дело № 2-4210/2017
изготовлено 13.12.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
04 декабря 2017 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Шамариной А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Веры Мартемьяновны к Правительству Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда по договору социального найма,
установил:
26 декабря 1994 г. Кузнецова В.М., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, на основании ч. 3 ст. 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. № 1761-1 признана пострадавшей от политических репрессий как дочь Филинова Мартемьяна Платоновича, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, репрессированного 07.10.1938 г. и реабилитированного посмертно 22.03.1957 г. (справка прокуратуры Читинской области л.д. 9).
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 26 декабря 2007 г. № 433 Кузнецова В.М. принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 27.05.2010 г. № 258 Кузнецова В.М. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма в государственном жилищном фонде Ярославской области, как лицо, признанное пострадавшим от политических репрессий в соответствии со ст. 15 Закона Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» от 11.07.2005 г. № 40-з.
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 14.05.2013 г. № 249 внесены изменения в распоряжение от 27.05.2010 г. № 258, дата принятия Кузнецовой В.М. на учет по основанию, предусмотренному ст. 15 Закона Ярославской области от 11.07.2005 г. № 40-з указана – с 26.12.2007 года.
Кузнецова В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству Ярославской области, просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам по установленной норме предоставления жилых помещений в г. Ярославле,
В исковом заявлении с учетом дополнений указано, что Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и Закон Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» предоставляют ей право на обеспечение жилым помещением, которое нарушается ответчиком. До 01.01.2005 г. лица указанной категории имели внеочередное право на обеспечение жилыми помещениями, однако действующим законодательством предполагается, что обязанность государства участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочий по определению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе по обеспечению их жильем, должна оставаться на уровне не ниже сложившегося. Вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С момента постановки на жилищный учет прошло более 10 лет, органами государственной власти, Правительством Ярославской области меры по обеспечению истца жилым помещением не принимаются, в отличии от граждан из числа многодетных семей, которые обеспечиваются жильем в рамках региональной программы «Стимулирование жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 годы. На неоднократные обращения в различные органы получала отказы. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия бюджетного финансирования, государство не может произвольно отказываться от взятых на себя публично-правовых обязательств. В случае предоставления истцу жилого помещения по решению суда права иных лиц указанной категории нарушены не будут, так как ответчик вправе разрешить вопрос об обеспечении всех этих лиц жилыми помещениями одновременно.
Судом с учетом характера спорных правоотношений и мнения сторон к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, в качестве третьих лиц территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля, управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, департамент финансов Ярославской области, департамент строительства Ярославской области.
В судебном заседании Кузнецова В.М. просила иск удовлетворить, несмотря на проблему с финансированием указанных мер социальной поддержки, решить проблему адресно, поскольку граждан, пострадавших от репрессий, осталось мало, этот вопрос является значимым для общества, на их права нужно обратить внимание, это будет справедливо.
Представитель истца по доверенности Кукушкина Л.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что уполномоченный органом по реализации мер социальной поддержки и надлежащим ответчиком по делу является Правительство Ярославской области. Причины отказа в предоставлении жилого помещения являются необоснованными. До сих пор не разработан порядок реализации прав указанных лиц в Ярославской области. Очередность установлена только для случаев предоставления жилья в муниципальном жилищном фонде, на уровне области очередность отсутствует, ведется только учет граждан. При этом истец стоит на учете по г. Ярославлю под первым номером, очередь движется из-за того, что жилье предоставляется реабилитированным по иным основаниям.
Представитель ответчика Правительства Ярославской области по доверенности Киселева Л.Г. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 46-48), указала, что правительство не является надлежащим ответчиком, так как полномочия по распоряжению государственным имуществом, в том числе жилищным фондом Ярославской области переданы ДИЗО Ярославской области. Право на предоставление жилья на территории Ярославской области по ст. 13 Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» истица не имеет, так кА до репрессий на территории Ярославской области не проживала. Право истца на обеспечение жилым помещением, предусмотренное ст. 15 Закона Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» не оспаривается. Жилое помещение может быть предоставлено только в порядке очередности и при наличии свободных жилых помещений. В настоящее время оснований для предоставления жилого помещения не имеется.
Представитель ответчика ДИЗО Ярославской области по доверенности Задворнова Ю.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 129-131), указала, что в собственности Ярославской области свободные жилые помещения в настоящее время отсутствуют, в общем списке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, исходя из времени постановки на учет, Кузнецова В.М. находится под номером 16, приобретение жилья возможно только в рамках государственной программы, ведется разработка соответствующих изменений в региональную программу.
Представитель третьего лица мэрии г. Ярославля по доверенности Безрук Е.С. поддержала письменный отзыв на иск (л.д. 31), согласилась с доводами представителей ответчиков, пояснила, что мэрия только осуществляет жилищный учет таких граждан, сведения периодически направляет в Правительство Ярославской области.
Представитель третьего лица территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля по доверенности Холявская И.Н. представила в суд материалы учетного дела, поддержала позицию, изложенную представителем Правительства ЯО, пояснила, что на жилищном учете в администрации по категории репрессированных граждан истица стоит под номером 3.
Третьи лица управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, департамент финансов Ярославской области, департамент строительства Ярославской области направили в суд письменные возражения относительно заявленных требований.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы учетного дела, копии которых приобщены к материалам гражданского дела, суд считает, что исковые требования Кузнецовой В.М. удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.В соответствии с п.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.1991 г. признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела не следует, что в результате примененных в отношении отца Кузнецовой В.М. репрессий она утратила жилое помещение на территории Ярославской области, в связи с чем, она невправе требовать принятия мер в целях реализации указанной нормы федерального закона.
Вместе с тем, ст. 15 Закона Ярославской области Закон ЯО «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» от 11.07.2005 г. № 40-з устанавливает право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области для реабилитированных лицах и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также членов их семей, независимо от места проживания указанных лиц до применения к ним репрессий.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона Ярославской области № 40-з от 11.07.2005 года «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» жилое помещение государственного жилищного фонда Ярославской области предоставляется реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также членам их семей, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области.
Решение о предоставлении жилого помещения в государственном жилищном фонде Ярославской области принимается органом государственной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области на основании сведений, предоставленных органом учета. В месячный срок со дня освобождения жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области гражданину сообщается о предоставлении ему жилого помещения. Указанное сообщение является основанием для заключения договора социального найма. Форма договора определяется в порядке, установленном федеральным законодательством. Договор социального найма является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение (ч. 6 ст. 16 Закона Ярославской области № 40-з от 11.07.2005 г.).
Частью 7 ст. 16 Закона Ярославской области № 40-з от 11.07.2005 г. предусмотрено, что жилые помещения в государственном жилищном фонде Ярославской области предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
По распоряжению главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля Кузнецова В.М. с 26.12.2007 г. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ (категория реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий).
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Кузнецова В.М., в связи с наличием у нее права на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Закона Ярославской области № 40-з от 11.07.2005 г., права на внеочередное предоставление жилого помещения не имеет.
Таким образом, предоставление Кузнецовой В.М. жилого помещения по указанному основанию должно производиться с учетом прав иных граждан, принятых на учет нуждающихся в жилом помещении ранее истца по тем же основаниям.
По сообщению Управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, по состоянию на 01.01.2017 г. нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области признаны 29 человек, относящихся к категории реабилитированных лиц, и лиц, признанными пострадавшими от политических репрессий. Кузнецова В.М. в общеобластном списке, исходя из даты принятия на учет, стоит под номером 16, в списке по г. Ярославлю – под номером 7.
Аналогичные сведения содержатся в письме зам. мэра г. Ярославля по социальной политике от 08.02.2017 г. (л.д. 60-64), в списке состоящих на жилищном учете реабилитированных лиц, и лиц, признанными пострадавшими от политических репрессий. Кузнецова В.М. указана под номером 7.
Согласно сведениям Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в настоящее время в собственности Ярославской области свободные изолированные жилые помещения, предназначенные для предоставления по договорам социального найма, отсутствуют.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что законодательство Ярославской области не предусматривает предоставление данной категории лиц жилых помещений во внеочередном порядке, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц, обусловлена наличием свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Ярославской области, в связи с чем, нарушений действующего законодательства по реализации прав Кузнецовой В.М. со стороны ответчиков не имеется.
При этом обстоятельства, в связи с которыми происходит движение очереди граждан указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не имеют правового значения для разрешения заявленных требований.
Доводы иска о том, что жилое помещение не предоставляется Кузнецовой В.М. длительное время, не свидетельствуют о нарушении ее прав. Действующим законодательством ни на федеральном, ни на местном уровне не предусмотрен срок предоставления жилья данной категории граждан.
Кроме того, Законом Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» право распоряжения жилищным фондом передано органу государственной власти Ярославской области, уполномоченному на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области. Таким органом государственной власти субъекта Российской Федерации Ярославской области является департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (Положение о департаменте утверждено Постановлением Администрации ЯО от 02.04.2007 г. № 116). Следовательно, исковые требования о предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Ярославской области заявлены к Правительству Ярославской области - ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░