по делу № 2-5997/14
Решение
Именем Российской Федерации
08 декабря 2014 года город Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Гуслине А.А.
с участием представителя истца, Романовой К.В. действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ,
представителя ОАО «Газпром газораспределение», ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаенко А.В., Николаенко А.В., Николаенко Т.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли – продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Николаенко А.В., Николаенко А.В., Николаенко Т.А. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый номер № 02:55:010374:144, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (Литер В), надворных построек, общей площадью 616кв.м., по цене в соответствии с действующим законодательством РФ, в размере 3 процентов от его кадастровой стоимости.
В обоснование иска указали на то, что являются долевыми сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, а именно:
Николаенко А.В. - 39/100 доли в праве общей долевой собственности на основании Договора дарения №б/н от ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Николаенко А.В. - 32/100 доли в праве общей долевой собственности на основании Договора дарения №б/н от ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Николаенко Т.А. - 58/200 доли в праве общей долевой собственности на основании Свидетельства о праве собственности № от 13.09.2013г., Свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГг.
Земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцам на праве собственности жилой дом, прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер: 02:55:010374:144.
18.10.2013г. истцы обратились к главе Администрации ГО г. Уфа в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: РБ, <адрес>, в собственность.
На указанное выше обращение истцами был получен ответ от Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ № Н14759 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что согласно решению Совета городского округа Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
Указанный отказ, по мнению истцов, является незаконным. Истцы просят обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить и направить Николаенко А.В., Николаенко А.В., Николаенко Т.А. договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (Литер В), надворных построек, общей площадью 616 кв.м., в следующих долях:
Николаенко А.В. – 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,
Николаенко А.В. - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,
Николаенко Т.А. - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, по цене в соответствии действующим законодательством РФ, в размере трех процентов от его кадастровой стоимости.
Представитель истцов, Романова К.В., в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, Администрации ГО г. Уфа, ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, ввиду чего является ограниченным в гражданском обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Представитель третьего лица, ОАО «Газпром газораспределение», в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление, пояснил суду, что против удовлетворения исковых требований не возражает.
Выслушав доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истцы являются долевыми сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, а именно:
Николаенко А.В. - 39/100 доли в праве общей долевой собственности на основании Договора дарения №б/н от ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Николаенко А.В. - 32/100 доли в праве общей долевой собственности на основании Договора дарения №б/н от ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Николаенко Т.А. - 58/200 доли в праве общей долевой собственности на основании Свидетельства о праве на наследство, что подтверждается Свидетельствами о праве на наследство № 02АА от ДД.ММ.ГГГГг, 58/200 доли в праве общей долевой собственности на основании Свидетельства о праве собственности № от 13.09.2013г.
Земельный участок, на котором расположены принадлежащий истцам на праве собственности жилой дом, прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер: №
Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ, для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В порядке, предусмотренном ст.36 Земельного кодекса РФ, истцы обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с письменным заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес> в собственность.
На указанное выше обращение истцами был получен ответ от Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указано, что согласно решению Совета городского округа Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п.1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Нормы ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» и ЗК РФ, предусматривающие право гражданина на приватизацию земельного участка, не содержат ограничений данного права в случае, если земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Нормы ЗК РФ, предусматривающие порядок резервирования земельных участков, применяются в случае предоставления земельного участка впервые для освоения. На испрашиваемом же земельном участке с 1985 года находится жилой дом, что исключает принятие решения о его резервировании.
Согласно п.7 указанного выше Решения Совета ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращении таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 9, 9.2.,9.3. указанного выше Решения Совета ГО г. Уфа 32/15 от 23.12.2010г., Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа РБ вменено в обязанность в срок не более трех рабочих дней с момента опубликования настоящего решения, направить копию решения о резервировании земель для муниципальных нужд и прилагаемую к нему схему размещения зарезервированных земельных участков в границах ГО г. Уфа РБ для государственных и муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости». В течении 30 дней с момента опубликования настоящего решения произвести необходимые действия для осуществления регистрации ограничения прав на земельные участки, указанные в приложении № 2, в порядке установленном действующим законодательством.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании должно содержать: цель и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а так же перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Согласно абз. 2 п. 2 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлений правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.
Соответственно в Выписке из Единого государственного реестра прав не недвижимое имущество и сделок с ним, в графе «ограничения (обременения) права» должна быть указана информация об ограничении оборотоспособности земельного участка.
В кадастровом паспорте земельного участка № от 24.09.2014г. сведения о его резервировании отсутствуют. В графе 10, разрешенное использование, указан вид: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (Литер В), надворных построек.
Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений за № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» от 30.08.2013г. п.2 «Определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости». Однако Администрация ГО г.Уфа в установленный срок не приняла решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, чем нарушила права истцов на приобретение земельного участка в собственность в порядке, установленном Законом.
Таким образом, суд полагает требования иска об обязании Администрации ГО г. Уфа подготовить и направить Николаенко А.В., Николаенко А.В., Николаенко Т.А. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый номер № 02:55:010374:144, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (Литер В), надворных построек, общей площадью 616 кв.м. по цене в соответствии с действующим законодательством РФ, в размере 3 процентов от его кадастровой стоимости - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаенко А.В., Николаенко А.В., Николаенко Т.А. - удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить и направить Николаенко А.В., Николаенко А.В., Николаенко Т.А. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый номер № №, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (Литер В), надворных построек, общей площадью 616 кв.м. в следующих долях:
Николаенко А.В. – 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, Николаенко А.В. - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, Николаенко Т.А. - 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, по цене, в соответствии с действующим законодательством РФ, в размере 3 процентов от его кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Судья Н.Н.Мартынова Решение не вступило в законную силу.