Решение по делу № 8Г-24969/2023 [88-25802/2023] от 09.10.2023

УИД 43MS0049-01-2023-000373-53

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-25802/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

10 ноября 2023 г. г. Самара

Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Непопалова Г.Г., рассмотрев единолично кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г. по гражданскому делу № 2-267/2023 по иску ФИО1 к Министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» о взыскании расходов на отопление и освещение,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» о взыскании излишне уплаченных денежных средств в счет оплаты коммунальных услуг отопления и освещения, понесенных ею за период с августа 2020 г. по март 2023 г. в общей сумме 33256 рублей 84 копейки, ссылаясь на то, что ее расходы на отопление и освещение, как работающего и проживающего в поселке городского типа медицинского работника, должны быть полностью компенсированы.

Решением мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены в части, с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Кировская область, в пользу истца взысканы: возмещение расходов на освещение и отопление жилого помещения за период с августа 2020 г. по март 2023 г. в размере 33256 рублей 84 копейки; расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей; расходы по уплате государственной пошлины в размере 1198 рублей, а всего – 39454 рубля 84 копейки. В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе Министерством финансов Кировской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов ответчик указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО9. зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, и с 9 августа 1990 г. по настоящее время работает в КОГБУЗ «Тужинская центральная районная больница» в должности медсестры.

До 1 января 2005 г. ФИО1 пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 1 января 2005 г. ей выплачивалась частичная ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе за период с августа 2020 г. по март 2023 г. в размере 26472 рубля 32 копейки.

Совместно с ФИО1 по месту ее жительства зарегистрированы и проживают: супруг ФИО3; дети ФИО4 и ФИО5, которые мер социальной поддержи в заявленный истцом период не получали.

Судами также установлено, что в период с августа 2020 г. по март 2023г. ФИО6 фактически понесла расходы по оплате: за отопление – в размере 30748 рублей 62 копейки; и за использование электроэнергии – в размере 28980 рублей 54 копейки.

Ссылаясь на то, что общая сумма понесенных истцом расходов по оплате за теплоснабжение и электроснабжение за период с августа 2020 г. по март 2023 г. составила 59729 рублей 16 копеек, из которых ей частично возмещено 26472 рубля 32 копейки, не возмещенной осталась сумма расходов в размере 33256 рублей 84 копейки, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части, суд первой инстанции исходил из того, что субъект Российской Федерации «Кировская область», в ведении которого находится КОГБУЗ «Тужинская центральная районная больница», не осуществил надлежащее правовое регулирование названной сферы правоотношений, не обеспечив тем самым предоставление полагающихся истцу социальных гарантий в полном объеме, что повлекло за собой нарушение ее прав, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Кировская область затрат, понесенных ФИО1 на оплату отопления и освещения жилого помещения, в заявленном истцом размере.

С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Так, согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Ранее, в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

С 22 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ), которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанным выше Федеральным законом с 1 января 2012 г. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления 1 января 2005 г. в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 г. правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004г. порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления – ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации право нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях (от 12 июля 2006 г. № 375-О, от 4 декабря 2007 г. № 947-О-П, от 7 февраля 2008 г. № 383-О-П), Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» (далее по тексту – Закон Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО), которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.

Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.

При этом, из материалов дела не усматривается и судами не установлено, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который истец имела до 1 января 2005 г., и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 г. уменьшился.

Из изложенного следует, что выводы судов о наличии у истца права на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 1 января 2005 г. утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.

Судом установлено, что за период с августа 2020 г. по март 2023 г. истцу выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 26472 рубля 32 копейки.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО при наличии у гражданина одновременно права на получение одной и той же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другому закону области или иному нормативному правовому акту мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому закону области или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, обстоятельства, связанные с назначением и выплатой указанных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, а также ее соответствие установленному размеру, имеют юридическое значение для разрешения спора в целях проверки доводов о нарушении прав истца на получение мер социальной поддержки, равно, как и доводов ответчика о том, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, не нарушено.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г. нельзя признать законными, поскольку выводы судов предыдущих инстанций по существу спора основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в результате чего не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение заявленного спора, что повлияло на исход дела, без устранения допущенных нарушений норм материального и процессуального права невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права, а также установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – мировому судье судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области.

Судья Шестого кассационного суда

общей юрисдикции Г.Г. Непопалов

УИД 43MS0049-01-2023-000373-53

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-25802/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

10 ноября 2023 г. г. Самара

Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Непопалова Г.Г., рассмотрев единолично кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г. по гражданскому делу № 2-267/2023 по иску ФИО1 к Министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» о взыскании расходов на отопление и освещение,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» о взыскании излишне уплаченных денежных средств в счет оплаты коммунальных услуг отопления и освещения, понесенных ею за период с августа 2020 г. по март 2023 г. в общей сумме 33256 рублей 84 копейки, ссылаясь на то, что ее расходы на отопление и освещение, как работающего и проживающего в поселке городского типа медицинского работника, должны быть полностью компенсированы.

Решением мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены в части, с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Кировская область, в пользу истца взысканы: возмещение расходов на освещение и отопление жилого помещения за период с августа 2020 г. по март 2023 г. в размере 33256 рублей 84 копейки; расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей; расходы по уплате государственной пошлины в размере 1198 рублей, а всего – 39454 рубля 84 копейки. В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе Министерством финансов Кировской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов ответчик указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО9. зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, и с 9 августа 1990 г. по настоящее время работает в КОГБУЗ «Тужинская центральная районная больница» в должности медсестры.

До 1 января 2005 г. ФИО1 пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 1 января 2005 г. ей выплачивалась частичная ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе за период с августа 2020 г. по март 2023 г. в размере 26472 рубля 32 копейки.

Совместно с ФИО1 по месту ее жительства зарегистрированы и проживают: супруг ФИО3; дети ФИО4 и ФИО5, которые мер социальной поддержи в заявленный истцом период не получали.

Судами также установлено, что в период с августа 2020 г. по март 2023г. ФИО6 фактически понесла расходы по оплате: за отопление – в размере 30748 рублей 62 копейки; и за использование электроэнергии – в размере 28980 рублей 54 копейки.

Ссылаясь на то, что общая сумма понесенных истцом расходов по оплате за теплоснабжение и электроснабжение за период с августа 2020 г. по март 2023 г. составила 59729 рублей 16 копеек, из которых ей частично возмещено 26472 рубля 32 копейки, не возмещенной осталась сумма расходов в размере 33256 рублей 84 копейки, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части, суд первой инстанции исходил из того, что субъект Российской Федерации «Кировская область», в ведении которого находится КОГБУЗ «Тужинская центральная районная больница», не осуществил надлежащее правовое регулирование названной сферы правоотношений, не обеспечив тем самым предоставление полагающихся истцу социальных гарантий в полном объеме, что повлекло за собой нарушение ее прав, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Кировская область затрат, понесенных ФИО1 на оплату отопления и освещения жилого помещения, в заявленном истцом размере.

С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Так, согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Ранее, в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

С 22 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ), которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанным выше Федеральным законом с 1 января 2012 г. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления 1 января 2005 г. в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 г. правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004г. порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления – ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации право нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях (от 12 июля 2006 г. № 375-О, от 4 декабря 2007 г. № 947-О-П, от 7 февраля 2008 г. № 383-О-П), Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» (далее по тексту – Закон Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО), которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.

Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.

При этом, из материалов дела не усматривается и судами не установлено, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который истец имела до 1 января 2005 г., и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 г. уменьшился.

Из изложенного следует, что выводы судов о наличии у истца права на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 1 января 2005 г. утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.

Судом установлено, что за период с августа 2020 г. по март 2023 г. истцу выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 26472 рубля 32 копейки.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Кировской области от 3 ноября 2004 г. № 267-ЗО при наличии у гражданина одновременно права на получение одной и той же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другому закону области или иному нормативному правовому акту мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому закону области или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, обстоятельства, связанные с назначением и выплатой указанных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, а также ее соответствие установленному размеру, имеют юридическое значение для разрешения спора в целях проверки доводов о нарушении прав истца на получение мер социальной поддержки, равно, как и доводов ответчика о том, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, не нарушено.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г. нельзя признать законными, поскольку выводы судов предыдущих инстанций по существу спора основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в результате чего не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение заявленного спора, что повлияло на исход дела, без устранения допущенных нарушений норм материального и процессуального права невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права, а также установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области от 26 июня 2023 г. и апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 28 августа 2023 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – мировому судье судебного участка № 44 Яранского судебного района Кировской области.

Судья Шестого кассационного суда

общей юрисдикции Г.Г. Непопалов

8Г-24969/2023 [88-25802/2023]

Категория:
Гражданские
Статус:
Отменен
Истцы
Трегубова Людмила Семёновна
Ответчики
КОГБУЗ "Тужинская центральная районная больница"
Министерство финансов Кировской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Непопалов Геннадий Геннадьевич
Дело на сайте суда
6kas.sudrf.ru
10.11.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
10.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее