Дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2016 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Хайдуровой Н.В. к отделу Управления Федеральной миграционной службы России по РБ в Советском районе гор.Улан-Удэ о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,
установил:
В суд обратилась Хайдурова Н.В. с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства ОУФМС России по РБ в Советском районе г.Улан-Удэ, указав, что она фактически проживает по адресу: ..., с супругом Хайдуровым К.А., который зарегистрирован по указанному адресу, ранее она обращалась с заявлением о регистрации по месту своего жительства в ..., ..., но в регистрации ей было отказано с указанием на отсутствие правоустанавливающих документов на дом. Просит суд признать отказ незаконным, обязать зарегистрировать по месту ее фактического жительства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.10 ст. 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11 ст. 226 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Хайдурова Н.В., не являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... ..., при обращении в регистрирующий орган с заявлением о регистрации по месту жительства, предоставила технический паспорт на помещение.
Решением ОУФМС РФ по РБ в Советском районе г. Улан-Удэ от 26.05.2016 г. в удовлетворении поданного заявления Хайдуровой Н.В. было отказано со ссылкой на необходимость предоставить правоустанавливающие документы.
Анализируя законность принятого решения, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 (далее – Правила регистрации) регистрационный учет граждан Российской Федерации производится по месту жительства или по месту пребывания.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (п. 3 Правил регистрации).
Из статьи 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что при регистрации гражданина по месту жительства предъявляются паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации для регистрации по месту жительства гражданином в числе требуемых документов должен быть предоставлен также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Аналогичное требование закреплено в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Основания для возникновения жилищных прав и обязанностей предусмотрены ст. 10 ЖК РФ. В соответствии с данной нормой материального права жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Как усматривается из содержания приведенных выше норм материального права, жилищные права и обязанности, к числу которых относится и право на вселение и проживание в жилом помещении, не возникают из технического паспорта.
При обращении же в ОУФМС РФ по РБ в Советском районе г. Улан-Удэ с заявлением о регистрации по месту жительства Хайдуровой Н.В. был предоставлен только технический паспорт жилого помещения, правоустанавливающих документов на жилой дом в соответствии со ст. 10 ЖК РФ, ею не представлялось.
При таких обстоятельствах, ОУФМС РФ по РБ в Советском районе г. Улан-Удэ правомерно отказал в регистрации Хайдуровой Н.В. по указанному выше адресу.
Тот факт, что в данном доме зарегистрирован ее супруг не является основанием для признания решения ТП УФМС РФ по РБ в Советском районе г. Улан-Удэ об отказе Хайдуровой Н.В. в регистрации по адресу: ..., ..., ..., незаконным, поскольку ею правоустанавливающих документов на жилой дом, как того требуют положения ст. 10 ЖК РФ, не представлялось.
Учитывая изложенное, поскольку Хайдурова Н.В. не подтвердила свое проживание в жилом помещении в качестве собственника или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также не доказала правовой статус дома как жилого помещения, регистрирующий орган правомерно отказал ей в регистрации.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, учитывая, что оспариваемое решение принято уполномоченным лицом, в рамках, предоставленных действующим законодательством, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя, имеющей место регистрации в г. Улан-Удэ Республики Бурятия с 15.09.1996 г., оснований для удовлетворения заявления Хайдуровой Н.В. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных требований Хайдуровой Н.В. к отделу Управления Федеральной миграционной службы России по РБ в Советском районе гор.Улан-Удэ о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами участвующими в деле копии решения, путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Е.А. Богомазова