КОПИЯ
86RS0№-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующий судья Глотов Н.М.
при секретаре судебного заседания Кишларь Д.Б.
помощнике прокурора города ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению истицы к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об оспаривании приказа об увольнении, о восстановлении на службе и компенсации морального вреда,
с участием истицы ФИО, представителя ответчика ФИО
УСТАНОВИЛ:
истица обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее УФССП по ХМАО-Югре) об оспаривании приказа об увольнении, о восстановлении на службе. В обоснование исковых требований указано, что работала у ответчика в период с <дата> по <дата>, с <дата> занимала должность начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре. Приказом от <дата> №-к уволена с занимаемой должности в связи с сокращением с <дата>, полагает, что увольнение было незаконным, поскольку с <дата> была временно нетрудоспособна, был открыт листок нетрудоспособности, увольнение произведено в указанный период. Просит суд признать незаконным и отменить приказ от <дата> №-к об увольнении истицы, восстановить на работе в должности начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <адрес>, обязать ответчика организовать выплату 100% сохраняемого денежного содержания за период нетрудоспособности с <дата> по <дата>.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от <дата> истице было отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда ХМАО-Югры от <дата>, решение Нижневартовского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от <дата> оставлено без изменения, а апелляционная жалоба истицы без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> решение Нижневартовского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от <дата>, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда ХМАО-Югры от <дата> отменены в части оспаривания приказа об увольнении и о восстановлении на службе, дело направлено на новое рассмотрение в Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.
Истица в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, дополнительно заявила требование о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>. Истица подтвердила обстоятельства, изложенные в иске, указав, что на момент повторного увольнения действовал вступивший в законную силу судебный акт от <дата>, которым психологическое обследование от <дата> было признано незаконным, профсоюз об увольнении не был уведомлен.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав, что увольнение было законным, профсоюз в службе отсутствует, истица не уведомила работодателя о своем заболевании, определение о признании незаконным заключения психолога было отменено в вышестоящей инстанции.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требование о восстановлении на работе подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему:
В ходе судебного заседания установлено, что на основании приказа от <дата> истица назначена на должность начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре.
Частью 7 ст. 11 ТК РФ закреплено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении гражданский служащий предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Представитель нанимателя обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В связи со вступлением в силу <дата> Федерального закона от <дата> № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
В целях реализации указанного Федерального закона издан приказ Федеральной службы судебных приставов России от <дата> № «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре», в соответствии с которым с <дата> замещаемая истцом должность подлежит сокращению.
<дата> истице вручено уведомление о сокращении замещаемой ею должности и о разъяснении порядка перехода на иную службу в органы принудительного исполнения.
<дата> истица обратилась с заявлением, в котором выразила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре.
<дата> психологом ФИО в отношении истицы проведено психодиагностическое обследование, по результатам которого составлен протокол № и заключение о профессиональной пригодности и составлено заключение, согласно которому психологом сделан вывод о нерекомендации истицы для замещения должности в органах принудительного исполнения с присвоением четвертой категории профессиональной пригодности.
На основании вышеуказанного заключения о профессиональной пригодности начальник УФССП по ХМАО-Югре <дата> уведомил истицу о невозможности принятия ее на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в связи с определением четвертой категории профессиональной пригодности.
<дата> на основании приказа от <дата> №-к истица уволена со службы на основании с п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в связи с сокращением должностей в государственном органе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от <дата> приказ от <дата> №-к об увольнении истицы признан незаконным, она восстановлена в прежней должности.
<дата> на основании приказа №-к, которым приказ №-к от <дата> был отменен, истица восстановлена в должности начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре с <дата>.
<дата> истице было вручено уведомление от <дата> о сокращении занимаемой должности с предложением вакантных должностей государственной гражданской службы.
<дата> истице было представлено под роспись уведомление руководителя УФССП по ХМАО-Югре о том, что в дополнение к ранее направленному уведомлению от <дата>, в период с <дата> по настоящее время согласно штатному расписанию в УФССП России по ХМАО-Югре дополнительные иные вакантные должности, соответствующие категории и группе должностей занимаемой должности согласно уровню образования истицы отсутствуют.
Приказом №-к от <дата> на основании п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» с истицей расторгнут служебный контракт и она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре и уволена с федеральной государственной гражданской службы <дата> в связи с сокращением должностей в государственном органе.
<дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В статье 1 указанного закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 92 Федерального закона от <дата> № 328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 328-ФЗ требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения. Порядок прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, поступающими на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудниками и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, которые вступили в силу с <дата>. Данные Правила определяют порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих федеральной службы судебных приставов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Данные Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (далее соответственно - органы принудительного исполнения, лица, поступающие на службу), на наличие или отсутствие у них заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения.
Согласно ч. 4 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В определении судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> указано, что после восстановления истицы на службе на основании апелляционного определения от <дата>, принимая во внимание, что она по состоянию на <дата> проходила службу в УФССП по ХМАО-Югре, при наличии заявления от <дата>, в котором она выразила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отделения судебных приставов по <адрес>, учитывая её настойчивое желание продолжить службу в органах принудительного исполнения, необходимо проверить соблюдение ответчиком процедуры увольнения, предусмотренной частью 2 статьи 92 Федерального закона от <дата> № 328-ФЗ, правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1909, Правилами медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих федеральной службы судебных приставов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Таким образом, ответчик должен доказать, что при увольнении истицы с <дата> были выполнены все требования, предусмотренные частью 2 статьи 92 Федерального закона от <дата> № 328-ФЗ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от <дата> было признано незаконным заключение от <дата> о профессиональной пригодности истицы и отнесении ее к четвертой группе профессиональной пригодности.
В данном случае ответчиком не доказано, что на момент увольнения истицы <дата> проведены мероприятия по профессиональному психологическому отбору, не доказано, что были совершены и иные действия в соответствии со ст. 92 Федерального закона от <дата> № 328-ФЗ. Применительно к рассматриваемому спору юридически значимым является факт отсутствия действующего заключения психолога именно на момент увольнения истицы.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком порядка увольнения и несоблюдении гарантий, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ и Федеральным законом от <дата> № 328-ФЗ, что служит основанием для признания увольнения незаконным. При этом суд полагает необходимым отметить, что доводы истицы об увольнении в период временной нетрудоспособности и при отсутствии уведомления профсоюза являются несостоятельными, т.к. истица не уведомила работодателя о временной нетрудоспособности, а профсоюза в службе не имеется.
В случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула (ст. 394 ТК РФ).
Как установлено судом, увольнение истицы в соответствии с приказом №-к от <дата> является незаконным, следовательно, истица подлежит восстановлению в ранее замещаемой должности с <дата>.
В данном случае судом принимается расчет среднедневного заработка, произведенный ответчиком, т.к. он соответствует требованиям законодательства, истицей своего расчета не предоставлено.
Размер оплаты за время вынужденного прогула необходимо рассчитать следующим образом: <данные изъяты> (период с <дата> по <дата>)= <данные изъяты>
В соответствии со ст. 394 ТК РФ, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает доказанным факт несения истицей нравственный страданий в результате нарушения ее трудовых прав. С учетом всех обстоятельств дела, учитывая допущенные ответчиком нарушения прав истицы, которая длительное время была лишена возможности трудиться, степень вины ответчика, суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, что, по мнению суда, соответствует требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным приказ №-к от <дата> Управления федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об увольнении истицы.
Восстановить истицу на службе в Управлении федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в должности начальника отдела- старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <данные изъяты> с <дата>.
Взыскать с Управления федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в пользу истицы заработную плату за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> (сумма приведена с вычетом НДФЛ 13%), компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
Решение в части восстановления на службе подлежит немедленному исполнению.
В остальной части иска истице отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Судья подпись Н.М. Глотов
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ______________ Н.М. Глотов