Решение по делу № 2-1133/2020 от 31.01.2020

Дело № 2-1133/2020

22RS0066-01-2020-000389-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 ноября 2020 года г.Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Косиловой Д.В.,

при секретаре Кирюшиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула к Агафоновой Ирине Федоровне о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее КЖКХ г. Барнаула/Комитет) обратился в суд с иском к Агафоновой И.Ф., в котором просил прекратить право собственности ответчика на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Силикатная, 6а-3, признать право собственности городского округа – города Барнаула на жилое помещение по вышеуказанному адресу.

    В обоснование иска указано, что 27.09.2003 на территории Алтайского края произошло землетрясение, в результате которого техническое состояние конструкций дома №6а по ул. Силикатная в г. Барнауле ухудшилось, в соответствии с постановлением главы администрации города от 18.11.2003 №4027 жилой дом был признан непригодным для проживания, подлежащим демонтажу и выводу из жилья.

В 2004 году распоряжением Правительства РФ от 19.04.2004 №491 администрации Алтайского края выдано 69 государственных жилищных сертификатов для предоставления гражданам, в том числе гражданам, проживающим в указанном доме, в соответствии со списком граждан, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 08.01.2004 №5. В данный список включен ответчик.

    Государственный жилищный сертификат был выдан комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Агафоновой И.Ф. для приобретения жилого помещения и реализован ответчиком.

    Согласно выписке из ЕГРН ответчик Агафонова И.Ф. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Силикатная, 6а-3.

Поскольку условием предоставления государственного жилищного сертификата является признание жилого помещения непригодным для проживания в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, основания для сохранения за ответчиком права собственности на жилое помещение отсутствуют. Собственник жилого помещения распорядился своим правом путем получения взамен непригодного жилого помещения – сертификата, то право собственности подлежит прекращению.

К полномочиям Комитета относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, организация проведения мероприятий по сносу домов муниципального жилищного фонда, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, организация проведения мероприятий по приобретению жилых помещений для малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и граждан, переселяемых из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Поскольку собственник жилого помещения распорядился своим правом путем получения взамен непригодного жилого помещения сертификата, то собственник не может претендовать на сохранение права собственности на жилое помещение признанное непригодным для проживания.

Ссылаясь на положения ст. 235 ГК РФ, ст. 55.26 ГрК РФ, ст. 32 ЖК РФ истец полагает, что основания для сохранения за ответчиком права собственности на жилое помещение по адресу: г.Барнаул, ул. Силикатная, 6а-3, отсутствуют.

    В судебном заседании представитель истца Турко Н.В. на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Показала, что требования подлежат удовлетворению, имеются другие гражданские дела по указанному дому.

В судебное заседание ответчик Агафонова И.Ф. не явилась, извещена надлежаще. Ранее, участвуя в судебных заседаниях заявленные требования не признала, представив письменные возражения на иск, согласно которым, заявила о пропуске истцом срока исковой давности, дом пригоден для проживания, имеются договоры с организациями на поставку тепловой энергии, оплачиваются налоги за жилое помещение, ранее установлено, что акт отсутствует, заключением эксперта подтверждено, что дом не находится в разрушенном состоянии, постановление о внесении изменений в постановление не содержит подписи лица его вынесшего, акт не заверен в установленном законом порядке, сертификат был получен и реализован в целях ремонта спорного жилого помещения, передача спорного жилого помещения в собственность ответчика (приватизация) была произведена уже после издания постановления о признании дома аварийным.

В судебном заседании представитель ответчика Агафоновой И.Ф. – Ткачев В.В. возражал против удовлетворения исковых требований, представив письменные возражения на иск. Пояснил, что истцом не представлено доказательств гибели или уничтожения жилого дома в результате произошедшего землетрясения в смысле ст. 235 ГК РФ, напротив, как из заключения эксперта №223/160908 от 23.09.2008 года, так и из заключения экспертного исследования №033/20-И от 28.10.2020 года следует, что в доме требуется капитальный ремонт, при этом эксплуатация квартир возможна при условии проведения такого ремонта, угроза обрушения отсутствует; спорное жилое помещение является единственным жильем для ответчика; истцом не представлено доказательств изъятия земельного участка для муниципальных нужд, равно как и соблюдения порядка изъятия жилого помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ; соглашения о выкупе спорной квартиры с ответчиком не заключалось; акт межведомственной комиссии о признании дома аварийным отсутствует, представлена лишь незаверенная светокопия данного акта, что является недопустимым доказательством.

Представители третьих лиц администрации города Барнаула, администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Министерства Финансов Алтайского края, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула, третье лицо Агафонов А.С. в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.

Администрацией г. Барнаула в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому полагали, что заявленные КЖКХ г. Барнаула требования подлежат удовлетворению, собственником жилого помещения получено денежное возмещение за утраченное жилое помещение путем предоставления государственного жилищного сертификата, в связи с чем его право собственности подлежит прекращению.

Аналогичный отзыв на иск представлен Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике г.Барнаула.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).

В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Согласно указанному Порядку государственные жилищные сертификаты (далее именуются - сертификаты) являются именными необращаемыми ценными бумагами и отчуждению в какой-либо форме не подлежат (п. 2); срок действия сертификатов составляет один год с даты выдачи. В случае истечения срока действия сертификата он подлежит аннулированию (п. 6); выпуск сертификатов осуществляется в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий". Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), в соответствии с действующим законодательством принимает решение о поименной выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства финансов Российской Федерации необходимое количество сертификатов (п. 9); владелец сертификата обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с просьбой о предоставлении ему жилья, размер общей площади которого указан в сертификате. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения им сертификата, выделяет из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда владельцу сертификата жилое помещение. В случае отсутствия муниципального жилья в выбранном владельцем сертификата населенном пункте он имеет право приобрести по договору купли - продажи на первичном или вторичном рынке жилья у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оказывает владельцу сертификата содействие в приобретении жилья. В случае если по договору купли - продажи стоимость жилого помещения превышает размер компенсации, причитающейся органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации за подлежащее предоставлению жилое помещение, оставшаяся часть стоимости приобретаемого жилого помещения оплачивается за счет средств владельца сертификата (п. 12); погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (п. 15); орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации оригинал государственного жилищного сертификата, подтверждение о том, что данный сертификат принят им к учету, и заявку на компенсацию стоимости жилья или на оплату жилья (части жилья) по договору купли - продажи, Министерство финансов Российской Федерации в срок, не превышающий одного месяца со дня получения сертификата и заявки на компенсацию стоимости жилья или на оплату жилья (части жилья) по договору купли - продажи, осуществляет через систему федерального казначейства перечисление средств бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений (п. 16).

Исходя из толкования вышеуказанных норм, следует, что в случае лишения граждан жилья в результате чрезвычайной ситуации их право на защиту имущества и на возмещение ущерба реализуется, в том числе, путем предоставления государственного жилищного сертификата на получение жилого помещения.

В силу ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после введения Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, определен главой 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Агафонова И.Ф. является собственником жилого помещения по адресу: г. Барнаул, ул. Силикатная, 6а-3, на основании договора о передаче жилья в собственность от 20.11.2003 года (т.1 л.д.22-23, 49).

В спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают Агафонова И.Ф., Агафонов А.С.

В результате землетрясения, произошедшего на территории Алтайского края 27.09.2003 жилой дом № 6а по ул. Силикатная был признан непригодным для проживания и подлежащим демонтажу и выводу из жилья в соответствии с Постановлением администрации г. Барнаула от 18.11.2003 №4027 «О признании непригодным для проживания жилых домов в Железнодорожном и Октябрьском районах г. Барнаула, пострадавших в результате землетрясения 27 сентября 2003 года», с учетом внесения изменений в постановление от 17.06.2020 №941.

В 2004 году распоряжением Правительства РФ №491-р администрации Алтайского края выделено 59 жилищных сертификатов для переселения граждан, пострадавших в результате землетрясения.

Постановлением администрации Алтайского края от 08.01.2004 № 5 утвержден уточненный список граждан г. Барнаула пострадавших в результате землетрясения 27.09.2003 на получение государственного жилищного сертификата в котором Агафонова И.Ф. числится по № 46.

Согласно материалам дела ответчик 16.08.2005 получила государственный жилищный сертификат серия А №0000413 (т.1 л.д.235).

Указанный сертификат реализован Агафоновой И.Ф. при покупке жилого помещения, расположенного по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с.Шелаболиха, ул. Кирова, 2-9, что подтверждено договором купли-продажи объекта недвижимости от 17.11.2005 года (т.1 л.д. 232-234).

Согласно п.п. 5.1, 5.2 названного договора купли-продажи, цена объекта недвижимости составляет 388 800 руб.; указанная сумма перечисляется продавцу согласно именному жилищному сертификату А №0000413, выданному 16.08.2005 года Агафоновой И.Ф.

Аналогичные сведения о реализации ответчиком государственного жилищного сертификата серия А №0000413 на сумму 388 800 руб. представлены ПАО Сбербанк (т.2 л.д. 55-56).

Впоследствии по договору купли-продажи квартиры от 25.09.2007 года Агафонова И.Ф. продала квартиру по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с.Шелаболиха, ул. Кирова, 2-9 (т.1 л.д. 210-212). Денежные средства потратила на собственные нужды.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. Государственный жилищный сертификат выдаётся гражданам в случае утраты ими в результате стихийного бедствия жилого помещения, которое являлось для них единственным и в котором они были зарегистрированы и постоянно проживали.

Вместе с тем, приведенные выше нормы Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Постановление Правительством Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" не содержат положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние, а также земельного участка, на котором он расположен.

Действительно целью предоставления государственного жилищного сертификата является приобретение взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.

Вместе с тем снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчика, представляющего, по мнению истца, угрозу жизни и здоровью граждан, а равно как изъятие земельного участка могут быть осуществлены только в соответствии с установленным законом порядком.

Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

В силу ч.6 названной нормы возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (ч. 10).

Таким образом, положениями статьи 32 ЖК РФ определено, что если собственник жилого дома, получивший соответствующее уведомление, в установленный в уведомлении срок не осуществил снос аварийного жилого дома, орган местного самоуправления обязан приступить к процедуре изъятия соответствующего земельного участка и жилого помещения.

Сведений о том, что КЖКХ г.Барнаула была соблюдена необходимая процедура изъятия земельного участка и жилого помещения, и предоставления за него соразмерного возмещения, отвечающего требованиям ч.7 ст. 32 ЖК РФ, в материалы дела не представлено, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

При решении вопроса о признании за ответчиком права на получение государственного жилищного сертификата согласие ответчика на снос жилого дома не выяснялось, соглашение о том, что жилищный сертификат предоставляется взамен изъятия спорного жилого дома, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, с ответчиком не заключалось.

Доводы истца о том, что предоставление государственного жилищного сертификата является, по сути, получением возмещения за утраченное жилое помещение, и влечет прекращение права собственности ответчика на него, судом признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права, противоречащими приведенным выше положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.

Что касается доводов ответчика о пригодности жилого дома для дальнейшего проживания, суд исходит из следующего.

Как указывалось выше, в результате землетрясения, произошедшего на территории Алтайского края 27.09.2003 жилой дом № 6а по ул. Силикатная был признан непригодным для проживания и подлежащим демонтажу и выводу из жилья в соответствии с Постановлением администрации г. Барнаула от 18.11.2003 №4027 «О признании непригодным для проживания жилых домов в Железнодорожном и Октябрьском районах г. Барнаула, пострадавших в результате землетрясения 27 сентября 2003 года», с учетом внесения изменений в постановление от 17.06.2020 №941.

Порядок признания помещения непригодным для проживания на день составления акта осмотра регулировался Положением «О порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 №552 (далее - Положение).

Согласно п. 4, п. 6 Положения вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется - комиссия), которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Комиссия рассматривает вопрос о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания на основании заявления собственника либо уполномоченного собственника, или указания органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, или представления органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, государственной жилищной инспекции, или заявления граждан.

    В силу п. 8 Положения комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимает одно из следующих решений: а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания; б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований); в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

    Решение комиссии оформляется актом по форме согласно приложению. Акт составляется в 2 экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии. Члены комиссии, имеющие особое мнение, выражают его (в письменной форме) в отдельном документе, который является неотъемлемой частью акта. В обоих экземплярах акта делается отметка о наличии особого мнения (п.9).

Согласно п. 10 Положения комиссия в 5-дневный срок направляет один экземпляр акта в орган местного самоуправления и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос.

В случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, акт направляется в орган местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п.11).

Порядок признания помещения непригодным для проживания в момент возникношения спорных правоотношений регулировался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529 (далее – Положение №529).

Согласно п. 1.2 и п. 3.2 Положения №529 рассмотрение вопросов и подготовка акта о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания производились междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора.

Пунктом 3.5 Положения №529 предусматривалось, что решение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания принималось исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что акт осмотра жилого дома, в котором содержится заключение междуведомственной комиссии об отнесении жилого дома к пригодным или непригодным носит рекомендательный характер, поскольку акт подлежал дальнейшему утверждению исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Таким образом, именно решением соответствующего органа жилой дом признавался непригодным для постоянного проживания, и определялась дальнейшая судьба дома.

    Актом осмотра жилого дома применительно к дому № 6а по ул. Силикатная в г. Барнауле является акт от 02.10.2003, копия которого представлена истцом в настоящее дело. Акт утвержден главой города Барнаула, содержит вывод комиссии о признании жилого дома по ул. Силикатная непригодным для проживания, сведений о его обжаловании заинтересованными лицами в судебном порядке материалы дела не содержат.

    Установив, что для восстановления жилого дома требуется проведение работ по усилению фундаментов, замены элементов строительных конструкций, восстановление шиферной кровли, досчатых полос, чердачного перекрытия, оконных и дверных заполнений, а без проведения капитального ремонта, связанного с усилением конструкций стен и перекрытий, заменой конструктивных строительных элементов, жилой дом по ул. Силикатная, 6а не может быть использован для дальнейшего проживания, комиссия рекомендовала отнести дом к непригодным.

Ссылку стороны ответчика на то, что копия акта от 02.10.2003 является недопустимым доказательством, суд отклоняет, суд неоднократно предпринимал попытки получения решения межведомственной комиссии о признании жилого дома по ул. Силикатная, 6а непригодным для проживания, данное решение межведомственной комиссии компетентными органами не предоставлено по причине истечения срока хранения соответствующих документов.

Однако суд учитывает, что копия акта обследования жилого по ул. Силикатная, 6а Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края, поврежденного в результате землетрясения в период с 27 сентября по 1 октября 2003 г. от 02.10.2003, не содержит исправлений, подписан всеми участниками комиссии, содержит характеристики и объемы повреждений по конструктивным элементам обследованного жилого дома.

Материалы дела содержат постановление администрации города от 18.11.2003 №4027 о принятии решения уполномоченного органа о признании жилого дома по ул. Силикатная, 6а в г. Барнауле непригодным для постоянного проживания в результате именно стихийного бедствия - землетрясения от 27.09.2003.

     Поскольку постановлением администрации Алтайского края от 08.01.2004 № 5 утвержден поименный уточненный список граждан, лишившихся жилья в результате землетрясения 27 сентября 2003 года, на получение государственных жилищных сертификатов, в данный список включена, в том числе Агафонова И.Ф., с учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что именно акт от 02.10.2003 являлся решением межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания, при этом описка (техническая ошибка), допущенная в постановлении администрации города от 18.11.2003 относительно месяца составления акта межведомственной комиссии, исправлена в установленном порядке, что подтверждено постановлением администрации г.Барнаула от 17.06.2020 №941 (т.1 л.д.65).

Ходатайство ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, судом отклоняется, т.к. к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению срок исковой давности ввиду того, что они носят длящийся характер.

Иные доводы как стороны истца, так и ответчика правового значения для настоящего дела не имеют.

Разрешая настоящий спор, на основании вышеизложенного, суд исходит из того, что истцом не соблюдена процедура изъятия спорного земельного участка и находящегося на нем жилого дома, и, соответственно, предоставления за них соразмерного возмещения ответчику. Уведомление о сносе жилого дома в адрес ответчика не направлялось, его согласие на данные действия истцом не представлено, какое-либо решение об изъятии земельного участка и жилого дома для государственных или муниципальных нужд не принималось. Закон не содержит норм, предполагающих изъятие жилого помещение в случае предоставления гражданину государственного жилищного сертификата.

Кроме того, истцом не представлены сведения о том, что при решении вопроса о предоставлении ответчику государственного жилищного сертификата, она уведомлялась о том, что указанные меры социальной поддержки предоставляется взамен изъятия спорного жилого помещения и земельного участка, с зачетом его стоимости и площади.

Вместе с тем, суд также учитывает выводы экспертного исследования №033/20-И от 28.10.2020 года, согласно которым в спорном доме и на момент экспертного осмотра требуется капитальный ремонт, при этом эксплуатация квартир возможна только при условии проведения такого ремонта. При этом специалистом отмечено, что на дату осмотра отсутствует угроза внезапного обрушения конструкций или их отдельных элементов, следовательно, отсутствует угроза жизни и здоровью граждан.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения права собственности ответчика на спорный объект недвижимости, и, как следствие, для признания права собственности городского округа – города Барнаула на жилое помещение по вышеуказанному адресу.

На основании изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд     

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула к Агафоновой Ирине Федоровне о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Косилова

2-1133/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула
Ответчики
Агафонова Ирина Федоровна
Другие
Агафонов Александр Сергеевич
Администрация г. Барнаула
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула
Министерство финансов Алтайского края
Администрация ЖД района г. Барнаула
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Косилова Дарья Владимировна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2020Передача материалов судье
05.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.03.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
06.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2020Дело оформлено
06.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее