Дело №2-4227/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2015 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Рахматуллиной Э.И.,
с участием истцов Сенникова А.А., Сенниковой О.В.,
представителя истцов Меновщиковой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Сенникова А.А., Сенниковой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сенникова Н.А., Сенникова К.А., Сенниковой А.А. к Министерству социального развития Пермского края, администрации г.Кудымкара о признании решения незаконными, возложении обязанностей,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к администрации города Кудымкара, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным исключения от ДД.ММ.ГГГГ. молодой семьи из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; восстановлении молодой семьи в списках молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что в ДД.ММ.ГГГГ года были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ. были признаны участниками краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.». ДД.ММ.ГГГГ. семью истцов исключили из списков молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, поскольку Сенникова О.В. зарегистрирована по месту жительства не в <Адрес>, а в <Адрес>. Истцы считают данный отказ незаконным, поскольку постоянным местом жительства Сенниковой О.В. с момента регистрации брака является мето жительства и регистрации её мужа – <Адрес>.
Впоследствии истцы уточнили заявленные исковые требования, просят признать незаконными решение жилищной комиссии администрации г.Кудымкар от ДД.ММ.ГГГГ. № и постановление администрации г.Кудымкар от ДД.ММ.ГГГГ. №; признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать права на получение социальной выплаты в размере 35 %, обязать администрацию города Перми выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в рамках подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края»; обязать ответчиков включить молодую семью в списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 35 %, обязать администрацию города Перми выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в рамках подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», с учетом даты постановки на учет и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (л.д.83-87).
Истцы в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, пояснили, что Сенников А.А. с детства проживал в доме по адресу: <Адрес>, принадлежащем его тете. Сенникова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ. также постоянно проживает по данному адресу в указанном доме. Истец Сенникова О.В. в <Адрес> лишь сохраняет регистрацию, но фактически проживает по адресу: <Адрес>, на другое место жительства не выезжала.
Представитель истцов в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.94, 96-97).
Администрация г.Кудымкара представила письменные возражения и дополнения к возражениям, указав, что истцами пропущен трехмесячный срок для обжалования решения об исключении из списков, также указывают о законности принятого решения, поскольку Сенникова А.А. зарегистрирована не в <Адрес>, а по адресу: <Адрес>, в то время как учет граждан производится по месту их жительства, о проживании истцов не на территории <Адрес> также свидетельствуют свидетельства о рождении детей, выданные отделом ЗАГС Кудымкарского муниципального района (л.д.25-26, 96-97).
Министерство социального развития также представили письменные возражения на исковое заявления, указав, что для участия в Программе необходимо постоянно проживать по месту нахождения органа муниципального образования, также указали, что решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий вправе принимать только орган местного самоуправления (л.д. 73-75)
Оценив доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края постановлением от 30.12.2010г. №1190-п утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", для участия в которой молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;
б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;
в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.
Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. N 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. N 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы";
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";
потенциальные участницы Программы - семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).
Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов (п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п).
Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1665-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края по обеспечению жильем молодых семей на 2014 год" Постановление Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" признано утратившим силу с 01.01.2014г.
В настоящий момент реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. №1322-п».
Согласно п.1.4. Порядка реализации мероприятий подпрограммы сохраняют право на получение социальной выплаты, в том числе за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы:1.4.1 потенциальные участники Подпрограммы, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675;
1.4.2. потенциальные участники Подпрограммы, включенные список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. N 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. N 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы";
1.4.3. потенциальные участники Подпрограммы, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия Подпрограмме на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";
1.4.4. потенциальные участники Подпрограммы, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия Подпрограмме на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Пермского края на 2011-2015 годы".
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
ДД.ММ.ГГГГ. постановлением администрации г.Кудымкара Сенников А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.58).
ДД.ММ.ГГГГ. семья Сенниковых обратилась в администрацию г.Кудымкара с заявлением на участие в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.» в составе семьи из трех человек (л.д.53-54).
ДД.ММ.ГГГГ. администрация г.Кудымкара уведомила семью истцов сообщили о включении в список участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.» (л.д.52).
ДД.ММ.ГГГГ. у истцов родился сын Кирилл (л.д.35).
ДД.ММ.ГГГГ. у истцов родилась дочь – ФИО25 (л.д.36), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. Сенников А.А. обратился в администрацию г.Кудымкара с заявлением о внесении изменении в учетное дело (л.д.31).
По результатам рассмотрения данного заявления, ДД.ММ.ГГГГ. администрация г.Кудымкара направила Сенникову А.А. письмо об отсутствии оснований для участия в программе, поскольку его жена зарегистрирована по адресу: <Адрес> (л.д.30)
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г.Кудымкара № семья Сенниковых исключена из списков участников программы (л.д.28)
Судом также установлено, что Сенников А.А. с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: <Адрес> (л.д.9), в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО26 (л.д.40).
Сенникова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована по адресу: <Адрес> (л.д.10), в доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме также заергистрированы – ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 (л.д.62,100-101).
ДД.ММ.ГГГГ. истцы заключили брак (л.д.11)
В собственности жилых помещений у истцов и их детей не имеется (л.д.47-51, 63)
В соответствии со справкой администрации Степановского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края, Сенникова О.Б. зарегистрирована по адресу: <Адрес>, фактически с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает в г.Кудымкаре (л.д.99).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО31 пояснила, что является соседкой истцов, они постоянно проживают в доме по адресу: <Адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, на другое место жительство никуда не выезжали. Истцы проживают семьей, с детьми, больше никто в доме не живет.
Свидетель ФИО32 пояснил, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживают в доме по адресу: <Адрес>, который принадлежит родственникам Сенникова А.А., на другое место жительство никуда не выезжали.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности исключения семьи истцов из списков участников Программы, поскольку проживание семьи истцов, в том числе и Сенниковой О.В. на территории г.Кудымкара по адресу: <Адрес>, как на момент постановки на учет, так и на сегодняшний день подтверждается совокупностью вышеуказанных доказательств, иного суду на день рассмотрения не представлено.
То обстоятельство, что свидетельства о рождении детей выданы отделом ЗАГС администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края не свидетельствуют о проживании семьи не на территории г.Кудымкара, поскольку в свидетельствах о рождении указано место рождения детей – г.Кудымкар, проживание истцов в г.Кудымкаре подтверждается иными доказательствами по делу, в частности показаниями свидетелей, справками, представленными на обозрение суда медицинскими картами на детей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация г.Кудымкара необоснованно исключила семью истцов из списков участников Программы, поскольку во внимание следует принимать фактическое место жительства истцов на территории г.Кудымкара, истцы нуждались и нуждаются в жилых помещениях.
Таким образом, семью истцов следует признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, а постановление администрации г.Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ. № об исключении семьи истцов из списков участников Программы нельзя признать законным и обоснованным, так как семья истцов соответствует требованиям, установленным долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», а также Порядку признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п.
Доводы ответчика о пропуске истцами срока для обращения в суд отклоняются, поскольку оспариваемое постановление было принято ДД.ММ.ГГГГ., в то время как в суд истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.4). При этом суд учитывает, что истцы в судебном заседании пояснили, что письмо об исключении их из списков участников Программы было ими получено в ДД.ММ.ГГГГ., иного суду не представлено.
Истцами также заявлено требование о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации г.Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ. Однако данное решение суду не представлено, основания его оспаривания не указаны, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований
Суд также не находит оснований для удовлетворения требований истцов о признании права на получение свидетельства, возложении обязанности включить в списки претендентов и выдать свидетельство, поскольку выдача свидетельства осуществляется органами местного самоуправления в порядке очереди, исходя из даты постановки на учет.
В соответствии с представленной администрацией г.Кудымкара информацией, семьи, вставшие на учет после семьи истцов, свидетельство на получение социальной выплаты не получали (л.д.81).
При таких обстоятельствах, так как условиями Программы предусмотрена очередность предоставления социальной выплаты, доказательств подтверждающих, что у истцов подошла очередь и, следовательно, возникло право на получение выплаты, истцами не представлено, в удовлетворении требований о признании права на получение свидетельства, возложении обязанности включить в списки претендентов и выдать свидетельство, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконными постановление администрации г.Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Признать молодую семью в составе Сенникова А.А., Сенниковой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сенникова Н.А. Сенникова К.А., Сенниковой А.А., нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Сенникову А.А., Сенниковой О.В. – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий – подпись (Л.Ю. Дульцева)
Копия верна. Судья – (Л.Ю. Дульцева)