УИД №61RS0057-01-2023-001538-72
№2-106/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ростовская область
р.п.Усть-Донецкий 31 января 2024 года
Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Хачатуряна В.Г.,
с участием помощника прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области – Куприяновой А.А.,
при секретаре – Ситниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области и МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, с учётом уточнений, к Администрации Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области и МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» об обязании обеспечит доступность здания администрации для инвалидов, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Усть-Донецкого района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Действующим законодательством нормативно закреплено требование доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» условия инвалидам и другим маломобильным группам населения не созданы, так как отсутствует беспрепятственный доступ в здание для инвалидов. В соответствии с п. 7.2.2 ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности, устройства вызова помощи или средства связи с персоналом на объекте следует устанавливать в местах, где инвалиду требуется оказание помощи в передвижении или получении необходимой информации. Вход в здание не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов: на входе отсутствуют пандусы для подъезда на инвалидных колясках, а также отсутствует устройство вызова помощи или средства связи с персоналом, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту ограничен. Руководство МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» допускает нарушения требований действующего законодательства, существенно ущемляющие права инвалидов и других маломобильных групп населения. С целью устранения выявленных нарушений в адрес руководителя МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, при этом действий для устранения выявленных нарушений предпринято не было. Указанные обстоятельства нарушают права маломобильной категории граждан, проживающих на территории поселения. На основании изложенного прокурор просит суд: обязать Администрацию Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области в срок до 01.07.2024 года выделить денежные средства МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» для устранения выявленных нарушений в виде отсутствия кнопки вызова сотрудников на здании МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>; обязать МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» в срок до 01.08.2024 года произвести работы по укомплектованию здания МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес> - кнопкой вызова сотрудника.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области Куприянова А.А. заявленные исковые требования, с учётом уточнений, поддержала и просила удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении, так же суду пояснила, что на день рассмотрения дела в суде, нарушения не устранены.
Представитель ответчика Администрации Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Усть-Донецкого района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
Действующим законодательством нормативно закреплено требование доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями
Проведённой прокуратурой Усть-Донецкого района Ростовской области проверкой установлено, что МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» условия инвалидам и другим маломобильным группам населения не созданы, так как отсутствует беспрепятственный доступ в здание для инвалидов, что подтверждается Актом осмотра от 15.12.2023 года и фототаблицей.
С целью устранения выявленных нарушений, руководителю МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» 09.11.2023 года прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, при этом действий для устранения выявленных нарушений предпринято не было.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использование их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п.3 ст.2 ГрК РФ - одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно п.4.1.14, 5.1.1, 5.1.2. СНиП 35-01-2001, утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года №605 - лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В здании должен быть как минимум один вход, доступный для инвалидов и маломобильным групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для указанной категории граждан подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п.7.2.2 ГОСТ Р 51671-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация» - требования доступности и безопасности устройства вызова помощи или средства связи с персоналом на объекте следует устанавливать в местах, где инвалиду требуется оказание помощи в передвижении или получении необходимой информации.
Кнопки устройства вызова помощи должны быть расположены на высоте от 1,0 до 1,2 м от уровня доступной для инвалида поверхности передвижения (например, тротуара или входной площадки) на расстоянии не менее 0,6 м от внутреннего угла и за пределами радиуса открывания двери. При наличии в вызывном устройстве видеокамеры она должна находиться не выше, чем 1,4 м над уровнем тротуара (входной площадки).
Вход в здание не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов: на входе отсутствуют пандусы для подъезда на инвалидных колясках, а также отсутствует устройство вызова помощи или средства связи с персоналом, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту ограничен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что допускаются нарушения требований действующего законодательства, существенно ущемляющие права инвалидов и других маломобильных групп населения.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области и МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» об обязании обеспечит доступность здания администрации для инвалидов - законны, обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области и МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов - удовлетворить.
Обязать Администрацию Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области в срок до 01.07.2024 года выделить денежные средства МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» для устранения выявленных нарушений в виде отсутствия кнопки вызова сотрудников на здании МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес>..
Обязать МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения» в срок до 01.08.2024 года произвести работы по укомплектованию здания МБУК «Культурный центр Крымского сельского поселения», расположенного по адресу: <адрес> - кнопкой вызова сотрудника.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2024 года.
Судья В.Г. Хачатурян