29RS0024-01-2024-001337-39, госпошлина 3 000 руб.
Судья Дмитриев В.А.
Докладчик Моисеенко Н.С. Дело № 33-9047/2024 30 октября 2024 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Моисеенко Н.С.,
судей Беляковой Е.С., Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Бурковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1165/2024 по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Цигломенский центр содействия семейному устройству» в интересах несовершеннолетнего К.С.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Архстроймонтаж», муниципальному учреждению городского округа «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» об освобождении несовершеннолетнего оставшегося без попечения родителей от уплаты задолженности за коммунальные услуги
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Архстроймонтаж» на решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 4 июля 2024 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Моисеенко Н.С., судебная коллегия
установила:
государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Цигломенский центр содействия семейному устройству» (далее - ГБУ АО «Цигломенский центр содействия семейному устройству») обратилось в суд с иском об освобождении несовершеннолетнего К.С.В., оставшегося без попечения родителей, от уплаты задолженности за коммунальные услуги.
С учетом уточнений просит освободить несовершеннолетнего К.С.В., оставшегося без попечения родителей, от уплаты задолженности за коммунальные услуги по жилому помещению по адресу: <адрес>, за период с 6 августа 2022 г. по 9 апреля 2024 г.
В обосновании иска указано, что в учреждении на полном государственном обеспечении на основании путевки министерства образования Архангельской области от 11 августа 2022 г. № пребывает несовершеннолетний К.С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ранее несовершеннолетний был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Мать несовершеннолетнего К.Е.Н. умерла 5 августа 2022 г. распоряжением заместителя главы городского округа «Город Архангельск» от 25 октября 2016 г. № дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время на основании распоряжения заместителя главы городского округа «Город Архангельск» от 25 марта 2024 г. № К.С.В. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Представители истца ГБУ АО «Цигломенский центр содействия семейному устройству» Денисюк А.В., третьего лица Администрации городского округа «Город Архангельск» как органа опеки и попечительства Худякова С.М. просили исковые требования удовлетворить с учетом уточнений.
Ответчики, извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, согласно письменным возражениям с иском не согласны.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело было рассмотрено судом при данной явке.
Судом постановлено решение:
«исковое заявление государственного бюджетного учреждения Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Цигломенский центр содействия семейному устройству» в интересах несовершеннолетнего К.С.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Архстроймонтаж», муниципальному учреждению городского округа «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» об освобождении несовершеннолетнего оставшегося без попечения родителей от уплаты задолженности за коммунальные услуги – удовлетворить.
Освободить несовершеннолетнего К.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от уплаты задолженности за коммунальные услуги перед обществом с ограниченной ответственностью «Архстроймонтаж», муниципальным учреждением городского округа «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» по жилому помещению по адресу: <адрес> за период с 6 августа 2022 г. по 9 аперля 2024 г.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Архстроймонтаж» (ОГРН: 1192901010048) в доход местного бюджета городского округа «Город Архангельск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Взыскать муниципальным учреждением городского округа «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» (ОГРН: 1022900514350) в доход местного бюджета городского округа «Город Архангельск» государственную пошлину в размере 300 рублей».
С решением суда не согласился ответчик ООО «Архстроймонтаж», в поданной апелляционной жалобе и дополнении к ней просит решение отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, производство по делу прекратить.
В обоснование, ссылаясь на решение Арбитражного суда Московской области № от 20 декабря 2022 г., указал, что обязанность произвести оплату за содержание имущества несовершеннолетнего К.С.В., в том числе за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг должна быть исполнена ГБУ АО «Цигломенский центр содействия семейному устройству», на которое в силу закона возложено исполнение обязанностей опекуна К.С.В.
Решение о возложении такой обязанности на ГБУ АО «Цигломенский центр содействия семейному устройству» должно быть принято ООиП Администрации ГО «Город Архангельск», который, соответственно, будет являться истцом по делу.
Департамент по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации ГО «Город Архангельск» согласно представленным возражениям с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Согласно положениям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя ответчика ООО «Архстроймонтаж» Анциферова А.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1, 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации (далее- СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
Пунктом 1 статьи 148 СК РФ определено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право, в частности, на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 3 той же статьи дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, согласно статье 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Статьей 18 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (пункты 1, 2 и 5) предусмотрена возможность передачи опекуну и попечителю имущества подопечных, а также обязанность опекуна и попечителя заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. При этом исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного (пункт 5).
С этим связаны также требования относительно осуществления органами опеки и попечительства контроля за соблюдением опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных и за обеспечением сохранности их имущества (Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).
Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Согласно статье 26 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальные услуги).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 г. № 591-36ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» к полномочиям Правительства Архангельской области относится установления порядка и условий оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), а также освобождения от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Аналогичный полномочия закреплены в пункте 3 статьи 24 вышеуказанного федерального закона.
Постановлением Правительства Архангельской области от 3 июля 2013 г. № 289-пп утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), а также по освобождению от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) и о признании утратившившими силу отдельных нормативных правовых актов Архангельской области (далее – Порядок).
Как следует из пунктов 2, 3, 4 Порядка, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся по очной форме в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в ранее закрепленном или вновь предоставленном жилом помещении, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств областного бюджета, освобождаются от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) (далее - текущие платежи).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, вселившиеся в ранее закрепленное за ними жилое помещение, освобождаются от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), образовавшейся в период их пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, медицинских организациях и иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также получения профессионального образования, прохождения профессионального обучения, либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо нахождения их под опекой (попечительством) или в приемных семьях (далее - задолженность) (пункт 3 Порядка).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), а также по освобождению от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) (далее - меры социальной поддержки) предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа посредством их освобождения от текущих платежей и задолженности и возмещения за счет средств областного бюджета понесенных в связи с этим расходов собственникам жилых помещений при их непосредственном управлении многоквартирным домом, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом и ресурсоснабжающим организациям (далее - организации) (пункт 4 Порядка).
Судом установлено и следует из материалов дела, что К.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится у истца на основании путевки министерства образования Архангельской области от 11 августа 2022 г. №, поскольку остался без попечения родителей, мать несовершеннолетнего К.Е.Н. умерла 5 августа 2022 г.
В период с 30 сентября 2008 г. по 10 апреля 2024 г. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, иных нанимателей не имеется.
Распоряжением заместителя главы городского округа «Город Архангельск» от 25 октября 2016 г. № дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя главы городского округа «Город Архангельск» от 25 марта 2024 г. № К.С.В. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь действующим законодательством, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований, исходя из того, что несовершеннолетний К.С.В., относящийся к числу детей оставшихся без попечения родителей, в спорные периоды времени находился на полном государственном обеспечении.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Частью 4 статьи 69 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Таким образом, законом установлен круг обязанных лиц, которые несут ответственность за исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда. К ним относятся наниматель, а также дееспособные и ограниченные в дееспособности члены его семьи.
Соответствующее разъяснение о составе лиц, которые несут обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, дано в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности».
По смыслу вышеназванных норм и разъяснений за несовершеннолетних, проживающих в жилом помещении на правах членов семьи нанимателя, в том числе вселенных туда их родителями - членами семьи нанимателя, обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исполняются их родителями в рамках их обязанностей по содержанию своих детей, а также могут возлагаться на иных лиц, несущих обязанности по содержанию несовершеннолетних и обладающих правом совершать за них сделки (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 32 ГК РФ).
Разъяснение, относящееся к сходной ситуации, содержится в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22, где указано, что в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 СК РФ).
Вопросы исполнения обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за несовершеннолетних, обладающих правом пользования жилым помещением, но не являющихся членами семьи нанимателя, действующим законодательством прямо не урегулированы, однако к таким отношениям применимы положения части 4 статьи 69 ЖК РФ, согласно которой, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Статей 30 ЖК РФ устанавливаются полномочия собственника жилого помещения и его обязанности. Предусматривается, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3).
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним (часть 4 статьи 30 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что содержание входящих в муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользования которыми сохранено за детьми, оставшимися без попечения родителей, по общему правилу, возлагается на муниципальное образование как собственника муниципального жилищного фонда. При передаче ребенка под опеку органом опеки и попечительства, функции которого также выполняются органами местного самоуправления, должен быть разрешен вопрос о месте жительства ребенка, а также о предоставлении опекуну средств на содержание ребенка, объем которых может определяться в том числе с учетом необходимости оплаты жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний.
Несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и переданный под опеку, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (часть 4 статьи 69 ЖК РФ) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользования которым сохранено за таким лицом. В отношении опекунов несовершеннолетнего данная обязанность законом также не установлена, соответствующий вопрос, как указано выше, подлежит разрешению органом опеки и попечительства при установлении опеки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
По существу доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия ответчика с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда отвечает требованиям статьи 195 ГПК РФ и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 4 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Архстроймонтаж» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 ноября 2024 г.
Председательствующий Н.С. Моисеенко
Судьи Е.С. Белякова
Е.В. Кучьянова