Дело № 33а-1881/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург             18 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.,

судей         Астапенко С.А., Муратовой С.В.,

при секретаре              Конкине Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Петрова Виталия Владимировича – адвоката Андреева Валерия Викторовича на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2018 года, которым в удовлетворении иска Петрова Виталия Владимировича к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области (далее филиал ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании незаконным решения № от 13.09.2016 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях отказано.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., объяснения представителя административного истца Петрова Виталия Владимировича – адвоката Андреева Валерия Викторовича, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» - Дригунец Вячеслава Григорьевича, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Петров В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области) о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области № от 13.09.2016 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях.

Требования мотивированы тем, что и стец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Данный земельный участок указанной площадью поставлен на кадастровый учет 15.04.1993 (кадастровый №) как ранее учтенный. Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 10.08.2016 №. 14.01.2016 истец обратился в Выборгский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление Росреестра по Ленинградской области) с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № в связи с описанием местоположения границ земельного участка, предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером <данные изъяты>» в результате выполнения кадастровых работ. 30.05.2017 органом регистрации принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости. После чего, кадастровым инженером неоднократно вносились изменения в межевой план в соответствии с указаниями Росреестра, однако учет изменений произведен не был. 24.01.2018 Выборгским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области было вынесено решение № об отказе в учете изменений объекта недвижимости, который истец обжаловал в суд.

В ходе рассмотрения административного дела по его иску в суде выяснилось, что регистрирующий орган не вносит сведения о границах земельного участка истца в связи с тем, что в кадастре недвижимости уже имеются сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №.

13.09.2016 оспариваемым решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области № об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях в государственный кадастр были внесены отсутствовавшие в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, в том числе - о координатах земельного участка, о его частях, адресе и площади. Основанием для внесения отсутствовавших в государственном кадастре сведений являлось описание земельного участка, подготовленное обществом с ограниченной ответственностью (далее - <данные изъяты>» 09.09.2008, которое имелось в кадастровом деле.

Считает решение административного ответчика об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях незаконным, не соответствующим Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости", нарушающим его права и свободы, а также создающим препятствия заявителю для осуществления пользования принадлежащим ему земельным участком.

По мнению административного истца, исправление сведений, имеющихся в распоряжении административного ответчика, необоснованно произведено посредством вынесения решения об исправлении технической ошибки, так как такой ошибки не было.

Указывал на то, что сведения об уточненной площади земельного участка, координатах границ земельного участка, сведения о частях земельного участка не подпадают под понятие технической ошибки, с соответствующим заявлением собственник участка в регистрирующий орган не обращался, сведения о границах земельного участка и его частях внесены в ГКН в сентябре 2016 года, то есть спустя 8 лет после проведения кадастровых работ, землеустроительная документация, подготовленная <данные изъяты>» не соответствовала действовавшему в 2008 году законодательству, и именно по этой причине, как считает истец, сведения о характеристиках земельного участка не были внесены в ГКН в 2008 году. Оспариваемое решение не содержит предусмотренных законом оснований для его вынесения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Петров В.В. просил суд признать незаконным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области от 13.09.2016 № об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил возложить на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области обязанность исключить из кадастра недвижимости, внесенные на основании описания земельных участков, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью (далее - <данные изъяты>» от 09.09.2008, не соответствующие действительности сведения о координатах и частях земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, внесенные на основании решения № от 13.09.2016 об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, исходя из характера возникших между сторонами спорных правоотношений, к участию в деле в качестве заинтересованного лица в порядке ст.47 КАС РФ привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области.

Административный истец Петров В.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, направил представителя.

Представитель административного истца адвокат Андреев В.В., действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области по доверенности Макеев С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск Петрова В.В., заявил о пропуске административном истцом срока для обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Ленинградской области Иванова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила решение по делу вынести на усмотрение суда, указала на пропуск административном истцом срока для обращения в суд.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 19.12.2018 г. в удовлетворении административного иска было отказано (полный текст решения изготовлен 21.12.2018 (л.д.124-136).

В апелляционной жалобе Петров В.В. просит решение отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно истолкованы и применены нормы закона, выводы суда не соответствуют изложенным обстоятельствам, противоречат друг другу (л.д.142-150).

Рассмотрев административное дело в полном объеме, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения суда и необходимости направления дела на новое рассмотрение ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 (действующий на момент принятия оспариваемого постановления), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Согласно статье 1 Закона N 221-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия решения Кадастровой палаты от 13.09.2016) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ было предусмотрено, что ошибкой в государственном кадастре недвижимости считается техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН.

При этом техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).

Однако с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Управление Росреестра.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 № П/0515 ФГБУ "ФКП Росреестра" с 01.01.2017 г. наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, заявлений об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости (п. 1.2) и по выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, исправления технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, при принятии решения о возврате документов без рассмотрения, либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также хранению указанных документов, не полученных заявителями (п. 1.3).

Таким образом, в функции ФГБУ "ФКП Росреестра" входит в том числе и принятие заявлений об исправлении ошибок в записях Единого государственного реестра недвижимости и выдача документов после исправления ошибок в записях Единого государственного реестра недвижимости. Однако решение об исправлении ошибок или об отказе в их исправлении принимается компетентным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то есть Управлением Росреестра.

Учитывая изложенное, поскольку одним из требований административного истца является обязать административного ответчика исключить из ЕГРП сведения не соответствующие действительности, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду надлежит верно определить состав лиц, участвующих в деле, в частности, привлечь в качестве административного ответчика Управление Росреестра Ленинградской области, в чьей компетенции находится кадастровый учет и по результатам надлежащей оценки всех собранных доказательств применительно нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, постановить законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы административного истца судебная коллегия не оценивает, так как суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции по результатам судебного разбирательства.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░    

░░░░░

(░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.)

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-1881/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Петров В.В.
Петров Виталий Владимирович
Ответчики
Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
18.04.2019[Адм.] Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
18.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее