Решение по делу № 33-4552/2022 от 02.02.2022

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2021 г.                                                                                                        адрес

 

Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  № 2-3682/21 по иску Военного прокурора Красногорского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерство обороны Российской Федерации о понуждении проведения ремонтных работ,

 

установил:

 

Военный прокурор Красногорского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным иском в порядке ст. 39 ГПК РФ к Министерству обороны РФ о понуждении проведения капитального ремонта очистных сооружений инв. № 80, в том числе производственных комплексов инв. №№ 352 и 354, а также сетей водоотведения, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г№ 120.

Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России № 837 от 24 марта 2017 г. и на основании передаточного акта недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления от 29 июня 2017 г. очистные сооружения инв. № 80, в том числе (сети водоотведения - 7 190 п.м., 1950 года постройки и - 156 п.м., 2012 года постройки, а всего - сумма п.м.), а также производственный комплекс инв. №№ 352 и 354, 1978 года постройки на праве оперативного управления закреплены за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

Так, согласно актам осмотров системы водоотведения и ведомостей дефектов от 2019 г. и 2020 г. установлено, что на очистных сооружениях инв. № 80 с момента ввода их в эксплуатацию капитальный ремонт не проводился, части зданий, а именно проемы (окно - деревянное) - требуют полной замены, проемы (двери - деревянные) - имеют отслоения поверхности и гниение дверных приёмов полотна, полы - разрушены, кровля - имеет отслоение кровельного покрытия и частичное обрушение плит перекрытий, металлоконструкции (лестницы, площадки и пр.) - имеет коррозию металла и частичное разрушение, инженерные системы (электроснабжения) — недостаточное освещение и частичное нарушение изоляции, вышеуказанные части зданий имеют износ более 70 %, пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией вовсе отсутствует.

Кроме того, в производственном комплексе инв. №№ 352 и 354 прилегающая территория, ограждение - отсутствует ограждение, ограждающие конструкции - разрушение деревянных мостов, проемы (окна, двери) - имеют отслоения окрашенной поверхности и частичное гниение, кровля - разрушение рулонной кровли, отсутствуют отливы по парапету, инженерные системы (электро, водо, теплоснабжение и водоотведение здания, вентиляция) - центральное отопление отсутствует, водоснабжение, электропроводка требует ремонта, вышеуказанные части зданий имеет износ более 80 %, пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, система пожаротушения вовсе отсутствует.

Насосное оборудование, резервуары - разрушение железобетонной конструкции, решетки фильтры - не работает отсасывающая линия песка, электрооборудование (силовые) - нарушена изоляция, внутренние трубопроводы и арматура - износ трубопроводов пескоперекачивающих магистралей и илоудаления, вышеуказанные части производственного комплекса имеют износ более 80 %, приборы учета вовсе отсутствуют.

Сети водоотведения, а именно трубопроводы самотечения (Ду 200, 150 мм, материал-чугун, асбест.) - в результате длительной эксплуатации в отдельных местах происходит загнивание чеканочного материала и нарушение герметичности стыков чугунных труб, канализационные колодцы - имеют разрушение кирпичной кладки и плит покрытия, провалы чугунных люков, данные части сети водоотведения имеют износ более 80 %.

Более того, установлено, что входящие в систему очистных сооружений отстойники имеют частичные разрушения, через которые на рельеф местности происходит сброс сточных вод.

Так, недостатки, выявляемые в ходе весенних и осенних осмотров очистных сооружений, не устраняются, работы по замене оконных и дверных блоков, а также ремонту систем отопления, электроснабжения, цоколя, отмостки, фасада и внутренних помещений, в том числе оборудования осуществляющего очистку хозяйственно-бытовых сточных вод не выполнены, вынуждены обратиться в суд.

Представитель военной прокуратуры по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель МО РФ по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, по доводам подробно изложенным в письменном виде.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание не явилось, извещено, с ходатайством об отложении не обращалось, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу требований ч. 15 ст. 65 адрес кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных вод.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Исходя из положений ст. 4 названного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Частью 2 ст. 39 указанного Федерального закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Исходя из изложенного, действующее законодательство не предусматривает возможности сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Кроме того, согласно ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.        

В соответствии с ч. 1 ст. 44 адрес кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

 

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 55 адрес кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Пунктом 6 ст. 56 адрес кодекса Российской Федерации установлено, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии со ст.ст. 2, 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов воздействия на человека.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Красногорского гарнизона проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации ФГБУ «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) объектов военной инфраструктуры, а именно очистных сооружений инв. № 80, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г № 120.

Установлено, что в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России № 837 от 24 марта 2017 г. и на основании передаточного акта недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления от 29 июня 2017 г. очистные сооружения инв. № 80, в том числе (сети водоотведения - 7 190 п.м., 1950 года постройки и - 156 п.м., 2012 года постройки, а всего - сумма п.м.), а также производственный комплекс инв. №№ 352 и 354, 1978 года постройки на праве оперативного управления закреплены за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 г. № 607 на последнее возложены обязанности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, включающие в себя водоотведение сточных вод (прием, транспортировка, очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения), используя объекты водопроводно-канализационнного хозяйства (движимое и недвижимое имущество: здания, сооружения, водопроводные сети, канализационные сети и т.д.), находящиеся в собственности Минобороны России.

Согласно актам осмотров системы водоотведения и ведомостей дефектов от 2019 г. и 2020 г. установлено, что на очистных сооружениях инв. № 80 с момента ввода их в эксплуатацию капитальный ремонт не проводился, части зданий, а именно проемы (окно - деревянное) - требуют полной замены, проемы (двери - деревянные) - имеют отслоения поверхности и гниение дверных приёмов полотна, полы - разрушены, кровля - имеет отслоение кровельного покрытия и частичное обрушение плит перекрытий, металлоконструкции (лестницы, площадки и пр.) - имеет коррозию металла и частичное разрушение, инженерные системы (электроснабжения) — недостаточное освещение и частичное нарушение изоляции, вышеуказанные части зданий имеют износ более 70 %, пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией вовсе отсутствует.

Кроме того, в производственном комплексе инв. №№ 352 и 354 прилегающая территория, ограждение - отсутствует ограждение, ограждающие конструкции - разрушение деревянных мостов, проемы (окна, двери) - имеют отслоения окрашенной поверхности и частичное гниение, кровля - разрушение рулонной кровли, отсутствуют отливы по парапету, инженерные системы (электро, водо, теплоснабжение и водоотведение здания, вентиляция) - центральное отопление отсутствует, водоснабжение, электропроводка требует ремонта, вышеуказанные части зданий имеет износ более 80 %, пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, система пожаротушения вовсе отсутствует.

Насосное оборудование, резервуары - разрушение железобетонной конструкции, решетки фильтры - не работает отсасывающая линия песка, электрооборудование (силовые) - нарушена изоляция, внутренние трубопроводы и арматура - износ трубопроводов пескоперекачивающих магистралей и илоудаления, вышеуказанные части производственного комплекса имеют износ более 80 %, приборы учета вовсе отсутствуют.

Сети водоотведения, а именно трубопроводы самотечения (Ду 200, 150 мм, материал-чугун, асбест.) - в результате длительной эксплуатации в отдельных местах происходит загнивание чеканочного материала и нарушение герметичности стыков чугунных труб, канализационные колодцы - имеют разрушение кирпичной кладки и плит покрытия, провалы чугунных люков, данные части сети водоотведения имеют износ более 80 %.

В соответствии с выводами комиссий, состояние очистных сооружений неудовлетворительное, эксплуатируется. Требуется капитальный ремонт.

Более того, установлено, что входящие в систему очистных сооружений отстойники имеют частичные разрушения, через которые на рельеф местности происходит сброс сточных вод.

Проведенной с участием специалиста старшего государственного инспектора в области окружающей среды территориального отдела Главного управления Государственного административно-технического надзора по адрес, проверкой установлено, что должностными лицами ФГБУ «ЦЭКУ» Минобороны России текущее оперативное руководство хозяйственной деятельностью вверенных им подразделений должным образом не организовано, в результате чего обслуживание и текущий ремонт очистных сооружений не обеспечен.

Так, недостатки, выявляемые в ходе весенних и осенних осмотров задний очистных сооружений, не устраняются, работы по замене оконных и дверных блоков, а также ремонту систем отопления, электроснабжения, цоколя, отмостки, фасада и внутренних помещений, в том числе оборудования осуществляющего очистку хозяйственно-бытовых сточных вод не выполнены.

Более того, в результате вышеуказанного, не прошедшие полную очистку хозяйственно-бытовые сточные воды в отсутствие какой-либо разрешительной документации от уполномоченных органов, в нарушение п. 1 ст. 34, п. 1,2 ст. 39, п. 1 ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 6 ст. 56 адрес кодекса Российской Федерации, сбрасываются на рельеф местности с последующим их попаданием в реку Трасна.

Исходя из положений санитарного законодательства, предприятия должны иметь сооружения для предотвращения или устранения существующего загрязнения поверхностных вод, в том числе, путем их обеззараживания. Сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды. Несоблюдение установленных норм может привести к различным нарушениям здоровья населения, развитию массовых инфекций, паразитных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования.

Таким образом, сброс неочищенных сточных вод из частично пришедших в негодность и требующих капитального ремонта очистных сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России, при вышеуказанных обстоятельствах нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Поскольку водный объект - река Трасна находится в федеральной собственности, также нарушаются права Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с длительным не проведением капитального ремонта очистных сооружений инв. № 80, в том числе производственных комплексов инв. №№ 352 и 354, а также сетей водоотведения, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г№ 120, незаконным; об обязании Министерство обороны Российской Федерации в течение года со дня вступления решения в законную силу осуществить устранение нарушений, отражённых в актах осмотров системы водоотведения и ведомостей дефектов от 2019 г. и 2020 г. путем проведения капитального ремонта очистных сооружений инв. № 80, в том числе производственных комплексов инв. №№ 352 и 354, а также сетей водоотведения, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г№ 120, подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника по капитальному ремонту, принадлежащего ему имущества, приводит к существенному нарушению прав граждан, по использованию объектов. Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания имущества, объектов военной инфраструктуры, а именно очистных сооружений инв. № 80, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г № 120.

Так, результаты надзорных мероприятий свидетельствуют, что бездействие должностных лиц Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта объектов военной инфраструктуры, а именно очистных сооружений инв. № 80, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г № 120, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объекта.

В подтверждение исковых требований, истцом представлено надзорное производство с проверкой технического состояния объекта из которого следует, что Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания имущества, объектов военной инфраструктуры, а именно очистных сооружений инв. № 80, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г № 120.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком, представленные истцом в обоснование заявленных требований доказательства не опровергнуты, ходатайств о назначении по делу строительно-технической экспертизы не заявлялось.

Довод ответчика о том, между Минобороны России и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» заключен государственный контракт от 2 июля 2019г. № 1920187375632554164000000 и завершение строительства объекта: «Инженерное обеспечение объектов в/г 120 в/ч 01355, в/г 85/2 в/ч 28337, 5-ти жилых домов по адресу адрес, н.п Кубинка-2» и Минобоороны России в рамках своей компетенции и полномочий, а также бюджетных ассигнований реализует мероприятия на защиту законных прав интересов граждан и Российской Федерации не может быть принят судом во внимание.

Так судом было установлено, что в соответствии с выводами комиссий, участвующих в составлении актов осмотров системы водоотведения и ведомостей от 2019г. и 2020г. состояние очистных сооружений неудовлетворительное, эксплуатируется, требуется капитальный ремонт, что позволяет суду прийти к выводу, что государственный контракт от 2 июля 2019г. Министерство обороны РФ не выполняется, доказательств обратного суду не представлено.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 

 

Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с длительным не проведением капитального ремонта очистных сооружений инв. № 80, в том числе производственных комплексов инв. №№ 352 и 354, а также сетей водоотведения, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г№ 120, незаконным.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение года со дня вступления решения в законную силу осуществить устранение нарушений, отражённых в актах осмотров системы водоотведения и ведомостей дефектов от 2019 г. и 2020 г. путем проведения капитального ремонта очистных сооружений инв. № 80, в том числе производственных комплексов инв. №№ 352 и 354, а также сетей водоотведения, расположенных по адресу: адрес, адрес, н.п. Кубинка-2, адрес Вотинцева, в/г№ 120.

 

 

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение месяца.

 

Судья                                                                                                                  А.И. Карпова

 

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 05.08.2021

33-4552/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения
Истцы
Военный прокурор Красногорского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
www.mos-gorsud.ru
02.02.2022Зарегистрировано
08.02.2022Завершено
02.02.2022У судьи
19.04.2022Вне суда
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее