Председательствующий: Бессчетнова Е.Л. Дело № 33-4496/2020 (2-1067/2020)
55RS0026-01-2020-001158-47
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Пшиготского А.И.,
судей областного суда Емельяновой Е.В., Леневой Ю.А.,
при секретаре Шапоревой Д.Е.
рассмотрела в судебном заседании в г. Омске 30 сентября 2020 года
дело по апелляционной жалобе истца Воробьева В.И. на решение Омского районного суда Омской области от 14 июля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Воробьева В. И. к администрации Омского муниципального района Омской области об обязании предоставить земельный участок в аренду без торгов оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Воробьев В.И. обратился в суд с иском к администрации Омского муниципального района Омской области о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. В обоснование иска указал, что <...> на заседании Совета Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято решение ходатайствовать перед муниципальным районом о предоставлении ему в аренду для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, расположенного по адресу: <...>, строительная позиция <...>, из земель, находящихся в ведении Красноярского сельского поселения. В 2010 году им на земельном участке возведен жилой дом общей площадью <...> кв.м. В 2012 году истец обратился в администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка. В газете «Омский пригород» от <...> № <...> была сделана публикация информационного сообщения о приеме заявлений по вопросу предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства на территории Омского муниципального районе Омской области. Письмом от <...> он был уведомлен ответчиком о том, что по истечении месяца со дня опубликования вышеуказанного информационного сообщения ответчику от других лиц заявления в отношении испрашиваемого земельного участка не поступали. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт <...> с присвоением кадастрового номера <...>. Решение о предоставлении земельного участка принято не было. <...> истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, <...> в удовлетворении заявления отказано.
Просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению ему в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., местоположение которого находится примерно в <...> м по направлению на <...> от нежилого строения, расположенного по адресу: <...>, из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Истец Воробьев В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его представитель Махиня Е.А. исковые требования поддержал.
Представители ответчика администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не приняли, ответчик извещен надлежаще, в письменном отзыве возражал против удовлетворения требований иска, ссылаясь на выбор истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку на земельном участке с кадастровым номером <...> расположен жилой дом с кадастровым номером <...>, ответчик после постановки земельного участка на кадастровый учет в установленные сроки с заявлением о предоставлении земельного участка не обращался.
Третьи лица Управление Росреестра по Омской области, Главное управление лесного хозяйства в Омской области в судебном заседании участия не приняли, извещены надлежаще.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец Воробьев В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на то, что он является единственным претендентом на спорный земельный участок, и полагая, что дата публикации сообщения правового значения не имеет, повторно указывает на публикацию в <...> году извещения о предоставлении земельного участка, отсутствие заявления третьих лиц о намерении участвовать в аукционе. Полагает необоснованным отказ ответчика в предоставлении земельного участка по причине наличия на нем жилого дома, поставленного на кадастровый учет в <...> году, тогда как в <...> году ответчик указывал на готовность предоставить участок в аренду.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Омского муниципального района Омской области Захарченко Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, на соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, заслушав представителя истца Воробьева В.И. Махиня Е.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика администрации Омского муниципального района Омской области, просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, введенным в действие п. 21 ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ, установлено, что одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что <...> на заседании Совета Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в числе прочего было принято решение ходатайствовать перед муниципальным районом о предоставлении Воробьеву В.И. земельного участка, расположенного по адресу: <...>, строительная позиция <...> площадью <...> кв.м. для строительства индивидуального жилого дома.
Как следует из составленного государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на <...> технического паспорта, жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства, расположен по адресу: <...>.
Аналогичные сведения об адресе содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, указано, что здание имеет кадастровый номер <...>, дата присвоения кадастрового номера - <...>, назначение – жилое, площадь - <...> кв.м.
В номере 42 (8477) газеты Омский пригород (<...>) размещено извещение Омского муниципального района Омской области о приеме в соответствии со ст. 30? Земельного кодекса РФ, Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» заявлений по вопросу предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства на территории Омского муниципального района Омской области. В числе прочих поименован земельный участок, местоположение которого определено в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, площадью <...> м?.
В номере от <...> газеты «Омский пригород» размещена информация об уточнении местоположения земельного участка: в <...> м по направлению на <...> относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: <...>, площадью 1 500 кв.м.
<...> Воробьеву В.И. адресован ответ № <...> на поступившее в ходе личного приема обращение, из которого следует, что порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статьей 30? Земельного кодекса РФ. Указанным письмом Воробьев В.И. информирован о том, что на территории Омского муниципального района Омской области действует решение Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 № 26 «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области», указано, что по истечении месяца со дня опубликования сообщения в Администрацию от других лиц заявления в отношении данного земельного участка не поступили. В письме также разъяснено заявителю, что после предоставления кадастрового паспорта земельного участка администрация обеспечивает подготовку нормативного правового акта о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды земельного участка.
Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое строение. Участок находится примерно в <...> по направлению на <...> от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <...>, расположен в кадастровом квартале <...>, дата присвоения кадастрового номера <...>; кадастровые номера, расположенные в пределах земельного участка объектов недвижимости <...>.
<...> Воробьев В.И. обратился в администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства.
<...> Воробьеву В.И. в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на положения п.п. 2 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
До указанного момента Воробьев В.И. в администрацию Омского муниципального района Омской области с предложенными документами не обратился, что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспорено, договор аренды заключен не был.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Воробьев В.И. указал на возникшее право в отношении земельного участка для заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в порядке п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Разрешая требования иска и приходя к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истцом не приведено ни одного из предусмотренных законом оснований, дающих право требования заключения договора аренды без проведения торгов.
Так, по общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи.
Как установлено п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 (п.п. 1 и 2 п. 1).
В силу п. 4 ст. 39.18 граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно п.п. 1 п. 5 указанной статьи если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с п.п. 1 п. 7 ст. 39.18 в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Разрешая требования иска, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что на момент первичного обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в устной форме в 2013 году предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства было урегулировано ст. 30.1 ЗК РФ, утратившей силу с 01.03.2015.
Согласно положениям ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Между тем, Воробьев В.И. с таким заявлением в срок до <...> не обращался, в связи с чем ранее решение о предоставлении земельного участка принято не было.
Согласно п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в п.п. 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действующей с 01.03.2015 по настоящее время, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.14 - 39.17 Земельного кодекса. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Между тем, данные положения применимы для случаев нахождения на земельном участке государственной или муниципальной собственности объекта незавершенного строительства, на который зарегистрировано право собственности, или предоставления до <...> земельного участка в аренду, тогда как в настоящем случае ни право собственности на жилой дом истцом не было зарегистрировано, ни договор аренды земельного участка ранее заключен не был.
В данной связи представляется обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обращение истца с заявлением в 2020 году после введения и вступления в силу с <...> изменений в ЗК РФ о заключении договора аренды направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.
Повторное указание в жалобе на то, что он является единственным претендентом на спорный земельный участок, а также на то, что дата публикации сообщения правового значения не имеет, коллегией судей отклоняется за необоснованностью, поскольку отсутствует первоначально заключенный договора аренды земельного участка, что лишает истца права на заключение нового договора аренды земельного участка, право собственности на земельном участке жилой дом за истцом также не зарегистрировано.
Действительно, как указано истцом в апелляционной жалобе, в силу п.п. 15 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Между тем, в силу положений ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в частности при наличии на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, правового значения для разрешения заявленного требования обоснование отказа не несет, поскольку истец обратился с исковым заявлением, мотивируя требования положениями ст. 39.6 ЗК РФ, и дело подлежало рассмотрению в порядке искового производства по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Не влекут иных выводов по настоящему делу и ссылки истца в апелляционной жалобе на необоснованность отказа ответчика в предоставлении ему земельного участка по причине наличия на нем жилого дома, поставленного на кадастровый учет в 2012 году, тогда как в 2013 году ответчик указывал на готовность предоставить участок в аренду, поскольку письмом от <...> № <...> Воробьев В.И. информирован о том, что на территории Омского муниципального района Омской области действует решение Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 № 26 «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области», указано, что по истечении месяца со дня опубликования сообщения в Администрацию от других лиц заявления в отношении данного земельного участка не поступили. В письме также разъяснено заявителю, что после предоставления кадастрового паспорта земельного участка администрация обеспечивает подготовку нормативного правового акта о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды земельного участка. О возможности представить участок в аренду спустя продолжительное время (7 лет), после изменения правового регулирования данного вида отношений, данное письмо во всяком случае не свидетельствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, основаны на субъективном толковании закона, в связи с чем отклонены.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Омского районного суда Омской области от 14 июля 2020 года оставить без изменения; апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: