Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» апреля 2021 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,
при секретаре Мальцевой М.В.,
с участием представителя истца – помощника Тындинского городского прокурора Климушкина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тындинского городского прокурора в интересах Сапожникова <данные изъяты> к администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тындинский городской прокурор обратился в суд в интересах Сапожникова А.Л., в обоснование заявленных требований указал, что Сапожников А.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать-ФИО3 умерла 30.11.2008 года, отец- ФИО2 решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. был лишен родительских прав.
Постановлением администрации г. Тынды № от 09.01.2020г. Сапожников А.Л. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ Сапожников А.Л. обратился в заявлением в администрацию города Тында о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в г.Тында Амурской области.
Поскольку Сапожников А.Л., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма, следовательно, на него распространяется действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. Не предоставлением Сапожникову А.Л. благоустроенного жилья нарушаются его права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Просит обязать администрацию г. Тынды предоставить Сапожникову А.Л. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в черте г. Тында Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Тынды, представители третьих лиц Управления образования администрации г. Тынды, Министерства социальной защиты населения Амурской области, истец Сапожников А.Л. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились.
В судебное заседание представитель администрации г. Тынды, представитель Управления образования администрации г. Тынды направили письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом, на основании ч. 4,5 ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца –помощник Тындинского городского прокурора Климушкин В.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, и дав им юридическую оценку исходя из требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Международной конвенции о правах ребенка 1989 года провозглашено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со ст. 26, 27 указанной Конвенции государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.96г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из ч.1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к лицам, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относились лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с ч.9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.96г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2013 года.
Из изложенного следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимыми для разрешения данного спора обстоятельствами являются установление факта обращения истца в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства, а также факта постановки гражданина на такой учет.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными требование указанного лица об обеспечении его вне очереди жилым помещением подлежит удовлетворению.
К таковым причинам, в частности, следует относить: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ, достиг возраста 18 лет, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из свидетельства о рождении Антонова <данные изъяты>, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, следует, что его отцом является ФИО2, матерью - ФИО3.
Согласно свидетельству о перемене имени от 23.03.2017г. ФИО1 сменил фамилию и отчество на Сапожников <данные изъяты>.
Согласно свидетельству о смерти мать ФИО10 (ФИО9) А.Л. – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Тындинского районного суда Амурской области от 10.06.2009г. ФИО2 лишен родительских прав в отношении ФИО10 (ФИО9) А.Л.
Постановлением мэра г. Тында № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Сапожникова (ФИО9) А.Л. была назначена ФИО7
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Сапожников А.Л. обучается в Байкало-Амурском институте железнодорожного транспорта-филиале ФГБУ высшего образования ДВГУПС в г.Тында на факультете среднего профессионального образования с 01.09.2018г. по 30.06.2022г. на <данные изъяты> курсе по специальности ДД.ММ.ГГГГ техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (тепловозы и дизель-поезда), по очной форме обучения.
Постановлением мэра города г. Тынды №394 от 25.02.2009г. Сапожников А.Л. поставлен на учет в отделе жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и жилищной политики администрации города Тында, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Сапожников А.Л., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилья из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Жилое помещение Сапожникову А.Л. не предоставлено, в связи, с чем он обратился в Тындинскую городскую прокуратуру с заявлением о защите его прав.
Согласно п.2,3,4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Амурской области № 144 от 8 апреля 2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
В Едином государственном реестре за Сапожниковым А.Л. не зарегистрировано прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №
Учитывая установленные обстоятельства, а также тот факт, что Сапожников А.Л. обладает нереализованным правом на обеспечение жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что Сапожников А.Л. имеет право на получение жилья из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории на территории города Тынды установлена: 33 кв.м. – для одиноко проживающих граждан; 42 кв.м. – на семью из двух человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи три и более человек.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит требования Тындинского городского прокурора в интересах Сапожникова А.Л. о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тындинского городского прокурора в интересах Сапожникова <данные изъяты> к администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Тынды предоставить Сапожникову <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в черте г. Тында Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.В.Кувшинов
Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.