Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Бобуновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «**», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет объектов культурного наследия в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и понуждению к принятию указанных мер,
установил:
прокурор Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «**», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет объектов культурного наследия в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и понуждению к принятию указанных мер.
Обосновывает заявление тем, что прокуратурой района проведена проверка по исполнению законодательства, регулирующего вопросы владения, пользования, распоряжения государственным и муниципальным имуществом и законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории Вельского района. В ходе проверки установлено, что на территории МО «**» находятся объекты культурного наследия регионального значения. Указанные памятники архитектуры являются объектами культурного наследия регионального значения. Собственников у этих объектов не имеется. Объекты культурного наследия находятся на территории данного муниципального образования, однако администрацией МО «**» не принимается каких-либо мер по регистрации бесхозяйного имущества в органах Росреестра. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации МО «**» по постановке на учет объектов культурного наследия, находящихся на территории МО «**»:
- Церковь Георгиевская, сер.18в. расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. *;
- Пожарный сарай, кон.19 в., расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. *;
- Часовня Успенская, кон. 19в., расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, *, д. *.
Обязать администрацию МО «**» обратиться в Вельский межрайонный отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества вышеназванных объектов культурного наследия, находящихся на территории МО «**», Вельского района Архангельской области.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района *** настоял на удовлетворении заявления по тем же основания, пояснив, что из-за бездействия администрации МО «**» имеется нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения народа Российской Федерации.
Представитель администрации МО «**» ***. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что названные объекты культурного наследия являются федеральными и региональными.
Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» Аламбаева В.С. в судебное заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что нет законных оснований для его удовлетворения.
Выслушав помощника прокурора **., ***., ***., исследовав письменные материалы дела, доводы заявления, суд пришел к следующему.
Данное заявление подлежит и рассматривается судом в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В Законе дано понятие памятников - это отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия. Таким образом, памятники являются объектами недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Вельского района проведена проверка по соблюдению исполнения законодательства, регулирующего вопросы владения, пользования, распоряжения государственным и муниципальным имуществом и законодательства, направленного на охрану объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории Вельского района.
Установлено, что на территории муниципального образования «**» находятся следующие объекты культурного наследия:
- Церковь Георгиевская, сер.18в. расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *;
- Пожарный сарай, кон.19в., расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *;
- Часовня Успенская, кон. 19в., расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *, д. *.
Указанные памятники архитектуры на основании постановления администрации Архангельской области от 13 августа 1998 года № 207 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области», принятого во исполнение решения исполнительного комитета Архангельского областного Совета народных депутатов от 22 декабря 1990 года № 137 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры» являются объектами культурного наследия регионального значения.
Сведения о наличии указанных объектов культурного наследия в реестре муниципального имущества администрации МО «Вельский муниципальный район» и МО «**» отсутствуют.
Из представленной информации министерства имущественных отношений Архангельской области следует, что в реестре государственного имущества Архангельской области, перечисленные объекты недвижимого имущества не числятся.
Также согласно справке Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области указанные объекты культурного наследия не числятся в реестре федерального имущества.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют какие-либо зарегистрированные сведения о правах на рассматриваемые объекты культурного наследия, что подтверждается уведомлениями Вельского территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО.
Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, проверив обоснованность доводов заявления, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
К данному выводу, суд пришел на основании следующего.
Так, установлено, что на территории МО «**» находятся вышеперечисленные объекты культурного наследия регионального значения.
В силу ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном п. 3 ст. 52 Закона, имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном Законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч.2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Материалами дела подтверждается, что названные объекты культурного наследия регионального значения, в чьей-либо собственности не находятся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов от 25 июня 2002 года № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не заявляет, то есть фактически данные памятники культурного наследия в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации являются бесхозяйной недвижимой вещью.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
Администрация МО «**», наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, должна обеспечить сохранность данных объектов.
Между тем администрация названного муниципального образования, на территории которого расположены названные выше объекты культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорных объектов культурного наследия в силу их бесхозяйности на учет, с целью определения их дальнейшего собственника. Однако данных о принятии мер, направленных на постановку данных объектов культурного наследия на учет регистрирующим органом, суду не представлено и в материалах дела не имеется.
При этом необходимо учитывать, что вопрос о передаче объекта культурного наследия в чью-либо собственность прокурором в настоящем деле не ставился.
Данное бездействие нарушает конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения народа Российской Федерации.
Действенные и эффективные меры по разрешению сложившейся ситуации администрацией МО «**» не приняты, что свидетельствует о бездействии по решению этого вопроса.
Таким образом, суд считает, что заявление прокурора Вельского района подлежит удовлетворению, как законное и обоснованное.
Следовательно, надлежит возложить на администрацию МО «**» обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, путем обращения в Вельский межрайонный отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества названных объектов культурного наследия, находящихся на территории МО «**», Вельского района Архангельской области, как того просит прокурор.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Администрация МО «**» является органом местного самоуправления, то в силу закона она освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198, 256, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Вельского района Архангельской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «**» по постановке на учет объектов культурного наследия, находящихся на территории муниципального образования «**»:
- Церковь Георгиевская, сер.18в, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *;
- Пожарный сарай, кон.19в., расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *;
- Часовня Успенская, кон. 19в., расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *, д. *.
Обязать администрацию муниципального образования «**» обратиться в Вельский межрайонный отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия, находящихся на территории МО «**», Вельского района Архангельской области:
- Церковь Георгиевская, сер.18в. расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *;
- Пожарный сарай, кон.19в., расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *;
- Часовня Успенская, кон. 19в., расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, дер. *, д. *.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев