РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°
Фрунзенский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂ. Рваново
В составе председательствующего судьи Сараевой Т.В.
При секретаре Брвкиной Ю.Л.,
РЎ участием РїРѕРј.РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Фрунзенского района Рі.Рваново Лебедева Рђ.Р.,
РЎ участием представителя ответчика РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Лезова Рњ.Р’.,
Рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РіРѕСЂ. Рваново 14 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Лаврентьева РЎ.Рќ. Рє Управлению Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Рѕ признании заключения РїРѕ результатам служебной проверки незаконным, Рѕ признании приказа РѕР± увольнении незаконным Рё его отмене, восстановлении РЅР° службе, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда,
установил:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчику Рѕ признании незаконными заключения РїРѕ результатам служебной проверки, утвержденной ДД.РњРњ.ГГГГ РІСЂРёРѕ начальника РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Р’.Рђ.Прониным, приказа в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± увольнении истца СЃРѕ службы РёР· органов внутренних дел Рё отмене его, восстановлении истца РЅР° службе РІ должности инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-патрульной службы РІР·РІРѕРґР° в„– 3 отдельного батальона РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-патрульной службы Государственной инспекции безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области, взыскании РІ пользу истца среднего заработка Р·Р° время вынужденного прогула 37000 рублей, компенсации морального вреда 30000 рублей.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что истец занимал должность инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-патрульной службы РІР·РІРѕРґР° в„– 3 РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ органах внутренних дел СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. Приказом в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ СЃ истцом расторгнут контракт Рё РѕРЅ уволен СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел РїРѕ Рї.9 С‡.3 СЃС‚.82 Федерального закона РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2011 РѕРґР° в„– 342-ФЗ «О службе РІ органах внутренних дед Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Рстец СЃ выводами служебной проверки, легшими РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ заключения, Р° так Р¶Рµ СЃ приказом РѕР± увольнении РЅРµ согласен, поскольку РЅРµ совершал действий Рё проступков, порочащих честь сотрудника внутренних дел, РІ решения истца отсутствовала какая-либо личная заинтересованность, его действия РЅРµ нанесли ущерб репутации, авторитету государственной власти.
В судебное заседание после перерыва истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании истец и его представитель требования иска поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика на иск возражал, полагал, что истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения на основании действующего законодательства. Факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, предусмотренного п. 9. ч. 3 ст. 82 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рамках проведенной служебной проверки подтвержден. Порядок и сроки увольнения работодателем соблюдены.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Приказом в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Лаврентьев РЎ.Рќ. назначен РЅР° должность инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-патрульной службы РІР·РІРѕРґР° в„– 3 РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области.(Р».Рґ.90-93)
Приказом в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ СЃ Лаврентьевым РЎ.Рќ. расторгнут контракт Рё РѕРЅ уволен СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел СЃ должности инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-патрульной службы РІР·РІРѕРґР° в„– 3 РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области РїРѕ Рї.9 С‡.3 СЃС‚.82 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРґР° в„– 342-ФЗ «О службе РІ органах внутренних дед Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Основанием для привлечения Лаврентьева РЎ.Рќ. Рє дисциплинарной ответственности РІ РІРёРґРµ увольнения СЃРѕ службы послужили результаты служебной проверки, РїРѕРІРѕРґРѕРј для которой стало заявление Венедиктова Р .Р’. РїРѕ факту неправомерных действий сотрудников ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области.
Р’ своем заявлении Венедиктов Р .Р’. указал, что сотрудники РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес>, выезжавшие РїРѕ сообщению Рѕ повреждении его автомобиля Ниссан Примера Рі.СЂ.РЅ. в„– ДД.РњРњ.ГГГГ сокрыли факт ДТП, совершенного неизвестным водителем РЅР° автомобиле Рі.СЂ.РЅ. в„–, РЅРµ предприняли мер Рє розыску неизвестного водителя, скрывшегося СЃ места ДТП Рё привлечения его Рє административной ответственности РїРѕ С‡. 2 СЃС‚. 12.27 РљРѕРђРџ Р Р¤. Сотрудники ДПС также убедили Р .Р’. Венедиктова РЅРµ заявлять Рѕ ДТП официально Рё выступили посредниками РІ передаче ему денег РѕС‚ неизвестного водителя РІ размере 25000 рублей РІ качестве возмещения материального ущерба. Заявитель полагает, что указанные действия сотрудниками ДПС совершены Р·Р° денежное вознаграждение РѕС‚ неизвестного водителя. Р’ настоящий момент ущерб РѕС‚ повреждения автомобиля составляет 50000 рублей Рё РѕРЅ
(Р.В. Венедиктов) лишен возможности получить возмещение в гражданском порядке.(л.д.39,40)
Р’ С…РѕРґРµ служебной проверки Лаврентьев РЎ.Рќ. показал, что примерно ДД.РњРњ.ГГГГ, находясь СЃ РДПС Рќ.Р’. Юковым РЅР° <адрес> РѕРЅРё остановили автомашину Вольво РҐРЎ 90, без переднего бампера Рё номера. РР· машины вышел мужчина, который представился Рќ.Р’. Смирновым Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР», что едет Рє сотрудникам полиции. РћРЅ повредил автомобиль РїРѕ адресу: <адрес> готов возместить ущерб владельцу автомашины Ниссан Примера Рі.СЂ.РЅ. в„–. РљСЂРѕРјРµ этого РѕРЅ сообщил, что является судьей, Рё работает РІ Рі. РњРѕСЃРєРІР°, показал удостоверение, однако внимательно РѕРЅРё его РЅРµ посмотрели, Рё сказать, кем Рё РіРґРµ РѕРЅ работает, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚. РћРЅРё проверили его документы, РЅРѕ был ли оформлен полис ОСАГО, сказать РЅРµ РјРѕРіСѓС‚. РЎРѕ слов РЎ.Рќ. Лаврентьева, водитель
Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІ был трезвый, СЂСЏРґРѕРј РЅР° пассажирском сидении сидела девушка. Через несколько РјРёРЅСѓС‚ поступило сообщение РѕС‚ дежурного РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> РЅР° личный телефон Рќ.Р’. Юкова Рѕ повреждении РїРѕ адресу: <адрес> автомобиля Ниссан Примера в„–. После сообщения РѕРЅРё сказали Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ ждать РёС… РЅР° этом месте, Р° сами поехали проверить информацию. Номер сотового телефона водителя РѕРЅРё РЅРµ взяли. РџРѕ прибытии РЅР° место ДТП было РІРёРґРЅРѕ, что РЅР° автомобиль был совершен наезд неизвестного транспортного средства, РїСЂРё этом РЅР° месте ДТП лежал оторванный бампер СЃ Рі.СЂ.РЅ. в„– Водитель после ДТП скрылся. Сфотографировав место ДТП, РѕРЅРё убрали РєСѓСЃРѕРє бампера РІ СЃРІРѕР№ служебный автомобиль. Автомобиль Ниссан имел многочисленные механические повреждения: был разбит бампер сзади СЃ левой стороны, разбита левая задняя фара, деформировано левое заднее крыло, крышка багажника слева. РќР° место ДТП Рє РЅРёРј подошел Р .Р’. Венедиктов который сообщил, что РѕРЅ владелец разбитого автомобиля. После проверки документов, РІ С…РѕРґРµ разговора Р .Р’. Венедиктов сообщил, что РѕРЅ является сотрудником Росгвардии. РћРЅРё последнему объяснили, что РІРёРЅРѕРІРЅРёРє ДТП установлен, Рё РѕРЅ готов возместить причиненный ущерб, РїСЂРё этом РѕРЅРё спросили его, будет ли РѕРЅ оформлять ДТП или хочет получить денежную компенсацию. Потерпевший сообщил, что лучше получить деньги, СЃСѓРјРјСѓ ущерба РѕРЅ оценивал примерно 25000-30000 рублей. РћРЅРё сказали ему ждать, Рё поехали Рє водителю Вольво РҐРЎ 90, который должен был РёС… ждать. РџРѕ прибытии РЅР° место, Рє зданию промышленников Рё предпринимателей, Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° там РЅРµ было. Через некоторое время РѕРЅ подъехал, Рё сообщил, что РІРѕРїСЂРѕСЃ СЃ участником ДТП решил положительно, претензий Сѓ него Рє Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ нет. Какую СЃСѓРјРјСѓ РѕРЅ передал Р .Р’. Венедиктову,
РЎ.Рќ. Лаврентьев РЅРµ спрашивал. После этого, РѕРЅРё отдали бампер СЃ номером владельцу автомашины Вольво РҐРЎ 90. Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІ уехал, Р° РѕРЅРё поехали РїРѕ <адрес>. РњРёРЅСѓС‚ через 20 РѕРЅРё подъехали РЅР° <адрес> РЅР° место ДТП, Рќ.Р’. Юков набрал РїРѕ номеру телефона Р . Р’. Венедиктову, через несколько РјРёРЅСѓС‚ РѕРЅ подошел СЃРѕ СЃРІРѕРёРј РґСЂСѓРіРѕРј. РћРЅРё спросили, есть ли Сѓ него Рє РЅРёРј, как сотрудникам ДПС РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, Р . Р’. Венедиктов сообщил, что претензий Сѓ него Рє РЅРёРј нет. После этого РѕРЅРё попросили Р . Р’. Венедиктова позвонить РІ дежурную часть Р“РБДД Рё сообщить, что помощь РЅРµ РЅСѓР¶РЅР°. После этого РѕРЅРё уехали РЅР° обед РІ дежурную часть Р“РБДД. Приехав туда, РѕРЅРё спросили помощника дежурного, Р·РІРѕРЅРёР» ли потерпевший РїРѕ ДТП. Узнав, что никто РЅРµ Р·РІРѕРЅРёР», РѕРЅРё сообщили, чтобы РѕРЅ сделал отметку-отбой, так как РІ РёС… оформление участники ДТП РЅРµ нуждаются, договорились между СЃРѕР±РѕР№. РЎ. Рќ. Лаврентьев признает, что РѕРЅ СЃ Рќ.Р’. Юковым допустил нарушения РІ частинедокументирования обстоятельств его совершения; Рє выявлению причин Рё условий административного правонарушения, способствующих РёС… совершению, принятию мер РїРѕ РёС… устранению, РІ результате чего административное правонарушение РЅРµ было выявлено Рё лицо, его совершившее избежало административной ответственности, однако уточнил, что пошли РЅР° это, только РІРёРґСѓ того, что РѕРґРёРЅ участник ДТП был СЃСѓРґСЊСЏ, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ сотрудник Росгвардии. РљСЂРѕРјРµ этого, Р . Р’. Венедиктов согласился РЅР° получение возмещения ущерба РѕС‚ ДТП, оформлять ДТП РЅРµ захотел. РќРё какого денежного вознаграждения РѕС‚ участников ДТП РѕРЅРё РЅРµ получали.
РџРѕ заключению РїРѕ результатам служебной проверки, утвержденной РІСЂРёРѕ начальника РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Прониным Р’.Рђ. установлено, что инспектор ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области лейтенант полиции РЎ.Рќ. Лаврентьев допустил нарушение требований пунктов 2, 4, 11, 19 части 1 статьи 12 Федерального закона РѕС‚ 7 февраля 2011 Рі. в„– 3-ФЗ «О полиции», пункта 269 Административного регламента исполнения РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё государственной функции РїРѕ осуществлению федерального государственного надзора Р·Р° соблюдением участниками РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения требований законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, утвержденного приказом РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 23 августа 2017 Рі. в„– 664, выразившиеся РІ непресечении административных правонарушений, недокументировании обстоятельств РёС… совершения; невыявлении причин административных правонарушений Рё условий, способствующих РёС… совершению, непринятии РІ пределах СЃРІРѕРёС… полномочий мер РїРѕ РёС… устранению; Р° также неосуществлении производства РїРѕ делам РѕР± административных правонарушениях, отнесенных законодательством РѕР± административных правонарушениях Рє подведомственности полиции, РІ результате чего вышеуказанные административные правонарушения РЅРµ были выявлены Рё лицо, РёС… совершившее избежало административной ответственности, требований пункта 22 должностного регламента (должностной инструкции) инспектора ДПС РІР·РІРѕРґР° в„– 3 РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области, выразившееся РІ РЅРµ осуществлении СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ контроля Р·Р° соблюдением участниками РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения требований РІ области обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, охраны общественного РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё обеспечения общественной безопасности РЅР° маршрутах патрулирования Рё РІ зонах ответственности, Р° также нарушение требований Рє служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2011 Рі.
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», в части касающейся того, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел обязан, заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Р—Р° совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел предложено расторгнуть контракт Рё уволить СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел инспектора ДПС РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области лейтенанта полиции Лаврентьева РЎ.Рќ. РїРѕ пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2011 Рі. в„– 342-ФЗ «О службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».(Р».Рґ.172-185)
Рстец СЃ заключением служебной проверки Рё увольнением СЃРѕ службы РЅРµ согласен, полагает, что РѕРЅ РЅРµ совершал действий Рё проступков, порочащих честь сотрудника внутренних дел, РІ его действиях Рё решениях отсутствовала какая-либо личная заинтересованность, его действия РЅРµ нанесли ущерб репутации, авторитету государственной власти.
Так, РІ судебном заседании истец Рё его представителя РЅРµ отрицали, что ДД.РњРњ.ГГГГ, Лаврентьев РЎ.Рќ. Рё его напарник Рќ.Р’. Юков РЅР° <адрес>, Сѓ здания промышленников Рё предпринимателей остановили автомашину Вольво РҐРЎ 90, без переднего бампера Рё номера. Водитель автомобиля представился судьей Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР», что следует Рє работникам полиции. Р’ это время поступило сообщение Рѕ повреждении автомобиля Ниссан Примера в„– РїРѕ адресу <адрес> водителя автомобиля Вольво РҐРЎ 90 РЅР° месте, РѕРЅРё поехали проверить информацию. Приехав РЅР° место РѕРЅРё обнаружили фрагмент бампера СЃ РіРѕСЃ. номером в„–. Сфотографировав место ДТП бампер СЃ РіРѕСЃ. номером убрали РІ патрульную машину для того чтобы освободить проезжую часть. Через некоторое время вышел собственник автомашины (Венедиктов СЂ.Р’.) СЃ РґСЂСѓРіРѕРј, который был РІ возбужденном состоянии. Собственник транспортного средства представился сотрудником Росгвардии Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР» сотрудникам ДПС, что РЅРµ хочет огласки Рё согласен РЅР° возмещение ущерба. Ущерб оценил РІ 25000-30000 рублей. После чего РѕРЅРё СЃ напарником поехали Рє водителю автомобиля Вольво РҐРЎ 90, который согласился передать потерпевшему 25000 рублей, после передачи этой СЃСѓРјРјС‹ Венедиктову Р .Р’., водителю автомобиля Вольво РҐРЎ 90 был передан бампер. Рстец РЅРµ отрицает, что РІ его действиях имеет место нарушение Административного регламента, однако это было сделано РёР· Р·Р° того, что СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны участником ДТП был работник СЃСѓРґР°, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны работник Росгвардии. РљСЂРѕРјРµ того, поскольку РґСЂСѓРі Венедиктова Р .Р’. был РІ возбужденном состоянии РѕРЅРё хотели предотвратить возможный конфликт между участниками ДТП, РІРІРёРґСѓ чего РЅРµ дали возможности участниками ДТП встретиться Рё договориться лично, полагая, посредничество РІ передаче денежных средств правильным.
Р’ С…РѕРґРµ служебной проверки был опрошен Венедиктов Р .Р’., который указал, что РєРѕРіРґР° РѕРЅ СЃРѕ знакомым Рђ.Рќ. Семеновым увидел после ДТП СЃРІРѕР№ автомобиль, транспортное средство имело многочисленные механические повреждения: разбит бампер сзади СЃ левой стороны, разбита левая задняя фара, деформировано левое заднее крыло, крышка багажника слева сзади была также деформирована, СЃРјСЏС‚ «фартук» (усилитель бампера) сзади. РќР° месте ДТП РѕРЅ РЅРµ видел следов РѕС‚ РґСЂСѓРіРѕР№ машины, РЅРѕ было очевидно, что РЅР° его автомобиль был совершен наезд неизвестного транспортного средства, водитель которого после наезда скрылся. Прибывшие РЅР° место ДТП сотрудники ДПС, проверив документы, предложили ему 2 варианта решения РІРѕРїСЂРѕСЃР°. Первый вариант - данные сотрудники ДПС попытаются «по горячим следам» найти РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° ДТП, который скрылся, привезти его РЅР° место ДТП для того, чтоб РѕРЅ СЃ РЅРёРј вел переговоры Рѕ размере возмещения. Второй вариант - официально оформить ДТП, однако РІ этом случае, РѕРЅ РЅРµ сможет получить никакого возмещения, поскольку кто является участником ДТП неизвестно, Рё страховая компания ему ничего РЅРµ выплатит. Заявитель удивился сказанному, Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР» сотрудников ДПС, как РѕРЅРё СЃРјРѕРіСѓС‚ найти РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° «по горячим следам», Р° официально РЅРµ СЃРјРѕРіСѓС‚. РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕРЅРё пояснили, что Сѓ РЅРёС… СЃРІРѕРё методы. РЎРѕ слов сотрудников полиции, РѕРЅ РїРѕРЅСЏР», что если РѕРЅРё найдут РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° ДТП, то оформлять его официально РїРѕ протоколу РѕР± административному правонарушению РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚, Р° просто привезут его Рє нему, чтобы РѕРЅРё договаривались Рѕ размере возмещения. Рћ том, что оставление места ДТП является административным правонарушением, предусмотренным СЃС‚. 12.27 РљРѕРђРџ Р Р¤ сотрудники ДПС РЅРµ объясняли. РџСЂРё этом сотрудники ДПС ему РЅРµ говорили, что Р·Р° действия РїРѕ РїРѕРёСЃРєСѓ РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° ДТП РѕРЅРё намерены СЃ него получить денежное вознаграждение. Р .Р’. Венедиктов согласился, чтобы РѕРЅРё искали РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° ДТП «по горячим следам». После этого сотрудники ДПС спросили его, сколько РѕРЅ хочет получить возмещения Р·Р° ремонт автомашины. Р’ С…РѕРґРµ обсуждения расценок РѕРЅ сообщил, что ремонт встанет РЅРµ менее 30000-50000 рублей. РћР±Р° сотрудника ДПС сообщили, что его автомобиль стоит около 200000 рублей, Р° предстоящий ремонта РЅРµ более 25000 рублей. Р’ конце разговора сотрудники ДПС Рё Р .Р’. Венедиктов договорились Рѕ СЃСѓРјРјРµ возмещения Р·Р° ДТП РІ размере 30000 рублей. Далее РѕРЅ оставил РёРј СЃРІРѕР№ номер телефона Рё РѕРЅ СЃ Рќ. Рђ. Семеновым пошли РІ бар. РЎРѕ слов Р .Р’. Венедиктова, спиртное РѕРЅ РЅРµ употреблял. Примерно ДД.РњРњ.ГГГГ ему позвонили сотрудники ДПС Рё попросили выйти Рє месту ДТП. РћРЅ вместе СЃ Рђ.Рќ. Семеновым вышел РЅР° улицу, РіРґРµ сотрудники ДПС сообщили, что Сѓ РЅРёС… 2 новости: «хорошая» Рё «плохая». Плохая новость, что РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° ДТП Рё поврежденную автомашину РѕРЅРё РЅРµ нашли. Вторая новость состояла РІ том, что РѕРЅРё нашли «заинтересованных лиц», которые «вписываются» Р·Р° РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° ДТП Рё предлагают РІ качестве возмещения РїРѕ ДТП ему 25000 рублей. РЎРѕ слов заявителя, РѕР±Р° сотрудника ДПС стали РЅР° него словесно давить, «давай бери 25000 рублей, или вообще РЅРё СЃ чем останешься», РєСЂРѕРјРµ этого говорили, что торопятся РїРѕ службе. Предполагая, что 25000 рублей РЅР° ремонт автомашины, скорее всего РЅРµ хватит, РѕРЅ стал настаивать, чтоб сотрудники ДПС привезли ему людей заинтересованных, которые готовы заплатить Р·Р° РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР°. РќР° это РѕР±Р° сотрудника полиции стали возражать, что те люди РЅРёРєСѓРґР° РЅРµ поедут, РёРј это РЅРµ интересно, РїРѕРґ РёС… влиянием РѕРЅ согласился. После этого сотрудники ДПС сказали ему опять ждать РІ баре, сели РІ патрульный автомобиль Рё уехали. Около 3 часов 40 РјРёРЅСѓС‚ указанные сотрудники ДПС вернулись, РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… (РЎ.Рќ. Лаврентьев) передал ему деньги РІ СЃСѓРјРјРµ 25000 рублей. Сотрудникам полиции РѕРЅ сообщил, что РІСЃРµ равно намеревается узнать кто РІРёРЅРѕРІРЅРёРє ДТП. Р’ ответ сотрудники ДПС сообщили, что если РѕРЅ будет искать РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° ДТП, то РёС… участие РІ этом афишировать РЅРµ надо. Также РѕРЅРё пояснили, что если ему РЅРµ будет хватать денег РЅР° ремонт Рё РѕРЅ захочет получить возмещение СЃРѕ страховой компании, то РѕРЅРё «помогут» ему организовать «автоподставу», то есть РјРѕРіСѓС‚ оформить фиктивное ДТП. Позднее Р .Р’. Венедиктов узнал, что РІ социальной сети интернет «Вконтакте» РІ РіСЂСѓРїРїРµ «Автопартнер Рваново ДТП.ДПС.ПДД» размещена фотография СЃ места ДТП, СЃ его автомобилем Рё СЂСЏРґРѕРј лежал оторванный бампер СЃ Рі.СЂ.РЅ. в„– РџСЂРё этом Рђ.Рќ. Семенов ему сообщил, что РєРѕРіРґР° РѕРЅ (Р .Р’. Венедиктов) разговаривал СЃ сотрудником ДПС РЅР° месте ДТП, Рє Рђ.Рќ. Семенову подошел неизвестный мужчина, который сообщил, что видел, как сотрудники ДПС положили РІ СЃРІРѕР№ патрульный автомобиль какой-то оторванный бампер РѕС‚ автомобиля. Узнав РѕР± этом, РѕРЅ РїРѕРЅСЏР», что сотрудники ДПС его обманули, сокрыв ключевую улику - оторванный СЃ автомашины РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° бампер СЃ государственным номером. Таким образом, РѕРЅРё изначально, РґРѕ разговора СЃ РЅРёРј знали, кто РІРёРЅРѕРІРЅРёРє ДТП Рё могли зафиксировать это Рё привлечь его Рє административной ответственности, однако РЅРµ сделали этого.(Р».Рґ.45-49,55-56)
Опрошенный в ходе служебной проверки А.Н. Семенов подтвердил показания Р.В. Венедиктова, дополнив, что сотрудники полиции намекали Р.В. Венедиктову, что если они будут работать по «горячему», то необходимо будет передать им денежное вознаграждение. Кроме этого сотрудники ДПС подтвердили их
(А.Н. Семенова и Р.В. Венедиктова) предположение, что виновник ДТП был пьяный, поэтому в данном вопросе выступили «заинтересованные лица
Предполагаемый РІРёРЅРѕРІРЅРёРє ДТП РіСЂ. Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІ РІ С…РѕРґРµ служебной проверки РїРѕСЏСЃРЅРёР», что ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ приехал РёР· <адрес> РІ <адрес>, РЅР° празднование 100-летия школы в„– <адрес>, РІ которой обучалась его СЃСѓРїСЂСѓРіР°. РџРѕ <адрес> РѕРЅ передвигался РЅР° принадлежащем ему автомобиле Вольво РҐРЎ 90 Рі.СЂ.РЅ. в„–. Ночью ДД.РњРњ.ГГГГ около полуночи РѕРЅ забрал СЃСѓРїСЂСѓРіСѓ РёР· кафе «Огонек» Рё поехал РїРѕ <адрес> РІ направлении РѕС‚ <адрес> РІ сторону <адрес> пути следования никаких происшествий РЅРµ было. РћРЅ допускает, что РјРѕРі РІ С…РѕРґРµ движения задеть какой-то припаркованный автомобиль, РЅРѕ данный факт РЅРµ заметил. РћРЅ высадил знакомых СЃСѓРїСЂСѓРіРё РЅР° <адрес>, после чего проследовал вместе СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ РґРѕРјРѕР№ РЅР° <адрес>, Сѓ РЎРѕРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ моста его автомобиль был остановлен нарядом ДПС РІ составе 2-С… сотрудников. РћРЅ вышел РёР· автомобиля, подошел Рє сотрудникам. Остановившие его сотрудники ДПС попросили его предъявить полис ОСАГО, РЅР° что РѕРЅ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что полис есть РІ электронной форме. РўРѕРіРґР° сотрудники полиции сообщили ему, что Сѓ него отсутствует фрагмент бампера спереди СЃ государственным номерным знаком Рё причастность Рє совершению ДТП РЅР° <адрес>. РћРЅ удивился, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что ничего РѕР± этом РЅРµ знает. РќР° это РѕР±Р° сотрудника ДПС сообщили, что если РѕРЅ будет оспаривать факт ДТП, то РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ вынуждены составить РІ отношении него протокол РѕР± административном правонарушении. Сотрудники полиции предложили ему через РЅРёС… выплатить потерпевшему РІ ДТП мужчине компенсацию Р·Р° поврежденный автомобиль. Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІ представился РёРј третейским судьей, РЅРѕ удостоверение РЅРµ показывал. РћРЅ ответил, что готов встретиться СЃ потерпевшим, проехать Рє месту ДТП Рё обсудить размер возмещения, однако сотрудники Р“РБДД сказали, что этого делать РЅРµ надо. Сотрудники ДПС предложили сами передать деньги пострадавшему РІ ДТП Рё стали утверждать, что последний требует Р·Р° повреждение автомобиля 50000 рублей. РќР° это Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІ стал возражать, РіРѕРІРѕСЂРёР», что РЅРµ может какому-либо автомобилю причинить ущерб РЅР° данную СЃСѓРјРјСѓ, еще раз выразил готовность встретиться СЃ потерпевшим. Сотрудники ДПС сообщили, что делать этого РЅРµ надо, СЃРїСЂРѕСЃРёРІ его, сколько РѕРЅ готов заплатить пострадавшему. Рќ.Р’. РЎРјРёСЂРЅРѕРІ сообщил, что готов заплатить 25000 рублей, РЅРѕ Сѓ него денег СЃ СЃРѕР±РѕР№ нет Рё надо заехать РґРѕРјРѕР№. Сотрудники полиции сказали, что переговорят СЃ потерпевшим Рё уехали. Перед этим РѕРЅРё договорились, что РѕРЅ должен будет РёС… ждать РЅР° этом Р¶Рµ месте. Фрагмент бампера СЃ государственным номерным знаком РѕС‚ его автомашины РѕРЅРё ему показывали. После этого РѕРЅ отвез СЃСѓРїСЂСѓРіСѓ РґРѕРјРѕР№ Рє ее родителям РЅР°
<адрес>, там же взял деньги. Затем он вернулся на <адрес> к зданию союза промышленников и предпринимателей, где стал ждать сотрудников ДПС. Через некоторое время приехали сотрудники ДПС. Сотрудники полиции сообщили, что потерпевший в ДТП настаивает на возмещении в 50000 рублей. Он сообщил, что таких денег нет, попросил их вторично поехать к потерпевшему и уговорить его. Сотрудники ДПС отошли в сторону, при этом никуда не уезжали, через некоторое время они подошли к нему и сообщили, что потерпевший согласился. Возможно, они созванивались с потерпевшим. Н.В. Смирнов передал одному из сотрудников ДПС деньги в сумме 25000 рублей. Кому конкретно из них, он не помнит. После этого сотрудники ДПС из своего автомобиля достали и вернули ему фрагмент бампера от его автомобиля с государственным номером. Н.В. Смирнов утверждает, что сотрудникам ДПС за непривлечение его к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, за оставление места ДТП никакого денежного вознаграждения не платил. Он был в ходе описанных событий ночи с 8 на ДД.ММ.ГГГГ трезвым, при этом допускает, что сотрудники ДПС, рассчитывали получить с потерпевшего вознаграждение, либо заплатить ему меньшую сумму, нежели взяли с него. Причину, по которой сотрудники ДПС не составили в отношении него протокол, объяснить не может.(л.д.65-67)
Согласно Рї.16 должностного регламента инспектор РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-патрульной службы РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области обязан исполнять обязанности РІ соответствии СЃ ФЗ РѕС‚ 7 февраля 2011 РіРѕРґР° в„– 3-ФЗ «О полиции», Кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РѕС‚ 30 декабря 2001 Рі. в„– 195-ФЗ, Федеральным законом РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2011 РіРѕРґР° в„– 342-ФЗ «О службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Федеральным законом РѕС‚ 25 декабря 2008 РіРѕРґР° в„– 273- «О противодействии коррупции», Дисциплинарным Уставом органов внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Типовым кодексом этики Рё служебного поведения государственных служащих Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ федерации Рё муниципальных служащих, контрактом Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Р’ силу Рї.22 должностного регламента инспектор РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-патрульной службы РћР‘ ДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области РІ соответствии СЃ действующим законодательством обязан осуществлять контроль Р·Р° соблюдением участниками РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения требований РІ области обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, охраны общественного РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё обеспечения государственной безопасности РЅР° маршрутах патрулирования Рё РІ зонах ответственности.
Между тем, в нарушение должностного регламента, истец не принял мер к оформлению дорожно-транспортного происшествия,(составление схемы ДТП, установление участников ДТП, составление объяснений), а своими действиями, в частности, убрав бампер с госномером с места ДТП в патрульную машину, не сообщив об этом потерпевшему, не приняв меры к документированию и установлению виновника ДТП, способствовал сокрытию факта ДТП, не принятию мер к привлечению виновника ДТП к административной ответственности, в том числе, за оставление места ДТП.
Так, РІ С…РѕРґРµ служебной проверки РїСЂРё изучении видеозаписи СЃ камеры видеонаблюдения расположенной РЅР° здании ресторана «Москва» РїРѕ адресу: <адрес> направленной РЅР° место ДТП, установлено, что РІ 00 часов 15 РјРёРЅСѓС‚ автомашина предположительно Вольво РҐРЎ 90 въезжает РІ стоящую РЅР° обочине СЃ правой стороны РґРѕСЂРѕРіРё автомашину, РїСЂРё этом тормозя непосредственно перед самим столкновением. Пострадавшее транспортное средство РѕС‚ удара проезжает немного вперед. РР· автомашины никто РЅРµ выходит, водитель выворачивает круто налево, СЃ целью объехать отвалившийся бампер Рё осколки пластиковых деталей РѕС‚ повреждения автомашин Рё уезжает СЃ места ДТП.
РР· предоставленной записи СЃ видеорегистратора установленного РІ автомашине сотрудников ДПС, установлено, что РїРѕ прибытии РЅР° место ДТП РїРѕ указанному адресу, сотрудники ДПС перед РїСЂРёС…РѕРґРѕРј владельца пострадавшей автомашины, убирают РІ багажник патрульной автомашины бампер СЃ номером, Рё РЅРѕРіРѕР№ сметают РїРѕРґ машину осколки пластиковых деталей РѕС‚ повреждения автомашин. РџСЂРё этом никаких необходимых первоначальных действих РЅР° месте ДТП РЅРµ РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ (фотографирование места ДТП, осыпь РіСЂСЏР·Рё Рё осколки пластиковых деталей уничтожаются, РЅРµ устанавливаются следы РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ СЋР·Р° колес автомобилей, РЅРµ составляется схема места ДТП).
Таким образом, доводы истца, что бампер с гос.номером были убраны с места ДТП для освобождения проезжей части не освобождали истца от обязанности по документированию факта ДТП, а в последствии и принятию мер к освобождению проезжей части для проезда транспортных средств, однако, указанные действия истцом и его напарником приняты не были. Более того, указанные действия были приняты до установления собственника поврежденного автомобиля. То есть, если бы сотрудники полиции были намерены исполнить свои обязанности в соответствии с требованиями должной инструкции и Административного регламента, бампер с гос.номером должен был находится на месте ДТП, и только после составления схемы, установления объема повреждений транспортного средства, опроса участника и очевидцев ДТП, деталь транспортного средства виновника могла быть убрана с места ДТП. А поскольку данные действия были произведены ранее, собственнику поврежденного транспортного средства не были известны детали и тот факт, что сотрудники ДТП знали (предполагали) кто является виновником ДТП, свидетельствует в своей совокупности о наличии в действиях истца и его напарника нарушений должностного регламента, что привело к нарушению законности, сомнениям в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника органа внутренних дел.
Выводы суда подтверждаются пояснениями Малыгина Д.Н., который показал, что к моменту приезда сотрудников ДПС место ДТП находилось в неизменном виде. Оба сотрудника ДПС подходили к бамперу, осматривали его. Потом он обратил внимание, что бампер куда-то исчез. Он подумал, что они уже сфотографировали место ДТП, зафиксировали бампер и просто его убрали, так как он мешал проезду. Потом откуда то подошел молодой мужчина на вид азиатской внешности, с ним еще был мужчина. Как он понял, это был владелец Ниссана, то бампера на проезжей части уже не было. Он стоял около своего автомобиля и слышал частично разговор сотрудников ДПС с владельцем Ниссана. Сотрудники ДПС стали уговаривать владельца Ниссана, что найти автомобиль виновника ДТП будет проблематично, однако они постараются его найти и привезти на место ДТП, убеждая его в том, что в случае официального оформления ДТП, страховая компания все равно не выплатит всей суммы необходимой для ремонта. Он удивился данному поведению сотрудников. Рподумал, что возможно скрывшийся водитель является высокопоставленным лицом и они его специально выгораживают, поскольку найти его не составляет труда, так как бампер с гос.номером у них был.
То есть, лицо не заинтересованное в исходе дела, утверждало, что сотрудники ДТП, зная виновника ДТП, приняли все меры к не оформлению ДТП, убеждали потерпевшего добровольно разрешить сложившуюся ситуацию, хотя в ходе проверки заявляли, что вопрос добровольного разрешения конфликта исходил от его участников.
Таким образом, довод истца и его представителя, что ДТП не было оформлено, поскольку оба водителя были намерены разрешить конфликт добровольно, опровергается собранными по делу доказательствами, в том числе заявлением Венедиктова Р.В., который обратившись в заявлением по факту неправомерных действий сотрудников ДПС утверждал, что последние убедили его не заявлять о ДТП официально и выступили посредниками в передаче денег от неизвестного водителя.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1 статьи 2) (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ)
Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, предусматривающим требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, установлено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 278-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пункты 8 и 13 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают гражданского служащего не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённым приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138, было предусмотрено, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов и норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несёт дисциплинарную ответственность.
На основании приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 883 приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 утратил силу. При этом пунктом 2 приказа от 31 октября 2013 г. № 883 предусмотрено, что до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе МВД России следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21), установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших в случае конфликта интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера (подпункты «а», «д», «ж», «и», «м», «н», «о» пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признаётся виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. № 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. № 460-П, от 16 апреля 2009 г. № 566-0-0, от 25 ноября 2010 г. № 1547-0-0 и от 21 ноября 2013 г. № 1865-0).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации», часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1486-0).
РР· содержания приведённых выше нормативных положений СЃ учётом правовой позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования Рє РёС… поведению как РІ служебное, так Рё РІРѕ внеслужебное время, вследствие чего РЅР° РЅРёС… возложены особые обязанности - заботиться Рѕ сохранении СЃРІРѕРёС… чести Рё достоинства, РЅРµ совершать проступков, вызывающих сомнение РІ объективности, справедливости Рё беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел Рё государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых РЅР° себя обязательств, предусмотренных законодательством, является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел. Р’ случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, РѕРЅ подлежит безусловному увольнению, Р° контракт СЃ РЅРёРј - расторжению. Применение РґСЂСѓРіРёС… мер ответственности РІ данном случае невозможно, поскольку закон РЅРµ предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника РёРЅРѕР№ более РјСЏРіРєРѕР№ меры ответственности, чем увольнение РёР· органов внутренних дел. Увольнение сотрудника органов внутренних дел Р·Р° совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Таким образом, для решения вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, юридически значимым обстоятельством является установление факта совершения сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закреплённых приведёнными выше положениями нормативных актов.
При таком положении, учитывая совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о совершении Лаврентьевым С.Н. проступка, порочащего четь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в непресечении административных правонарушений, недокументировании обстоятельств их совершения; невыявлении причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, непринятии в пределах своих полномочий мер по их устранению; а также неосуществлении производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции, в результате чего вышеуказанные административные правонарушения не были выявлены и лицо, их совершившее избежало административной ответственности, требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на маршрутах патрулирования и в зонах ответственности.
Основания и порядок проведения служебной проверки регламентированы статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Приведенными выше нормативными положениями определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. При этом законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Судом установлено, что служебная проверка проведена в соответствии с требованиями закона, у Лаврентьева С.Н. были затребованы объяснения, содержание проступка изложено в заключении служебной проверки, проверка назначена и проведена уполномоченным лицом.
Доводы истца о том, ответчик не доказал, в чем конкретно выразился проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, являются необоснованными по мотиву того, что в заключении служебной проверки подробно изложены обстоятельства совершенного истцом проступка, выводы служебной проверки основаны на собранных в процессе ее проведения доказательствах, в ходе служебной проверки Лаврентьевым С.Н. даны объяснения, которые были учтены руководством при утверждении заключения служебной проверки. Доказательств, опровергающих выводы служебной проверки, истцом в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
Кроме того, суд также не усматривает необъективности в выводах заключения служебной проверки, тяжесть совершенного истцом проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение истца по службе, ответчиком были учтены.
Ссылка истца, что приказ об увольнении подписан руководителем в период нахождения его в командировке, не является основанием для признания его незаконным и восстановлении истца на службе.
Решение РѕР± увольнении истца было принято РїРѕ результатам служебной проверки, утвержденной РІСЂРёРѕ начальника РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃСЃРё РїРѕ Рвановской области Прониным Р’.Рђ. ДД.РњРњ.ГГГГ. Сам приказ РѕР± увольнение это форма выражения волеизъявления руководителя РЅР° увольнение сотрудника СЃРѕ службы. Приказ подписан уполномоченным лицом. РќР° время нахождения руководителя РІ командировке РѕРЅ исполнял СЃРІРѕРё служебные обязанности, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим сомнений РІ том, что волеизъявления РЅР° увольнения истца СЃРѕ стороны руководителя РЅРµ имелось, РЅРµ имеется. Доказательств, свидетельствующих, что РїРѕРґРїРёСЃСЊ РѕС‚ имени руководителя выполнена РЅРµ РёРј, Р° иным лицом РЅРµ имеется.
При таком положении, учитывая, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдена, волеизъявление на расторжение контракта и увольнение сотрудника со стороны руководителя имелось, приказ об увольнении реализован, истец ознакомлен с приказом об увольнении, запись об увольнении внесена в трудовую книжку, с истцом произведен расчет при увольнении, свидетельствует о законности приказа об увольнении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Р’ РёСЃРєРµ Лаврентьева РЎ.Рќ. Рє Управлению Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Рѕ признании заключения РїРѕ результатам служебной проверки незаконным, Рѕ признании приказа РѕР± увольнении незаконным Рё его отмене, восстановлении РЅР° службе, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда -отказать.
Решение может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Фрунзенский районный СЃСѓРґ Рі. Рваново РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2019 года.