ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-409/2020
по делу № 2-614/2019
14 января 2020 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Каримовой Ф.М.
Ишбулатовой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Киселевой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Нургалиев Э.Д. и МВД по РБ на решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Нургалиев Э.Д. обратился в суд с иском к Отделению МВД России по Аскинскому району Республики Башкортостан, Министерству Финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Исковые требования мотивированы тем, что в отношении истца по вступившему в законную силу 25 апреля 2018 года решению суда от 26 марта 2018 года был установлен административный надзор, установлены ограничения. Решениями суда от 29 августа 2018 года и 5 декабря 2018 года срок административного надзора был продлен на 3 месяца и на 6 месяцев, в целом до 2 лет 9 месяцев. В дополнение установлено ограничение в виде обязательной явки на регистрацию 4 раза в месяц в ОВД по избранному месту пребывания или жительства.
Как утверждает истец, 11 марта 2019 года в 13.50 час. и в 14.28 час. он приходил в здание Отделения полиции, но оперативный дежурный его не пропустил.
15 марта 2019 года мировой судья за неявку на регистрацию 11 марта 2019 года вынес постановление с назначением наказания в виде 12 суток административного ареста. Решением Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2019 года указанное постановление мирового судьи было признано незаконным и отменено, производство по делу было прекращено в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Параллельно, вместе с апелляционной жалобой, как указывает истец, им была направлена соответствующая жалоба на незаконные действия сотрудников полиции ФИО8 и ФИО2 в прокуратуру Аскинского района с просьбой провести проверку по данному факту.
5 апреля 2019 года за исх. №...ж-2019 получен письменный ответ прокурора, из которого следует, что сотрудниками ОМВД России по Аскинскому району допущены нарушения требований административного законодательства, и в адрес начальника полиции внесено представление, которое находится на стадии рассмотрения.
Нургалиев Э.Д. указывает, что содержался под стражей 7 суток, перенес моральные и нравственные страдания, которые отразились на его здоровье и психике, также разочаровался в судебной власти.
Нургалиев Э.Д. просит взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан 500 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Решением Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 ноября 2019 года, постановлено:
исковые требования Нургалиев Э.Д. к Отделению МВД России по Аскинскому району РБ, Министерству финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Нургалиев Э.Д. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В апелляционной жалобе Нургалиев Э.Д. просит решение суда изменить, увеличив компенсацию морального вреда до 100 000 рублей, в обоснование жалобы указывает, что вина должностных в совершении незаконных действий в отношении Нургалиев Э.Д. полностью подтверждаются судебными решениями. Данными действиями указанных лиц заявителю причинены нравственные страдания, которые он оценивает в 100 000 руб.
В апелляционной жалобе МВД по РБ просит решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 ноября 2019 года отменить, указывая, что Министерство внутренних дел России, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан является ненадлежащим ответчиком по делу, так как обстоятельства освобождения Нургалиев Э.Д. от административной ответственности не связаны с действиями должностных лиц ОМВД России по Аскинскому району, их действия незаконными не признаны. Кроме того, указывает, что истцом не доказан факт причинения ему морального вреда, незаконность действий должностных лиц органов внутренних дел. В случае удовлетворения исковых требований полагает правильным возложить обязанность по возмещению вреда на РФ в лице МВД РФ за счет средств казны РФ.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав истца Нургалиев Э.Д., представителя МВД по РБ, поддержавших доводы своих жалобы, заключение прокурора, поддержавшего возражения прокурора Аскинского района, судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 3 ст. 33 Федерального закона от дата № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из материалов дела следует, что в отношении Нургалиев Э.Д. 15 марта 2019 года старшим инспектором Отделения МВД России по Аскинскому району ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении за то, что Нургалиев Э.Д., являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор, 11 марта 2019 года в период времени с 9.30 до 18.00 часов не явился для регистрации в Отделение МВД России по Аскинскому району, тем самым, нарушив ограничение, установленное в отношении него решением Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2018 года, дополненное решением Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2018 года, а именно об обязательной явке для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания, избранным Нургалиев Э.Д. местом жительства или пребывания 4 раза в месяц. При этом в действиях Нургалиев Э.Д. должностное лицо усмотрело признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ – несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, так как за аналогичное правонарушение он привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ 6 августа 2018 года, до истечения годичного срока погашения административного наказания.
Постановлением мирового судьи судебного участка по Аскинскому району Республики Башкортостан от 15 марта 2019 года (5-144/2019) Нургалиев Э.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 12 суток. Срок наказания исчислять с 15 марта 2019 года с 12 часов 15 мин.
Решением Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2019 года указанное постановление мирового судьи судебного участка по Аскинскому району Республики Башкортостан от 15 марта 2019 года отменено, производство по делу прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Согласно письму прокурора Аскинского района №... от 5 апреля 2019 года прокуратурой рассмотрено обращение Нургалиев Э.Д., доводы, изложенные в постановлении, подтвердились. Учитывая, что сотрудниками отделения МВД России по Аскинскому району допущены нарушения требований административного законодательства, в адрес начальник полиции внесено представление.
Возражая против исковых требований Нургалиев Э.Д., представитель ответчика утверждал, что Нургалиев Э.Д. отбывал административное наказание не по указанному постановлению, а по другому постановлению 5-143/2019 от 15 марта 2019 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка по Аскинскому району Республики Башкортостан от 15 марта 2019 года (5-143/2019) Нургалиев Э.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 12 суток. Срок наказания исчислять с 15 марта 2019 года с 12 часов 10 мин. Зачесть в срок содержания время административного задержания с 21.00 14 марта 2019 года до 11.50 час. 15 марта 2019 года.
Согласно журналу учета доставленных в место отбывания административного ареста ИВС МВД России по Аскинскому району Нургалиев Э.Д. 15 января 2019 года 12.50 часов доставлен в ИВС, дата и время начала исчисления срока ареста 12.10 час. 15 января 2019 года.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Нургалиев Э.Д. подлежит взысканию компенсация морального вреда ввиду неправомерного привлечения его административной ответственности, что подтверждено судебном решением.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел все обстоятельства, в том числе и то, что в период производства по делу об административном правонарушении истец претерпевал бремя ответственности за правонарушение, которого не совершал, испытывал нравственные страдания, содержался в ИВС, при этом, учитывая, что Нургалиев Э.Д. одновременно отбывал административное наказание в виде административного ареста по административному делу (5-143/2019) суд определил размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку бесспорно, что само по себе обвинение в совершении правонарушения, которого истец не совершал, содержание в ИВС, причинили нравственные страдания, переживания истцу.
Вместе с тем при разрешении вопроса о взыскании компенсации морального с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, судебная коллегия принимает доводы апелляционной жалобы МВД по РБ о том, что требования о компенсации морального вреда удовлетворены к ненадлежащему ответчику.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно п. 1 ч. 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в пп. 100 п. 11 раздела II которого установлено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно пп. 52 п. 13 раздела II Положения осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Поскольку убытки причинены действиями должностных лиц органов внутренних дел, судебная коллегия находит подлежащим их взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части взыскания с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Нургалиев Э.Д. компенсации морального вреда в размере 3 000 руб., указав о взыскании с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Нургалиев Э.Д. компенсации морального вреда в размере 3 000 руб. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Нургалиев Э.Д. о несогласии с размером взысканной компенсации морального вреда, при определении ее размера суд первой инстанции учел степень и характер нравственных страданий, личность потерпевшего, конкретные обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, и обоснованно взыскал 3 000 руб.
Судебная коллегия также отклоняет доводы апелляционной жалобы МВД по РБ о недоказанности факта причинения морального вреда Нургалиев Э.Д. и наличия причинно-следственной связи между действиями государственного органа и нравственных страданий
Как следует из решения судьи Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2019 года постановление мирового судьи судебного участка по Аскинскому району Республики Башкортостан от 15 марта 2019 года в отношении Нургалиев Э.Д. по делу административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, по которому истцу было назначено наказание в виде административного ареста сроком на 12 суток - отменено, производство по делу прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах факт незаконного привлечения к административной ответственности не может не вызвать у лица незаконно подвергнутого административному наказанию нравственных страданий, связанных с указанным обстоятельством, в том числе, вызванных ограничением своих прав.
Доводы жалобы о том, что действия сотрудников органов внутренних дел в процессе производства по делу об административном правонарушении в отношении истца в установленном порядке незаконными не признаны, а прекращение производства по делу об административном правонарушении само по себе не свидетельствует о незаконности действий государственного органа или должностного лица, также не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.
Установленные выше обстоятельства умаляют широкий круг гарантированных Конституцией Российской Федерации его личных неимущественных прав и законных интересов, в том числе достоинство личности, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и частной жизни, защиту своей чести и доброго имени, такой гражданин во всех случаях испытывает нравственные страдания, в связи с чем факт причинения морального вреда предполагается, установлению подлежит размер компенсации такого вреда.
При таком положении Нургалиев Э.Д. имеет право на компенсацию морального вреда на основании действующего законодательства.
Оснований для изменения размера компенсации морального вреда также не имеется, поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого возмещения потерпевшему за перенесенные страдания. Взысканная судом компенсация морального вреда является соразмерной и разумной, отвечает принципу справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 ноября 2019 года изменить в части взыскания с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Нургалиев Э.Д. компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Нургалиев Э.Д. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В остальной части решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 5 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Нургалиев Э.Д. и МВД по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Э.Р. Нурисламова
Судьи Ф.М. Каримова
Е.И. Ишбулатова
Справка: судья Гиндуллина Г.Ш.