Решение по делу № 2-46/2024 (2-667/2023;) от 24.10.2023

Мотивированное решение

изготовлено 26 июня 2024 года

№ 2-46/2024

УИД: 25RS0033-01-2023-001020-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2024 года

с. Черниговка

Черниговский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Векинцевой Е.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО8,

представителя истца по доверенности ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя ФИО2 по доверенности ФИО7 к администрации Черниговского муниципального округа <адрес> об установлении факта отсутствия родительского попечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании распоряжения администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении срока на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о возложении обязанности на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>,

установил:

Представитель ФИО2 по доверенности ФИО7 обратился в Черниговский районный суд <адрес> с названным иском, в обоснование которого указал, что матерью истца является ФИО3, сведения об отце отсутствуют. На основании заключения Первореченского отдела комитета по общему и профессиональному образованию администрации <адрес> по вопросу определения в детский дом несовершеннолетней, ФИО2, мать которой по состоянию здоровья не может заниматься воспитанием и содержанием дочери, с детства является инвалидом II группы, состоит на диспансерном учете у психиатра по поводу умственной отсталости и наблюдается в краевом противотуберкулезном диспансере по причине заболевания туберкулезом легких, проживала по адресу: <адрес>, пр-кт Красного Знамени, <адрес>, в семье ФИО4, определена в детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ и по 23 ноябрь 2007 года она проживала в МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида <адрес>» по адресу: <адрес>, пр-кт Красного знамени, <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживала совместно с опекуном ФИО5 по адресу: <адрес>, пр-кт 100 лет Владивостоку, <адрес>. Указывает, что таким образом, с 2003 года и до своего совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 постоянно проживала в <адрес> у дальних родственников, у опекуна, в социальных учреждениях для детей-сирот, в интернате и находилась на обеспечении у государства, при этом в отношении нее была установлена опека. Мать её проживала отдельно, в <адрес>, её воспитанием и содержанием не занималась. До настоящего времени ФИО2 не являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или собственником жилого помещения. ФИО2 направила в адрес администрации <адрес> заявление о включении её в список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, к которому досылала дополнительные документы, однако, в ответ получила заключение отдела опеки и попечительства, а также распоряжение главы администрации <адрес> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по причине отсутствия решений суда, которыми мать ФИО2 была лишена родительских прав, а в отношении самого истца установлен факт утраты родительского попечения. Считает, что данное заключение отдела опеки и попечительства содержит ошибочные выводы, а вынесенное на его основе распоряжение администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ незаконно, поскольку список документов, которыми заявитель может подтвердить факт утраты либо отсутствия попечения единственного или обоих родителей является открытым, следовательно, не ограничивает ее необходимостью предоставления исключительно указанных судебных решений. В период с 14 лет до 18 лет включение ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны были осуществить ее опекун (попечитель) либо орган опеки, а с 18 лет до 23 лет она могла быть включена в список по личному заявлению. При этом, в период с 14 лет до 18 лет ни опекун (попечитель), ни орган опеки соответствующих действий не совершил. Сама ФИО2 не обратилась с подобным заявлением по достижении 18 лет, поскольку имеется существенное обстоятельство, послужившее препятствием для своевременного обращения истца в уполномоченный орган, а именно состояние здоровья ФИО2, которая является инвалидом II группы с детства бессрочно и страдает умственной отсталостью лёгкой степени с отсутствием нарушений поведения, обусловленной неуточнёнными причинами. Полагает, что ФИО2 относилась к категории лиц, которым, в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляется право на обеспечение жильем. Поскольку истец вовремя не была включена в список по причине бездействия иных лиц, а в дальнейшем пропустила оставшийся срок на подачу заявления по причине нарушений здоровья, считает, что срок на включение в список подлежит восстановлению. В настоящее время ФИО2 не имеет жилого помещения и остро нуждается в его получении, в то время как вынесенное распоряжение администрации <адрес> является препятствием к получению жилья, право на которое за истцом сохраняется.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, представитель истца ФИО7, с учетом уточненных требований, просит установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ; признать распоряжение администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> ФИО2» незаконным; восстановить срок ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>; признать право ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>; возложить обязанность на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, в срок 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя ФИО7 Настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель истца ФИО7 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Черниговского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО9 в судебное заседание не явился. Извещена надлежащим образом, в отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, также просила оставила разрешение требования о признании факта отсутствия родительского попечения над ФИО2 на усмотрение суда. В удовлетворении остальной части искового заявления возражала, поскольку на момент рассмотрения заявления ФИО2, последняя не имела статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявления истца у администрации не имелось. Указала, что установление факта отсутствия родительского попечения будет являться основанием для повторной подачи заявления о включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотрении вопроса об обеспечении ее жилым помещением.

Представитель ответчика – отдела опеки и попечительства Администрации Черниговского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. И.о. начальника отдела ФИО10 представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому, полагаясь на аргументы, изложенные в заключении отдела опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, считает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело без участия представителя отдела опеки и попечительства.

Представитель ответчика – Территориального отдела опеки и попечительства по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Начальник отдела опеки и попечительства по <адрес> ФИО11 просит рассмотреть дело в отсутствие специалиста отдела опеки, в связи с территориальной отдаленностью.

Представитель третьего лица – Министерства образования и науки <адрес>, а также прокурор <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя истца, принимая во внимание поступившие возражения, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ указано, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» право на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ч. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указано, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО3, сведения об отце отсутствуют (свидетельство о рождении серии I-ВС от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно заключению Первореченского отдела комитета по общему и профессиональному образованию администрации <адрес> по вопросу определения в детский дом несовершеннолетней ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ комитет установил, что ФИО3 по состоянию здоровья не может заниматься воспитанием и содержанием дочери. Мать с детства является инвалидом II группы, состоит на диспансерном учете у психиатра по поводу умственной отсталости и наблюдается в краевом противотуберкулезном диспансере в связи с наличием туберкулеза легких. ФИО2, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проживает по адресу: <адрес>, пр-кт Красного Знамени, <адрес> семье ФИО4. На основании изложенного комитет посчитал необходимым определить ФИО2 в детский дом.

Из постановления администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 была определена в детский дом. При этом было также установлено, что мать девочки является инвалидом с детства и не может заниматься воспитанием и содержанием дочери по состоянию здоровья, родственников, желающих взять ребенка на воспитание в семью, не нашлось.

Справкой МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 является воспитанницей интерната с ДД.ММ.ГГГГ и по дату составления справки и проживает по адресу: <адрес>, пр-кт Красного знамени, <адрес> на основании постановления администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, 1951 года рождения, назначена опекуном ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из акта территориального отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению <адрес> Владивостокского городского округа <адрес> по проверке условий жизни несовершеннолетнего подопечного -ТО 8/б/н от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проживает вместе с опекуном ФИО5 по адресу: <адрес>, пр-кт 100 лет Владивостоку, <адрес>. Адрес постоянной регистрации подопечного: <адрес> «Г», <адрес>. Все необходимые потребности ФИО2 удовлетворены, безопасность обеспечена, жилищно-бытовые условия – благоустроенная квартира, где у ФИО2 есть спальное место, комод, одежда, место для хранения одежды, потребности несовершеннолетней обеспечены, опекун взаимодействует с органами опеки и попечительства по вопросу воспитания, образования подопечного и взаимодействия в семье, доходы подопечного – опекунское пособие, пенсия по инвалидности, требования о расходовании полученных доходов в целях обеспечения прав и интересов подопечного выполнены.

Из выписки из акта освидетельствования ВО ВТЭК к справке серии ВТЭ-131 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3, 1974 года рождения, признана инвалидом II группы с детства бессрочно.

Справкой КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО3, 1974 года рождения, состоит на учете у врача-психиатра по поводу умеренно-выраженной умственной отсталости.

В соответствии со справкой ГБУЗ «Приморский противотуберкулезный диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, с 1999 года наблюдается в указанном учреждении в связи с наличием туберкулеза легких. Является инвалидом II группы с детства.

Как следует из ответа главы администрации Сибирцевского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Сибирцево, <адрес> «Г», <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не является муниципальной собственностью. Сведений о том, что ФИО2 является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма на территории Сибирцевского городского поселения <адрес>, не имеется. Аналогичные сведения содержатся и в ответе первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие у ФИО2 в собственности какого-либо недвижимого имущества подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № КУВИ-001/2023-74919889 от ДД.ММ.ГГГГ, ответом заместителя директора филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направляла дополнительные документы для рассмотрения вопроса о включении ее в вышеуказанный список.

Заключением отдела опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по причине отсутствия копии решения суда о лишении (ограничении) матери родительских прав. Дополнительным основанием для отказа во включении в список послужило отсутствие установленного факта утраты родительского попечения в судебном порядке в отношении ФИО2

Распоряжением главы администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 также отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно заключению врача-невропатолога Краевого клинического центра охраны материнства и детства, в отношении ФИО2 установлен диагноз «ранняя органическая недостаточность ЦНС, дислалия, задержка психоречевого развития».

Кроме того, ФИО2 находилась на обследовании и лечении в Детской психиатрической больнице <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени без поведенческих нарушений, наследственно обусловленная».

В ходе диспансеризации в октябре 2009 года, ФИО2 была осмотрена врачом-неврологом, ей выставлен диагноз «резидуально-органическая церебральная недостаточность».

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращалась в консультативное отделение ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. ФИО12 Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», где ей был поставлен диагноз «органическое поражение головного мозга с пирамидной недостаточностью, ЗПР».

Также ФИО2, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась в на стационарном лечении в ГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница <адрес>» (справка ГБУЗ «ККПБ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 установлена II группа инвалидности с детства бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению врача-психиатра от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 страдает умственной отсталостью легкой степени с отсутствием нарушений поведения, обусловленная неуточненными причинами (код по МКБ – F 70.09). ФИО2 как в возрасте с 18 лет до 23 лет, так и в настоящее время не в состоянии самостоятельно воспринимать текст юридического содержания, оформлять какие-либо запросы юридического содержания, собирать документы из различных организаций и оформлять не только заявления юридического характера, но конверты для почтовой отправки.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства, а именно: заключение Первореченского отдела комитета по общему и профессиональному образованию администрации <адрес> по вопросу определения в детский дом несовершеннолетней ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ, справка МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2, до достижения ей совершеннолетия сначала проживала совместно с родственником ФИО4, затем в общеобразовательной школе-интернате, после чего в отношении нее была установлена опека.

Каких-либо сведений о том, что мать истца, ФИО3, исполняла свои обязанности по воспитанию и содержанию своей дочери до достижения ею совершеннолетия, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт отсутствия родительского попечения над ФИО2 до достижения ею совершеннолетия.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Вместе с тем уполномоченными органами не предпринимались меры по защите жилищных прав и интересов ФИО2, о чем свидетельствуют ответы администрации Сибирцевского городского поселения <адрес> и администрации <адрес> Приморского, согласно которым истец не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма. Кроме того, у ФИО2 отсутствует право собственности на объекты недвижимости, что подтверждается уведомлением ЕГРН и ответом заместителя директора филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Причину пропуска ФИО2 срока на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, после достижению ею совершеннолетия и до достижения 23 лет, суд признает уважительной, поскольку исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают наличие у ФИО2 II группы инвалидности с детства, наличие легкой умственной отсталости с отсутствием нарушений поведения, обусловленной неуточненными причинам, ввиду которой истец не в состоянии самостоятельно воспринимать текст юридического содержания, оформлять какие-либо запросы юридического содержания.

Иным образом, как не в судебном порядке, факт отсутствия родительского попечения над ФИО2 до достижения ею совершеннолетия, не установить.

Установления факта отсутствия родительского попечения необходимо истцу для получения права на обеспечения жилым помещением.

В этой связи суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании факта отсутствия над нею родительского попечения в период с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетия, а также о восстановлении срока на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Также суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ней права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, и возложении обязанности на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствующий список в срок 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию (ст. 268 ГПК РФ).

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения остальной части исковых требований в силу следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Сведений о том, что ФИО2 была признана оставшейся без попечения родителей в порядке, определенном главой 18 СК РФ, истцом не представлено.

Таким образом, на момент обращения в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец не имела статуса ребенка, оставшегося без попечения родителях.

При таких обстоятельствах, у администрации <адрес> отсутствовали предусмотренные законом основания для включения ФИО2 в соответствующий список.

Следовательно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление представителя ФИО2 по доверенности ФИО7 к администрации Черниговского муниципального округа <адрес> об установлении факта отсутствия родительского попечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании распоряжения администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении срока на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о возложении обязанности на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, удовлетворить частично.

Установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.

Восстановить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Признать право ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Возложить на администрацию Черниговского муниципального округа Приморского края обязанность включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, в срок 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

Судья

Е.С. Векинцева

Мотивированное решение

изготовлено 26 июня 2024 года

№ 2-46/2024

УИД: 25RS0033-01-2023-001020-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2024 года

с. Черниговка

Черниговский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Векинцевой Е.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО8,

представителя истца по доверенности ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя ФИО2 по доверенности ФИО7 к администрации Черниговского муниципального округа <адрес> об установлении факта отсутствия родительского попечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании распоряжения администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении срока на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о возложении обязанности на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>,

установил:

Представитель ФИО2 по доверенности ФИО7 обратился в Черниговский районный суд <адрес> с названным иском, в обоснование которого указал, что матерью истца является ФИО3, сведения об отце отсутствуют. На основании заключения Первореченского отдела комитета по общему и профессиональному образованию администрации <адрес> по вопросу определения в детский дом несовершеннолетней, ФИО2, мать которой по состоянию здоровья не может заниматься воспитанием и содержанием дочери, с детства является инвалидом II группы, состоит на диспансерном учете у психиатра по поводу умственной отсталости и наблюдается в краевом противотуберкулезном диспансере по причине заболевания туберкулезом легких, проживала по адресу: <адрес>, пр-кт Красного Знамени, <адрес>, в семье ФИО4, определена в детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ и по 23 ноябрь 2007 года она проживала в МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида <адрес>» по адресу: <адрес>, пр-кт Красного знамени, <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживала совместно с опекуном ФИО5 по адресу: <адрес>, пр-кт 100 лет Владивостоку, <адрес>. Указывает, что таким образом, с 2003 года и до своего совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 постоянно проживала в <адрес> у дальних родственников, у опекуна, в социальных учреждениях для детей-сирот, в интернате и находилась на обеспечении у государства, при этом в отношении нее была установлена опека. Мать её проживала отдельно, в <адрес>, её воспитанием и содержанием не занималась. До настоящего времени ФИО2 не являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или собственником жилого помещения. ФИО2 направила в адрес администрации <адрес> заявление о включении её в список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, к которому досылала дополнительные документы, однако, в ответ получила заключение отдела опеки и попечительства, а также распоряжение главы администрации <адрес> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по причине отсутствия решений суда, которыми мать ФИО2 была лишена родительских прав, а в отношении самого истца установлен факт утраты родительского попечения. Считает, что данное заключение отдела опеки и попечительства содержит ошибочные выводы, а вынесенное на его основе распоряжение администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ незаконно, поскольку список документов, которыми заявитель может подтвердить факт утраты либо отсутствия попечения единственного или обоих родителей является открытым, следовательно, не ограничивает ее необходимостью предоставления исключительно указанных судебных решений. В период с 14 лет до 18 лет включение ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны были осуществить ее опекун (попечитель) либо орган опеки, а с 18 лет до 23 лет она могла быть включена в список по личному заявлению. При этом, в период с 14 лет до 18 лет ни опекун (попечитель), ни орган опеки соответствующих действий не совершил. Сама ФИО2 не обратилась с подобным заявлением по достижении 18 лет, поскольку имеется существенное обстоятельство, послужившее препятствием для своевременного обращения истца в уполномоченный орган, а именно состояние здоровья ФИО2, которая является инвалидом II группы с детства бессрочно и страдает умственной отсталостью лёгкой степени с отсутствием нарушений поведения, обусловленной неуточнёнными причинами. Полагает, что ФИО2 относилась к категории лиц, которым, в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляется право на обеспечение жильем. Поскольку истец вовремя не была включена в список по причине бездействия иных лиц, а в дальнейшем пропустила оставшийся срок на подачу заявления по причине нарушений здоровья, считает, что срок на включение в список подлежит восстановлению. В настоящее время ФИО2 не имеет жилого помещения и остро нуждается в его получении, в то время как вынесенное распоряжение администрации <адрес> является препятствием к получению жилья, право на которое за истцом сохраняется.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, представитель истца ФИО7, с учетом уточненных требований, просит установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ; признать распоряжение администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> ФИО2» незаконным; восстановить срок ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>; признать право ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>; возложить обязанность на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, в срок 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя ФИО7 Настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель истца ФИО7 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Черниговского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО9 в судебное заседание не явился. Извещена надлежащим образом, в отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, также просила оставила разрешение требования о признании факта отсутствия родительского попечения над ФИО2 на усмотрение суда. В удовлетворении остальной части искового заявления возражала, поскольку на момент рассмотрения заявления ФИО2, последняя не имела статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявления истца у администрации не имелось. Указала, что установление факта отсутствия родительского попечения будет являться основанием для повторной подачи заявления о включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и рассмотрении вопроса об обеспечении ее жилым помещением.

Представитель ответчика – отдела опеки и попечительства Администрации Черниговского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. И.о. начальника отдела ФИО10 представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому, полагаясь на аргументы, изложенные в заключении отдела опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, считает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело без участия представителя отдела опеки и попечительства.

Представитель ответчика – Территориального отдела опеки и попечительства по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Начальник отдела опеки и попечительства по <адрес> ФИО11 просит рассмотреть дело в отсутствие специалиста отдела опеки, в связи с территориальной отдаленностью.

Представитель третьего лица – Министерства образования и науки <адрес>, а также прокурор <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя истца, принимая во внимание поступившие возражения, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ указано, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» право на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ч. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указано, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО3, сведения об отце отсутствуют (свидетельство о рождении серии I-ВС от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно заключению Первореченского отдела комитета по общему и профессиональному образованию администрации <адрес> по вопросу определения в детский дом несовершеннолетней ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ комитет установил, что ФИО3 по состоянию здоровья не может заниматься воспитанием и содержанием дочери. Мать с детства является инвалидом II группы, состоит на диспансерном учете у психиатра по поводу умственной отсталости и наблюдается в краевом противотуберкулезном диспансере в связи с наличием туберкулеза легких. ФИО2, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проживает по адресу: <адрес>, пр-кт Красного Знамени, <адрес> семье ФИО4. На основании изложенного комитет посчитал необходимым определить ФИО2 в детский дом.

Из постановления администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 была определена в детский дом. При этом было также установлено, что мать девочки является инвалидом с детства и не может заниматься воспитанием и содержанием дочери по состоянию здоровья, родственников, желающих взять ребенка на воспитание в семью, не нашлось.

Справкой МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 является воспитанницей интерната с ДД.ММ.ГГГГ и по дату составления справки и проживает по адресу: <адрес>, пр-кт Красного знамени, <адрес> на основании постановления администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, 1951 года рождения, назначена опекуном ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из акта территориального отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению <адрес> Владивостокского городского округа <адрес> по проверке условий жизни несовершеннолетнего подопечного -ТО 8/б/н от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проживает вместе с опекуном ФИО5 по адресу: <адрес>, пр-кт 100 лет Владивостоку, <адрес>. Адрес постоянной регистрации подопечного: <адрес> «Г», <адрес>. Все необходимые потребности ФИО2 удовлетворены, безопасность обеспечена, жилищно-бытовые условия – благоустроенная квартира, где у ФИО2 есть спальное место, комод, одежда, место для хранения одежды, потребности несовершеннолетней обеспечены, опекун взаимодействует с органами опеки и попечительства по вопросу воспитания, образования подопечного и взаимодействия в семье, доходы подопечного – опекунское пособие, пенсия по инвалидности, требования о расходовании полученных доходов в целях обеспечения прав и интересов подопечного выполнены.

Из выписки из акта освидетельствования ВО ВТЭК к справке серии ВТЭ-131 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3, 1974 года рождения, признана инвалидом II группы с детства бессрочно.

Справкой КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО3, 1974 года рождения, состоит на учете у врача-психиатра по поводу умеренно-выраженной умственной отсталости.

В соответствии со справкой ГБУЗ «Приморский противотуберкулезный диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, с 1999 года наблюдается в указанном учреждении в связи с наличием туберкулеза легких. Является инвалидом II группы с детства.

Как следует из ответа главы администрации Сибирцевского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Сибирцево, <адрес> «Г», <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не является муниципальной собственностью. Сведений о том, что ФИО2 является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма на территории Сибирцевского городского поселения <адрес>, не имеется. Аналогичные сведения содержатся и в ответе первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие у ФИО2 в собственности какого-либо недвижимого имущества подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № КУВИ-001/2023-74919889 от ДД.ММ.ГГГГ, ответом заместителя директора филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направляла дополнительные документы для рассмотрения вопроса о включении ее в вышеуказанный список.

Заключением отдела опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по причине отсутствия копии решения суда о лишении (ограничении) матери родительских прав. Дополнительным основанием для отказа во включении в список послужило отсутствие установленного факта утраты родительского попечения в судебном порядке в отношении ФИО2

Распоряжением главы администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 также отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно заключению врача-невропатолога Краевого клинического центра охраны материнства и детства, в отношении ФИО2 установлен диагноз «ранняя органическая недостаточность ЦНС, дислалия, задержка психоречевого развития».

Кроме того, ФИО2 находилась на обследовании и лечении в Детской психиатрической больнице <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени без поведенческих нарушений, наследственно обусловленная».

В ходе диспансеризации в октябре 2009 года, ФИО2 была осмотрена врачом-неврологом, ей выставлен диагноз «резидуально-органическая церебральная недостаточность».

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращалась в консультативное отделение ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. ФИО12 Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», где ей был поставлен диагноз «органическое поражение головного мозга с пирамидной недостаточностью, ЗПР».

Также ФИО2, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась в на стационарном лечении в ГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница <адрес>» (справка ГБУЗ «ККПБ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 установлена II группа инвалидности с детства бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению врача-психиатра от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 страдает умственной отсталостью легкой степени с отсутствием нарушений поведения, обусловленная неуточненными причинами (код по МКБ – F 70.09). ФИО2 как в возрасте с 18 лет до 23 лет, так и в настоящее время не в состоянии самостоятельно воспринимать текст юридического содержания, оформлять какие-либо запросы юридического содержания, собирать документы из различных организаций и оформлять не только заявления юридического характера, но конверты для почтовой отправки.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства, а именно: заключение Первореченского отдела комитета по общему и профессиональному образованию администрации <адрес> по вопросу определения в детский дом несовершеннолетней ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ, справка МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2, до достижения ей совершеннолетия сначала проживала совместно с родственником ФИО4, затем в общеобразовательной школе-интернате, после чего в отношении нее была установлена опека.

Каких-либо сведений о том, что мать истца, ФИО3, исполняла свои обязанности по воспитанию и содержанию своей дочери до достижения ею совершеннолетия, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт отсутствия родительского попечения над ФИО2 до достижения ею совершеннолетия.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Вместе с тем уполномоченными органами не предпринимались меры по защите жилищных прав и интересов ФИО2, о чем свидетельствуют ответы администрации Сибирцевского городского поселения <адрес> и администрации <адрес> Приморского, согласно которым истец не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма. Кроме того, у ФИО2 отсутствует право собственности на объекты недвижимости, что подтверждается уведомлением ЕГРН и ответом заместителя директора филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Причину пропуска ФИО2 срока на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, после достижению ею совершеннолетия и до достижения 23 лет, суд признает уважительной, поскольку исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают наличие у ФИО2 II группы инвалидности с детства, наличие легкой умственной отсталости с отсутствием нарушений поведения, обусловленной неуточненными причинам, ввиду которой истец не в состоянии самостоятельно воспринимать текст юридического содержания, оформлять какие-либо запросы юридического содержания.

Иным образом, как не в судебном порядке, факт отсутствия родительского попечения над ФИО2 до достижения ею совершеннолетия, не установить.

Установления факта отсутствия родительского попечения необходимо истцу для получения права на обеспечения жилым помещением.

В этой связи суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании факта отсутствия над нею родительского попечения в период с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетия, а также о восстановлении срока на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Также суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ней права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, и возложении обязанности на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствующий список в срок 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию (ст. 268 ГПК РФ).

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения остальной части исковых требований в силу следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Сведений о том, что ФИО2 была признана оставшейся без попечения родителей в порядке, определенном главой 18 СК РФ, истцом не представлено.

Таким образом, на момент обращения в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец не имела статуса ребенка, оставшегося без попечения родителях.

При таких обстоятельствах, у администрации <адрес> отсутствовали предусмотренные законом основания для включения ФИО2 в соответствующий список.

Следовательно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление представителя ФИО2 по доверенности ФИО7 к администрации Черниговского муниципального округа <адрес> об установлении факта отсутствия родительского попечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании распоряжения администрации <адрес> -ра от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о восстановлении срока на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, о возложении обязанности на администрацию Черниговского муниципального округа <адрес> включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, удовлетворить частично.

Установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.

Восстановить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Признать право ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Возложить на администрацию Черниговского муниципального округа Приморского края обязанность включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, в срок 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

Судья

Е.С. Векинцева

2-46/2024 (2-667/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Садохин Денис Юрьевич, прокурор района
Щегорец Оксана Сергеевна
Ответчики
отдел опеки и попечительства Администрации Черниговского района
Территориальный отдел опеки и попечительства по Советскому району г. Владивостока
Администрация Черниговского муниципального округа
Другие
Васильев Антон Вячеславович
Министерство образования и науки Приморского края
Суд
Черниговский районный суд Приморского края
Судья
Векинцева Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
chernigovsky.prm.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Подготовка дела (собеседование)
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2024Предварительное судебное заседание
07.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024Дело оформлено
29.07.2024Дело передано в архив
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее