Дело № 2-45/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 15 января 2014 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Халиулина А.Д.,
при секретаре Ерофеевой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Ларьковой М.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Малышева С.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя третьего лица филиала «Мариэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Борисова С.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
третьего лица Тютин А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным бездействия и понуждению совершению действий по организации уличного освещения на территории МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», а также строительство подъездных дорог и пешеходных маршрутов,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным бездействия и понуждению совершению действий по организации уличного освещения на территории МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», а также строительство подъездных дорог и пешеходных маршрутов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что на основании поступившего обращения жителя микрорайона «Черемушки» г. Козьмодемьянска по вопросу отсутствия уличного освещения, была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на опорах 19, 21, 23, 26, относящиеся к подстанции ТП-4, отсутствует уличное освещение, что может повлечь совершению противоправных действий. По информации Горномарийских электрических сетей выполнение работ по восстановлению сетей уличного освещения МТП - № 4 «Черемушки - 4» г. Козьмодемьянска не представляется возможным в связи с отсутствием договора на техническое обслуживание сетей уличного освещения на данном участке микрорайона с администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск». Также в ходе проведенной проверки уличного освещения и автомобильных дорог в пределах границы муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на территории окраины домов 3 микрорайона г. Козьмодемьянска, к подъезду домов № 21, 22, Торгового дома, Горномарийского районного отдела судебных приставов дом № 29 отсутствует автомобильная дорога (подъездные дороги и пешеходные маршруты). Отсутствие подъездных путей и пешеходных маршрутов затрудняет повседневную деятельность государственных учреждений. Кроме того, на территориально-административном участке окраин г. Козьмодемьянска, а именно 3 микрорайон - ГБУ РМЭ «Козьмодемьянское ЦРБ» отсутствует уличное освещение, что способствует совершению административных и уголовных преступлений. Согласно ст. ст.34, 37, ФЗ № 131 исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация. В силу действующего законодательства, ответственным за содержание уличного освещения, автомобильных дорог является администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск». Исходя из содержания ФЗ № 131 и Устава МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, т.е. вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения, безопасности дорожного движения в муниципальном образовании. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, просят признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», выразившееся в неисполнении обязанностей по обеспечению уличного освещения, подъездных дорог и пешеходных маршрутов на отдельных участках МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в соответствии с федеральным законодательством. Обязать ответчика провести следующие мероприятия в срок до 01.09.2014 года: организовать уличное освещение на опорах 19, 21, 23, 26, относящиеся к подстанции ТП-4 микрорайона «Черемушки-4» г. Козьмодемьянска, РМЭ; организовать на территориально-административном участке окраин г. Козьмодемьянска, а именно третий микрорайон - ГБУ РМЭ «Козьмодемьянское ЦРБ» уличное освещение; организовать на территории окраины домов третьего микрорайона г. Козьмодемьянска у домов № 21, 22, Торгового дома, Горномарийского РОСП дом № 29 подъездные дороги и пешеходные маршруты.
В судебном заседании помощник прокурора Ларьковой М.А. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Малышев С.И. исковые требования не признал. Пояснил, что у администрации в настоящее время отсутствуют бюджетные средства на проведение указанных мероприятий в срок до 01.09.2014 года.
Представитель третьего лица филиала «Мариэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Борисов С.Н. в судебном заседании просил исковые требования прокурора удовлетворить по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо по делу Тютин А.С. в судебном заседании просил исковые требования прокурора удовлетворить
Третьи лица Горномарийский РОСП УФССП по РМЭ, ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Горномарийской межрайонной прокуратурой на основании поступившего обращения жителя микрорайона «Черемушки» г. Козьмодемьянска по вопросу отсутствия уличного освещения, была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на опорах 19, 21, 23, 26, относящиеся к подстанции ТП-4, отсутствует уличное освещение, что может повлечь совершению противоправных действий. По информации Горномарийских электрических сетей выполнение работ по восстановлению сетей уличного освещения МТП - № 4 «Черемушки - 4» г. Козьмодемьянска не представляется возможным в связи с отсутствием договора на техническое обслуживание сетей уличного освещения на данном участке микрорайона с администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск». Также в ходе проведенной проверки уличного освещения и автомобильных дорог в пределах границы муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на территории окраины домов 3 микрорайона г. Козьмодемьянска, к подъезду домов № 21, 22, Торгового дома, Горномарийского районного отдела судебных приставов дом № 29 отсутствует автомобильная дорога (подъездные дороги и пешеходные маршруты). Отсутствие подъездных путей и пешеходных маршрутов затрудняет повседневную деятельность государственных учреждений. Кроме того, на территориально-административном участке окраин г. Козьмодемьянска, а именно 3 микрорайон - ГБУ РМЭ «Козьмодемьянское ЦРБ» отсутствует уличное освещение, что способствует совершению административных и уголовных преступлений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 ч.1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ № 196) содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения и осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и наружное освещение», утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 года N 783, а также разделом первым и п.п. 4.6.1 и 4.6.3 ГОСТ Р50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на всех дорогах и улицах городов и других населенных пунктов должны быть освещены, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения в силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Судом установлено, что вопросы освещения улиц на территории МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» согласно п. 25 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 29.06.2005 № 54, Правилам благоустройства территории МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», утвержденных решением Собрания депутатов МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 09.12.2009 № 23, относятся к вопросам местного значения МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск».
Поскольку в материалы дела ответчиком не представлено доказательств наличия уличного освещения в микрорайоне «Черемушки» и в третьем микрорайоне г. Козьмодемьянска, а также наличие на территории окраины домов третьего микрорайона г. Козьмодемьянска у домов № 21, 22, Торгового дома, Горномарийского РОСП (дом № 29) подъездных дорог и пешеходных маршрутов, суд считает заявленные исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», выразившееся в неисполнении обязанностей по обеспечению уличного освещения, подъездных дорог и пешеходных маршрутов на отдельных участках МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в соответствии с федеральным законодательством.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» провести следующие мероприятия в срок до 01 сентября 2014 года:
- организовать уличное освещение на опорах 19, 21, 23, 26, относящиеся к подстанции ТП-4 микрорайона «Черемушки-4» г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл;
- организовать на территориально-административном участке окраин г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл, а именно, третий микрорайон - ГБУ РМЭ «Козьмодемьянское ЦРБ» уличное освещение;
- организовать на территории окраины домов третьего микрорайона г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл у домов № 21, 22, Торгового дома, Горномарийского РОСП (дом № 29) подъездные дороги и пешеходные маршруты.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий А.Д. Халиулин
Мотивированное решение составлено 20.01.2014 года.