Дело № 2- 349/20
64RS0044-01-2019-004852-89
Решение
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года г.Саратов
Заводской районный суд г. Саратова
в составе: председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Зенковой И.А.,
с участием представителя истца Дубровской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Саратовская область» в лице филиала акционерного общества «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Энгельсе к Захаровой Любовь Васильевне о расторжении договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения,
установил:
акционерное общество «Газпром газораспределение Саратовская область» в лице филиала акционерного общества «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Энгельсе обратилось в суд с исковым заявлением к Захаровой Л.В. о расторжении договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения <№> от 04 декабря 208 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что между АО «Газпром газораспределение Саратовская область» и Захаровой Л.В. заключен договор <№> о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 04 декабря 2018 года.
Согласно условиям указанного договора исполнитель принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: <адрес> к сети газораспределения, а заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка. Подключение при этом осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения по форме согласно Приложению №1, являющимися неотъемлемой частью указанного договора. В соответствии с техническими условиями <№> от 04 декабря 2018 года, являющимися Приложением №1 к договору <№> от 04 декабря 2018 года, точкой подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения является надземный газопровод низкого давления по ул.Революционная в с. Узморье Энгельсского район, сталь, Ду 57 мм.
Во исполнение принятых на себя обязательств по указанному договору АО «Газпром газораспределение Саратовская область» заключило договор с ООО «ПРАНА» для выполнения геодезических работ по топографической съемке местности в целях подготовки инженерно-топографического плана для проектирования в рамках технологического присоединения к сети газораспределения объекта по адресу: <адрес>
В связи с тем, что собственники земельных участков, по которым планировалось прохождение трассы газопровода, по адресам: <адрес> отказались предоставить доступ на территорию своих участков, исполнить договор на геодезические работы не представлялось возможным. Указанный договор был расторгнут по соглашению сторон.
Кроме того, собственники указанных земельных участков предоставили письменные возражения против строительства надземного газопровода по территории своих участков.
Согласие на заключение соглашения об установлении права ограниченного пользования земельным участком (частного сервитута) также не получено от собственников земельных участков. Собственники земельных участков мотивируют свой отказ конфликтными отношениями с мужем Захаровой Л.В., от которого неоднократно поступали угрозы жизни и здоровью в их адрес.
Ходатайство об установлении публичного сервитута, направленное филиалом АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Энгельсе, в администрацию Энгельсского муниципального района, возвращено без рассмотрения 05 ноября 2019 года в связи с тем, что к ходатайству не приложены документы, предусмотренные ст. 39.41 Земельного Кодекса РФ, а именно: подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Предоставить указанные сведения не представляется возможным в связи с тем, что собственники вышеуказанных земельных участков отказываются предоставить доступ для проведения геодезических работ.
Таким образом, выполнить технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения по форме согласно Приложению №1 (технические условия), являющиеся неотъемлемой частью договора <№> от 04 декабря 2018 года, не представляется возможным.
Ответчику предложено подписать соглашение о расторжении договора <№> от 04 декабря 2018 года с последующим изменением точки подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения и заключением нового договора (исх.<№> от 01.11.2019 г.). Ответ не получен до настоящего времени.
Согласно п. 15 договора <№> от 04 декабря 2018 года он может быть расторгнут или изменен по соглашению сторон, оформленному в письменной форме, а также по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ и настоящим договором.
На основании п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны но соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В силу ст. 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны сходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительно стени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в момент заключения договора не могло предвидеть отказ всех собственников земельных участков, по территории которых предполагалось прохождение трассы -газопровода, предоставить доступ на территории своих участков в связи с созданием супругом заявителя конфликтной ситуации. Истец выполнил все необходимые мероприятия для исполнения договорных обязательств, но заявитель и ее супруг своим поведением лишь усугубляют возникший конфликт с соседями, а не способствуют его разрешению, что ведет к невозможности исполнения договора исполнителем.
Представитель истца Дубровская И.А. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик Захарова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с частью 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (абзац 2 пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пролонгация возможна путем изменения условия договора о сроке его действия.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (статья 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 04 декабря 2018 года между АО «Газпром газораспределение Саратовская область» и Захаровой Л.В. заключен договор <№> о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Согласно п.1 указанного договора исполнитель принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: Саратовская <адрес>, к сети газораспределения, а заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению.
Подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения по форме согласно Приложению №1, являющимися неотъемлемой частью указанного договора (п.2 указанного договора).
Согласно п.3 договора <№> о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому подключению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 1 год со дня заключения настоящего договора.
Следовательно, срок действия указанного договора с 04 декабря 2018 года по 04 декабря 2019 года.
В судебном заседании установлено, что договор <№> от 04 декабря 2018 года после истечения срока действия пролонгирован сторонами не был.
Представитель истца, основываясь на положениях ст. 450, 451 ГК РФ, обратился суд 14 декабря 2019 года (согласно штампа курьерской службы) с требованием о расторжении договор <№> от 04 декабря 2018 года, поскольку АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в момент заключения договора не могло предвидеть отказ всех собственников земельных участков, по территории которых предполагалось прохождение трассы -газопровода, предоставить доступ на территории своих участков в связи с созданием супругом заявителя конфликтной ситуации. Истец выполнил все необходимые мероприятия для исполнения договорных обязательств, но заявитель и ее супруг своим поведением лишь усугубляют возникший конфликт с соседями, а не способствуют его разрешению, что ведет к невозможности исполнения договора исполнителем.
В силу части 2 пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до определения в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Условиями заключенного сторонами договора договор <№> от 04 декабря 2018 года не установлено прекращение обязательств сторон окончанием срока действия этого договора. Таким образом, указанный договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, то есть до 04 декабря 2019 года, что соответствует положениям вышеназванной нормы права.
Поскольку на момент рассмотрения гражданского дела судом срок действия договора <№> от 04 декабря 2018 года истек, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для расторжения указанного договора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований акционерного общества «Газпром газораспределение Саратовская область» в лице филиала акционерного общества «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Энгельсе к Захаровой Любовь Васильевне о расторжении договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения <№> от 04 декабря 2018 года, отказать.
Решение может быть также обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья