Дело № 2-4567/2022
УИД: 51RS0001-01-2022-005467-23
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 октября 2022 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,
при секретаре Искендеровой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова А.Н. к УФНС России по Мурманской области, ГУ ОПФ РФ по Мурманской области о взыскании излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Степанов А.Н. обратился в суд с иском к УФНС России по Мурманской области, ГУ ОПФ РФ по Мурманской области о взыскании излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В обоснование заявленных требований указал, что он в соответствии с протоколом заочного голосования членов Совета Некоммерческого партнерства «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» от 24.09.2013 г. был включен в число членов партнерства, являлся субъектом профессиональной деятельности и осуществлял регулируемую Федеральным законом №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» профессиональную деятельность в качестве арбитражного управляющего, то есть занимался частной практикой и был обязан к уплате налогов.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определялся Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (пункт 1.2 статьи 14) как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (5,1 процента).
Всего в январе и феврале 2017 года истцом уплачено в налоговую инспекцию взносов на обязательное медицинское страхование за периоды истекшие до 01.01.2017 в сумме 11 387 рублей 57 копеек.
Факт уплаты взносов подтверждается письмом ИФНС России по г. Мурманску от 23.10.2020 №.
Из этого же письма истцу стало известно о наличии переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, которая числится в качестве переплаты по счету №.
04.07.2021 истец обратился в ИФНС России по Мурманской области с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.
На основании изложенного, ссылаясь на положения статьи 78 Налогового кодекса РФ, полагая, что его права нарушены, истец просит суд обязать ответчиков возвратить излишне уплаченные взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 11 387 рублей 57 копеек.
Истец Степанов А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика УФНС России по г. Мурманску в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, мнения по иску не представил.
Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что истец был зарегистрирован в отделении пенсионного фонда в качестве арбитражного управляющего. Истец обращался в пенсионный орган с заявлением на возврат излишне уплаченных взносов на обязательное медицинское страхование в размере 11 387 рублей 57 копеек. Действительно переплата имеется, что не оспаривается, однако истцом пропущен срок на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, в связи с чем, комиссией принято решение № от 18.08.2021 об отказе истцу в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. В удовлетворении иска просили отказать.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Вместе с тем, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к части 3 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 г. № 173-О, норма ч. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Следовательно, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Степанов А.Н. в соответствии с протоколом заочного голосования членов Совета Некоммерческого партнерства «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» от 24.09.2013 г. был включен в число членов партнерства, и являлся субъектом профессиональной деятельности.
Степанов А.Н. осуществлял регулируемую Федеральным законом №127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» профессиональную деятельность, в качестве арбитражного управляющего.
С 07.12.2018 по 08.12.2018 г. Степанов А.Н. (№) был зарегистрирован в Отделении ПФР по Мурманской области в качестве арбитражного управляющего за №.
Профессиональная деятельность арбитражных управляющих регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно части 1 статьи 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В связи с осуществлением профессиональной деятельности Степанов А.Н. был обязан уплачивать в бюджет взносы на обязательное пенсионное страхование, а также взносы на обязательное медицинское страхование.
Всего в январе и феврале 2017 года истцом уплачено в налоговую инспекцию взносов на обязательное медицинское страхование за периоды истекшие до 01.01.2017 в сумме 11 387 рублей 57 копеек.
Факт уплаты взносов подтверждается письмом ИФНС России по г. Мурманску от 23.10.2020 №.
Из этого же письма истцу стало известно о наличии переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, которая числится в качестве переплаты по счету №.
Сумма излишне уплаченного взноса образовалась в результате произведенной оплаты налогоплательщиком в 2017 году.
04.07.2021 г. истец обратился в ИФНС России по Мурманской области с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов.
В соответствии с совместным письмом ФНС России и ПФР от 04.10.2017 № № заявление Степанова А.Н. от 14.07.2021 о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 11 387 рублей 57 копеек перенаправлено (письмо от 16.07.2021 №) в адрес ОПФР по Мурманской области (УПФР в Первомайском АО г. Мурманска).
Указанное письмо получено УПФР в Первомайском АО г. Мурманска 20.07.2021 г.
Данная информация сообщена налогоплательщику в принятом решении ИФНС России по г. Мурманску № от 15.07.2021 г. об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 11 387 рублей 57 копеек, в котором указана причина отказа в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов со ссылкой на Закон № 250-ФЗ от 03.07.2016 г.
По состоянию на текущую дату решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в отношении Степанова А.Н. из ОПФР по Мурманской области в Инспекцию не поступало.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что у Степанова А.Н. образовалась переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 11 387 рублей 57 копеек возникшим за периоды до 1 января 2017 года.
О чем истец узнал только 23.10.2020 из письма ИФНС России по г. Мурманску от 23.10.2020 №.
Ранее указанная информация ответчиками истцу не предоставлялась. Доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются как материалами дела, так и объяснениями сторон в судебном заседании, как и факт того, Степанов А.Н. обратился посредством интернет-обращения в УФНС России по г. Мурманску по вопросу возврата излишне уплаченного налога, отказ которого в возврате излишне уплаченного налога, данный посредством электронного ресурса в адрес истца и послужил причиной обращения в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с п. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Следовательно, из даты получения указанного уведомления в адрес истца истцом и следует исходить как даты, определяющей возможность судебной защиты своего права истцом. Таким образом, Степанов А.Н. обратился в суд за защитой своих прав без пропуска общего срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное страхование подлежащими удовлетворении.
В то же время суд считает обоснованной позицию ИФНС Росси по МО в части того, что сам отказ указанного органа в данном случае нельзя рассматривать как нарушающий права истца ввиду следующего.
Разрешая сложившийся спор и обязывая ГУ ОПФ РФ по Мурманской области принять решение о возврате истцу суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Закон №250-ФЗ от 03.07.2016), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.
В случае отсутствия задолженности по страховым взносам на ОПС за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и одновременно наличия переплаты по налогу ПФ РФ по соответствующему заявлению налогоплательщика подтверждает его право на возврат излишне уплаченного налога, после чего возврат осуществляется налоговым органом.
В силу положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган
При этом Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ вопрос о проведении органом внебюджетного фонда зачета излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, не урегулирован, предусмотрен только их возврат.
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание, что переплата страховых взносов подтверждается материалами дела, суд приходит к выводу о том, что именно на пенсионный орган должна быть возложена обязанность о принятии решения о возврате Степанову А.Н. суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период до 01 января 2017 года в размере 11 387 рублей 57 копеек.
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ, с ответчика ГУ – ОПФ по Мурманской области в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Государственная пошлина, уплаченная истцом в размере 156 рублей, является излишне уплаченной и подлежит возврату истцу после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степанова А.Н. к Инспекции ФНС России по г. Мурманску и ГУ ОПФ РФ по Мурманской области о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование - удовлетворить в части.
Обязать ГУ ОПФ по Мурманской области принять решение о возврате Степанову А.Н. суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период до 1 января 2017 г. в размере 11 387 рублей 57 копеек и направить решение в ИФНС России по г. Мурманску для осуществления выплаты.
В удовлетворении исковых требований к ИФНС России по г. Мурманску – отказать.
Взыскать с ГУ – ОПФ РФ по <адрес> в пользу Степанова А.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд города Мурманска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Лабутина