№ 2-1109/2021
УИД №21RS0024-01-2021-001037-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тимофеевой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Сапаркиной А.И.,
с участием истицы Яковлевой В.М., ее представителя Архипова Д.Ю., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета иска, СУ СК РФ по ЧР Казанковой Е.В., Кубаревой Т.В., прокуратуры Чувашской Республики Алексеевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Веры Михайловны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в порядке реабилитации,
установил:
Яковлева В.М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в порядке реабилитации, в размере 1000000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 22 апреля 2019 года в отношении Яковлевой В.М. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (по эпизоду с Николаевым). 18 ноября 2019 года ей было предъявлено обвинение в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ. Постановлением от 29 марта 2019 года в отношении Яковлевой В.М. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Приговором Ленинского районного суда г.Чебоксары от 09 октября 2020 года по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, Яковлева В.М. была оправдана в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. Апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 11 февраля 2021 года приговор Ленинского районного суда г.Чебоксары от 09 октября 2020 года в части оправдания по ч.3 т. 160 УК РФ (по эпизоду с Николаевым) оставлено без изменения. Таким образом, у истца возникло право на возмещение морального вреда порядке реабилитации.
Истец Яковлева В.М., ее представитель Архипов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Павлова А.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия. Представила отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым в удовлетворении иска в заявленном объеме просила отказать, указывая на, что заявленный размер компенсации морального вреда не соответствует требованиям разумности и справедливости, фактическим обстоятельствам уголовного дела, является не в полной мере адекватным степени нарушения неимущественных прав, при при возмещении морального вреда необходимо исходить не только из обязанности максимально возместить причиненный моральный вред, но и не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Чувашской Республики Алексеева К.Г. в судебном заседании полагала, что имеются основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, размер которой должен быть определен с учетом принципов разумности и справедливости.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СУ СК РФ по ЧР Казанкова Е.В., Кубарева Т.В. в судебном заседании в удовлетворении иска просили отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что истцом не представлено доказательств причинения ей нравственных страданий в связи с возбуждением, расследованием в отношении нее уголовного дела, доводы истца о том, что из-за возбуждения и расследования в отношении нее уголовного дела она не имела возможность трудоустроиться по своей специальности и получать доход ничем не подкреплен. Также не представлены доказательства причинения истцу морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих ее часть, достоинство и деловую репутацию, в средствах массовой информации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений п.1 ст.8, ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Ст.53 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с п.55 ст.5 УПК РФ уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, которая, по смыслу ст.46 УПК РФ, начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица и заканчивается изобличением виновного в суде.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, порядок возмещения вреда определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст.133 - 139, 397, 399).
Исходя из содержания данных статей право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает при наличии реабилитирующих оснований (у обвиняемого - когда уголовное преследование в отношении него прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п. 1, 4 - 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст.136 УПК РФ).
В силу ст.ст.165, 242.2 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации выступает ответчиком по требованиям к Казне Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.
Из материалов дела следует, что Следственным отделом по Ленинскому району города Чебоксары следственного управления 25 марта 2019 года в отношении Яковлевой В.М. было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.
29 марта 2019 года в отношении нее была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
22 апреля 2019 года в отношении Яковлевой В.М. было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (по эпизоду с Николаевым А.А.).
30 апреля 2019 года уголовное дело № соединено в одно производство с уголовным делом №.
19 ноября 2019 года Яковлевой В.М. было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Уголовное дело № вместе с утвержденным прокурором обвинительным заключением 30 декабря 2019 года направлено в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 октября 2020 года Яковлева В.М. оправдана по ч. 3 ст. 160 УК РФ (по эпизоду с Николаевым А.А.) в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления, за Яковлевой В.М. признано право на реабилитацию в связи с оправданием в указанной части, разъяснено право на обращение в суд по вопросу возмещения имущественного ущерба и морального вреда, связанного с уголовным преследованием, а также восстановления иных имущественных прав реабилитированного в соответствие с положениями главы 18 УПК РФ.
Указанным приговором суда Яковлева В.М. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики от 11 февраля 2021 года приговор Ленинского районного суда г.Чебоксары в отношении Яковлевой В.М. в части ее оправдания по ч. 3 ст. 160 УК РФ (по эпизоду с Николаевым А.А.) в связи с отсутствием состава преступления оставлен без изменения. Этот же приговор в отношении Яковлевой В.М. в части осуждения по ч. 3 ст. 160 УК РФ отменен с передачей уголовного дела в тот же суд на новое судебное разбирательство в ином составе суда.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются нормами главы 59 и ст.151 ГК РФ.
Ст.151 ГК РФ гласит, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно абз.3 ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п.п.2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Учитывая изложенное, вопреки доводам представителей ответчика и третьих лиц, суд приходит к выводу, что истец Яковлева В.М. имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, поскольку в отношении нее был постановлен оправдательный приговор в связи с отсутствием в ее деяниях состава преступления.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года №17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» указано, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному суд должен учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Требование закона об определении денежной компенсации морального вреда в разумном и справедливом размере направлено на соблюдение баланса интересов сторон, указанная мера гражданско-правовой ответственности нарушителя в силу своего компенсационного характера не предполагает обогащение истца.
Баланс частных и публичных интересов при компенсации морального вреда достигается таким образом, чтобы выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не нарушала права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
Учитывая продолжительность периода уголовного преследования Яковлевой В.М. (22 апреля 2019 года по 09 октября 2020 года), в течение которого в отношении нее была избрана мера пресечения в виде подписке о невыезде, она находилась в состоянии неопределенности относительно исхода уголовного преследования, вынуждена была тратить время на участие в следственных действиях, учитывая объем и тяжесть предъявленного Яковлевой В.М. обвинения, первичность привлечения к уголовной ответственности, трудовую занятость Яковлевой В.М., причинения вреда его деловой репутации, что в период уголовного преследования не могло не вызывать у истца нравственных переживаний, отсутствие доказательств причинения вреда здоровью истца вследствие незаконного уголовного преследования, суд считает, что причиненный ей моральный вред может быть компенсирован выплатой за счет средств казны Российской Федерации в ее пользу денежных средств в размере 100000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Яковлевой Веры Михайловны компенсацию морального вреда в размере 100000 (сто тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Тимофеева
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2021 года.