением Новозыбковского городского Совета народных депутатов № от 14 февраля 2020 г. утверждены Правила благоустройства территории Новозыбковского городского округа Брянской области (далее Правила).
В соответствии с Правилами благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории городского округа, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского округа, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В указанных Правилах придомовая территория определена, как земельный участок, на котором расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке; прилегающая территория, как территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению.
К объектам благоустройства Правилами отнесены территории городского округа различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству в т.ч. детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
К деятельности по благоустройству территорий отнесена разработка проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства (п.п. 1.4.1 п. 1.4 Правил).
Содержание объектов благоустройства осуществляется путем поддержания в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов в соответствии с эксплуатационными требованиями (п.п. 1.4.4 п. 1.4 Правил).
Спортивное оборудование предназначено для всех возрастных групп населения, размещается на спортивных, физкультурных площадках либо на специально оборудованных пешеходных коммуникациях (тропы здоровья) в составе рекреаций (п. 2.7.6 Правил).
Спортивные площадки предназначены для занятий физкультурой и спортом всех возрастных групп населения, их рекомендуется размещать на территориях жилого и рекреационного назначения, участков спортивных сооружений (п. 2.12.7 Правил).
Приняв во внимание, что земельные участки, в границах которых расположены вышеуказанные многоквартирные дома, в установленном порядке не сформированы и на кадастровый учет не поставлены, при этом, из материалов дела не следует одновременное строительство вышеуказанных многоквартирных домов, а также, что земельный участок с кадастровым номером 32:31:0010314:1 был образован и поставлен на кадастровый учет для строительства пяти вышеуказанных домов, на участке расположены объекты, принадлежащие муниципальному образованию, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данный участок нельзя отнести к общему имуществу собственников вышеуказанных многоквартирных домов, следовательно, расположенная на нем площадка также не является общим имуществом собственников помещений указанных многоквартирных домов.
В связи с тем, что факт нахождения спортивной площадки в неудовлетворительном техническом состоянии, не отвечающим установленным требованиям надежности и безопасности, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а содержание объектов благоустройства отнесено к ведению органа местного самоуправления, судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда решение суда первой инстанции отменила, приняв новое решение об отказе в иске к ООО «Чистый дом», ООО «Жилье» и удовлетворении иска к Новозыбковской городской администрации Брянской области с возложением на указанного ответчика обязанности провести работы по приведению покрытия спортивной площадки для игры в баскетбол в соответствие с требованиями пункта 8.1 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно- спортивные сооружения», нанести границы и разметочные линии на спортивной площадке для игры в баскетбол в соответствии с пунктом 3.5 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно- спортивные мероприятия».
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда об удовлетворении заявленных исковых требований в отношении Новозыбковской городской администрации, свидетельствуют не о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые были проверены судом и признаны необоснованными.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм права, которые в силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Новозыбковской городской администрации - без удовлетворения.