Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Метелевой Н.В.,
с участием прокурора Радченко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ноздрюхиной Татьяны Федоровны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в Минусинский городской суд в интересах Ноздрюхиной Т.Ф. к КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» с требованиями о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Определением судьи от 15.02.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Министерство здравоохранения Красноярского края.
Свои исковые требования, заявленные в интересах истцов, прокурор в исковом заявлении, в заявлении об уточнении исковых требований и в судебном заседании мотивировал следующим. Ноздрюхина Т.Ф. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности уборщика служебных помещений. Истцу была недоначислена и не выплачена заработная плата в размере 32 840 рублей 98 копеек за период с января 2018 года по июль 2018 года. Прокурор указал, что поскольку истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком, ее заработная плата не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а именно с 01.01.2018 года- 9 489 рублей, с 01.05.2018 года- 11 163 рубля. Кроме того, с учетом правовой позиции, изложенной Конституционным судом, с применением коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска, согласно Постановлению Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П и Приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3, включающий южные районы Красноярского края в порядок предоставления гарантий и компенсаций, с учётом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента, всего размер заработной платы не мог быть менее 12 480 рублей с 01.07.2017 года, 15 182 рублей 40 копеек с 01.01.2018 года и 17 860 рублей 80 копеек с 01.05.2018 года. Фактически истице начисление заработной платы осуществлялось с нарушением данных нормативных положений, что и послужило основанием для обращения в суд. С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права, с учетом заявления об уточнении исковых требований, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Ноздрюхиной Т.Ф. сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2018 года по июль 2018 года в размере 32 840 рублей 98 копеек.
Истица Ноздрюхина Т.Ф. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, ранее представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования прокурора, заявленные в ее интересах, просила удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела суду не представили.
В суд в качестве доказательств представлены и судом истребованы: заявление Ноздрюхиной Т.Ф., справка-расчет, копия паспорта, расчетные листы, приказ о приеме на работу, трудовой договор, Устав КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», письма из Министерства здравоохранения Красноярского края, коллективный договор на 2015-2018 гг., проект Положения об оплате труда.
Выслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурор обратился в суд в интересах Ноздрюхиной Т.Ф. полагая, что ответчиком нарушено право на вознаграждение за труд, поскольку по смыслу норм, содержащихся в ст. 146 и 148 ТК РФ, сам факт работы в особых условиях является основанием для установления повышенной оплаты труда и в силу ст. 135 ТК РФ осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В ходе рассмотрения дела по существу судом было установлено, что истица Ноздрюхина Т.Ф. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности уборщика служебных помещений
По мнению прокурора и истицы, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда № 38-П от 07.12.2017 года, ежемесячная заработная плата должна составлять с 01.01.2018 года не менее 15 182 рублей 40 копеек, с 01.05.2018 года- не менее 17 860 рублей 80 копеек.
Согласно представленным расчетным листам Ноздрюхиной Т.Ф. были начислены следующие суммы: в январе 2018 года 4 536 рублей; в феврале и марте 2018 года 11 016 рублей; в апреле 2018 года 12 483 рубля 20 копеек; в мае, июне и июле 2018 года 11 163 рубля.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена часть, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 ТК РФ). Однако, действующей в настоящее время ч.3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.06г. № 90-ФЗ и от 20.04.07г. № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из анализа вышеприведенных правовых норм, основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2017 года составляет 7 500 рублей, с 01.07.2017 года- 7 800 рублей, с 01.01.2018 года- 9 489 рублей, с 01.05.2018 года- 11 163 рубля.
Для расчета заработной платы применяется Постановление Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П и Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3, включающий южные районы Красноярского края в порядок предоставления гарантий и компенсаций, а, следовательно, с учетом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента всего размер заработной платы с 01.07.2017 года составляет 12 480 рублей в месяц (7 800 руб. + (30% от 7 800 руб.)+ (30% от 7 800 руб.)); с 01.01.2018 года составляет 15 182 рубля 40 копеек в месяц (9 489 руб. + (30% от 9 489 руб.)+ (30% от 9 489 руб.)); с 01.05.2018 года составляет 17 860 рублей 80 копеек в месяц (11 163 руб. + (30% от 11 163 руб.)+ (30% от 11 163 руб.)).
В результате того, что ответчиком не были учтены данные нормативные положения, начисление заработной платы истице осуществлялось в меньшем размере.
Проверяя расчеты прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В январе 2018 года норма времени составила 136 часов, Ноздрюхиной Т.Ф. фактически было отработано 56 часов; 15 182 рубля 40 копеек- сумма, которая должна была быть начислена при полностью отработанной норме времени; 15 182,4 : 136 х 56 = 6 251 рубль 58 копеек- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 4 536 рублей- фактически начисленная истцу сумма; 6 251,58- 4 536 = 1 715 рублей 58 копеек - недоначисленная сумма за январь 2018 года.
В феврале и марте 2018 года установленная норма рабочего времени истцом Ноздрюхиной Т.Ф. была отработана в полном объеме; 15 182 рубля 40 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при полностью отработанной норме времени; 11 016 рублей- фактически начисленная истцу сумма; 15 182,40- 11 016 рублей = 4 166 рублей 40 копеек - недоначисленная сумма за февраль и март 2018 года.
В апреле 2018 года установленная норма времени истицей Ноздрюхиной Т.Ф. была отработана в полном объеме; 15 182 рубля 40 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 483 рубля 20 копеек- фактически начисленная истцу сумма; 15 182,40- 12 483,20 = 2 699 рублей 20 копеек- недоначисленная сумма за апрель 2018 года.
В мае, июне и июле 2018 года установленная норма рабочего времени истицей Ноздрюхиной Т.Ф. была отработана в полном объеме; 17 860 рублей 80 копеек - сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 11 163 рубля- фактически начисленная истцу сумма; 17 860,8- 11 163 = 6 697 рублей 80 копеек- недоначисленная сумма за май, июнь и июль 2018 года.
Таким образом, общий размер недоначисленной и невыплаченной истице Ноздрюхиной Т.Ф. заработной платы составил 32 840 рублей 98 копеек исходя из следующего расчета: 1 715,58 + 4 166,4 + 4 166,4 + 2 699,2 + 6 697,8 + 6 697,8 + 6 697,8 = 32 840 рублей 98 копеек.
В Постановлении от 07 декабря 2017 года N 38-П Конституционный Суд РФ не признал взаимосвязанные положения ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1, 2, 3 и 11 ст. 133.1 ТК РФ противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, Конституционный суд пришел к выводу о том, что в правоприменительной практике было дано неверное толкование указанных норм права, в то время как они соответствуют Конституции РФ.
В определении от 27 февраля 2018 года N 252-О-Р Конституционный Суд РФ указал, что согласно ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с ч. 1 ст. 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Учитывая удовлетворение исковых требований, с ответчика в пользу муниципального бюджета г. Минусинска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 185 рублей 23 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ноздрюхиной Татьяны Федоровны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пользу Ноздрюхиной Татьяны Федоровны за период с 01.01.18г. по 31.07.18г. в размере 32 840 рублей 98 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» в пользу муниципального бюджета г. Минусинска государственную пошлину в размере 1 185 рублей 23 копейки.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: