Решение по делу № 2-524/2023 (2-3193/2022;) от 06.12.2022

Дело                                                                                       01 февраля 2023 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Ленинский районный суд <адрес>

В составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.

При секретаре ФИО3,

С участием представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности, ФИО8,

Рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по экологии Администрации <адрес> о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Комитету по экологии Администрации <адрес> о возмещении ущерба.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником ТС Лада XRAYGAB110, г/н . ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> произошло падение дерева на ТС истца, чем ему причинен материальный ущерб. На месте происшествия истцом вызывались сотрудники полиции. Старшим УУП ОМВД России по <адрес> составлен акт осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксированы повреждения, полученные ТС истца. ДД.ММ.ГГГГ в период с 00.00 часов до 15.00 часов отмечался ЮВ с переходом на ЮЗ ветер, скорость которого составила от 1 м/с до 5 м/с. В течение суток ДД.ММ.ГГГГ штормовые предупреждения не выпускались. За предоставление сведений <адрес> ЦГМС-филиалом ФГБУ «Центральное УГМС» истцом уплачено 672 рубля. Для определения стоимости причиненного ТС ущерба истец обратился к независимому эксперту. ДД.ММ.ГГГГ истец уведомил Администрацию <адрес> об осмотре поврежденного ТС, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов по адресу: <адрес>. Согласно экспертным заключениям стоимость восстановительного ремонта составляет 194882,52 рублей, величина У рублей. За услуги по определению УТС истец оплатил 1500 рублей, за услуги по определению размера ущерба-5000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с претензией в Администрацию <адрес> с требованием о возмещении причиненного ущерба, приложив акт осмотра места происшествия, экспертное заключение с договором, реквизиты для перечисления денежных средств, кассовые чеки, подтверждающие размер причиненного ущерба. Однако до настоящего времени требования истца ответчиком не удовлетворены. С ДД.ММ.ГГГГ в качестве функционального органа Администрации <адрес> образован и действует Комитет по экологии Администрации <адрес>, к основным задачам которого относятся: проведение единой политики по охране окружающей среды <адрес>, рациональному использованию природных ресурсов муниципального образования, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования г.о. Иваново, разработка городских экологических программ и проектов, обеспечение озеленения и цветочного оформления <адрес> (п. 2.1, п. 2.5 Положения о Комитете по экологии Администрации <адрес>, утвержденного решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ). В целях выполнения указанных задач на комитет возложены такие функции, как организация мероприятий по охране окружающей среды на территории <адрес> и обеспечение их выполнения (п. 3.1 Положения о Комитете), организация использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, в том числе противопожарного обустройства лесов, мероприятия по проведения рубок зеленых насаждений, работ по лесоустройству и лесовосстановлению, проведение лесопатологических обследований, ликвидация очагов вредных организмов, мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятии, вырубка сухостоя и валежника, инвентаризация лесов (п. 3.8 Положения о Комитете),разработка лесохозяйственных регламентов (п. 3.9 Положения о Комитете), осуществление выдачи разрешений на снос зеленых насаждений на территории <адрес> (п. 3.10 Положения о Комитете), проведение инвентаризации зеленых насаждений (п. 3.12 Положения о Комитете), организация содержания зеленых насаждений (п. 3.13 Положения о Комитете),разработка программ в сфере охраны окружающей среды на территории <адрес>, обеспечение выполнения утвержденных программ (п. 3.17 Положения о Комитете), осуществление функции муниципального заказчика на работы и услуги в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные действующим законодательством РФ (п. 3.18 Положения о Комитете), осуществление в пределах своей компетенции контроля за количеством и качеством выполненных работ, услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров, правильностью оформления документов, определения объектов работ и применяемых расценок (п. 3.19 Положения о Комитете), разработка проектов муниципальных правовых актов <адрес> по вопросам охраны окружающей среды (п. 3.20 Положения о Комитете). Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства <адрес>. Согласно п. 1.1 данных Правил Правилаблагоустройства <адрес> в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории <адрес>, очистки и уборки его территории и обязательны для всех граждан и организаций. В силу п. 3.11 Правил благоустройства благоустройство территорий, незакрепленных за гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями любых организационно-правовых форм, осуществляется органами местного самоуправления <адрес> (их функциональными органами) в соответствии с установленными полномочиями. Пунктом 4.1.3 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и т.д.), иными зелеными насаждениями по установленным нормативам. Согласно п. 4.2.5 Правил благоустройства снос сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников скорчевкой пней, посадку деревьев, кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку растений, удаление поросли, стрижку и кронированиеживой изгороди, лечение ран при необходимости входит в комплекс работ по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства. Работы по благоустройству, предметом которых являются зеленые насаждения, производятся с соблюдением требований, установленных Положением о порядке сноса зеленых насаждений и оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории <адрес>, утвержденным Администрацией <адрес>, а также требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение указанных работ (п. 4.6 Правил благоустройства). В силу п. 6.1.5.4 Правил благоустройства лица, ответственные за содержание, уход и сохранность зеленых насаждений, обязаны осуществлять обрезку и вырубку сухостоя, снос опасно наклоненных и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства зеленые насаждения не должны ухудшать условия эксплуатации жилищного фонда, подземных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов, мешать работе наружного освещения, городским кабельным сетям. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Реестра муниципальных услуг <адрес>» оказание муниципальных услуг по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на территории г.о.<адрес>, по разработке проектов благоустройства и озеленения возложено на ответчика. Содержание деревьев и кустарников, система оценки состояния озеленения территорий предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными приказом Госстрля РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с п. 3.1.4.1 Правил одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Согласно п. 3.1.4.2 Правил санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода. В соответствии с п. 5.1. Правил система оценка состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства. Согласно п. 5.3 Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами. В силу п. 5.6 Правил ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр. В силу п. 5.8 Правил ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта. Пунктом 5.9 Правил предусмотрен ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре), который проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях. Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств-после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. (п. 5.10 Правил). Конкретные сроки всех видов осмотров устанавливаются землепользователями озелененных территорий (п. 5.11 Правил). Учитывая тот факт, что в структуре Администрации <адрес> имеется функциональный орган со специальной компетенцией в сфере экологии-Комитет по экологии Администрации <адрес>, который с ДД.ММ.ГГГГ обязан обеспечивать своевременное выполнение таких мероприятий, как своевременное кронирование и (или) снос аварийных деревьев, расположенных на территории земель общего пользования <адрес>, в том числе в полосах отвода автомобильных дорог местного значения <адрес> и элементах их обустройства (парковках), Комитет по экологии Администрации <адрес>, по мнению истца, является надлежащим ответчиком по настоящему спору, на которого следует возложить ответственность за причинение истцу ущерба.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу причиненный в результате падения дерева ущерб с размере 231632,52 рублей, судебные расходы по оплате услуг специалиста в размере 6500 рублей, судебные расходы по оплате услуг нотариуса в размере 1800 рублей, судебные расходы по оплате справки ФГБУ «Центральное УГМС» в размере 672 рубля, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 5516 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался заказной корреспонденцией, от его имени в деле участвует представитель.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно отзыву на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ представленные стороной истца заключения эксперта , подтверждают наличие повреждений ТС истца, механизм их образования соответствуют обстоятельствам происшествия от 25.08.2022у <адрес>. Оснований не доверять указанным экспертным заключениям не имеется. В связи с этим представитель ответчика полагает возможным определить размер ущерба в сумме 194882,52 рублей.

Согласно ст. 113 ч. 1 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются участнику процесса по почте, посредством единого портала государственных муниципальных услуг, системы электронного документооборота участника процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом, или средствами соответствующей информационной системы, или на документе, подлежащем возврату в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 116 ГПК РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.

Суд, учитывая, что ответчик о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился и о причинах своей неявки суд не известил, рассмотреть дело в отсутствие представителя не просил, а также учитывая мнение представителя истца, приходит к выводу о том, что ответчик злоупотребляет своим правом, о судебном заседании извещен и, исходя из положений ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, заслушав сторону, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 15 п. 1, п. 2 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Судом установлено, что истец является собственником ТС Лада XRAYGAB 110, г/н , что подтверждается свидетельством о регистрации ТС серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> на принадлежащий истцу автомобиль произошло падение дерева, в результате чего ТС причинены механические повреждения.

Дорожных знаков, запрещающих парковку, стоянку или остановку ТС, в месте расположения автомобиля истца не имелось, что стороны в ходе рассмотрения дела не оспаривали и доказательств обратного суду не представлено.

По факту падения дерева на ТС истец обратился в ОМВД России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ старшим УУП ОМВД России по <адрес> произведен осмотр места происшествия, которым зафиксирован факт падения дерева на ТС истца и причинение в связи с этим ТС механических повреждений.

С целью определения стоимости восстановительного ремонта ТС и определения утраты товарной стоимости ТС истец обратился к независимому эксперту ФИО4, которым ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр ТС истца, о чем Администрация <адрес> извещена надлежащим образом посредством направления в ее адрес ДД.ММ.ГГГГ уведомления с указанием времени, даты и места проведения осмотра. Однако Администрация <адрес> участие в осмотре ТС своего представителя не обеспечила. По итогам осмотра поврежденного ТС истца экспертом ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ подготовлено заключение специалиста , согласно выводам которого расчетная стоимость восстановительного ремонта ТС истца составляет 194882,52 рублей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ экспертом ФИО4 подготовлено заключение по определению УТС ТС истца, согласно выводам которого величина дополнительной УТС в результате повреждения и последующих ремонтных воздействий ТС истца составляет 36750 рублей. За составление заключения специалиста по определению стоимости восстановительного ремонта ТС истец оплатил 5000 рублей, за составление заключения специалиста по определению УТС рублей,что подтверждается чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика размер ущерба, причиненного истцу в результате падения дерева на его ТС, не оспаривал.

Оснований не доверять экспертным заключениям ФИО4 у суда не имеется, поскольку они составлены в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и иными нормативно-правовыми актами, выполнены на основании непосредственного осмотра поврежденного автомобиля истца, компетентным лицом, являющимся экспертом-техником,выводы которого согласуются с иными представленными суду доказательствами. При этом результаты данных экспертных заключений ответчиком не оспорены и не опровергнуты, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, достаточных оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе судом не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что экспертные заключения ФИО4 являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, подтверждающими факт спорного события, размер ущерба, причиненного истцу в результате падения дерева. Каких-либо других доказательств, свидетельствующих об ином размере ущерба, ответчиком не представлено.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК РФ в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и других" следует, что в силу закрепленного в ст. 15 ГК РФ принципа полного возмещения причиненных убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Из справки <адрес> ЦГМС - филиал ФГБУ «Центральное УГМС» следует, по данным наблюдения МС <адрес> (аэропорт «ФИО9») ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> в период с 06.00 часов до 15.00 часов отмечался ЮВ с переходом на ЮЗ ветер, скорость которого составила от 1 м/с до 5 м/с. В течение суток ДД.ММ.ГГГГ штормовые оповещения не выпускались.

В соответствии с типовым перечнем опасных природных гидрометеорологических явлений с учетом их характеристики и критериев, утвержденным РД 52.27.724-009, опасным явлением считается ветер при достижении им скорости при порывах не менее 25 м/с или средней скорости не менее 20 м/<адрес> образом, ветер в период времени с 06.00 часов до 15.00 часов ДД.ММ.ГГГГ к опасным явлениям отнести нельзя.

Согласно ст. 401 п. 1, п. 2 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Конституционный Суд РФ указал, что положения п. 1 ст. 1064 ГК РФ, обязывая возместить в полном объеме вред, причиненный личности или имуществу гражданина, в системе действующего правового регулирования направлены не на ограничение, а на защиту конституционных прав граждан (определение от ДД.ММ.ГГГГ N 370-О-О); положение п. 2 той же статьи, закрепляющее в рамках общих оснований ответственности за причинение вреда презумпцию вины причинителя и возлагающее на него бремя доказывания своей невиновности, направлено на обеспечение возмещения вреда и тем самым - на реализацию интересов потерпевшего, в силу чего как само по себе, так и в системной связи с другими положениями гл. 59 ГК РФ не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определение от ДД.ММ.ГГГГ N 581-О-О); общие и специальные правила о возмещении вреда лицом, причинившим вред, установленные п. 1 ст. 1064 и п. 1 ст. 1079 ГК РФ, предназначены обеспечить защиту прав потерпевших в деликтных обязательствах (определение от ДД.ММ.ГГГГ N 120-О-О).

По смыслу приведенных правовых положений на истца возлагается обязанность доказать основание возникновение ответственности в виде возмещения убытков, нарушение его прав и законных интересов действиями ответчика, размер убытков. В свою очередь, на ответчика возлагается обязанность доказывания отсутствия своей вины, а также размера причиненных убытков в случае несогласия с заявленными требованиями.

Таким образом, обязательными условиями возложения гражданско-правовой ответственности на причинителя вреда являются: наличие самого вреда, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинная связь между вредом и поведением причинителя вреда, вина последнего.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1730 "Об утверждении комплексной схемы организации дорожного движения на территории городского округа <адрес>" <адрес> включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что место произрастания дерева, упавшего на ТС истца, находится на земельном участке, расположенном в районе <адрес>, относящемся к землям общего пользования. Данное обстоятельство представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Доказательств передачи данного земельного участка кому-либо в установленном законе порядке, а, следовательно, и доказательств наличия у иного лица обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии зеленых насаждений, расположенных на данном земельном участке, в материалы дела лицами, участвующими в деле, не представлено.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16).

В силу ст. 70 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 613 принят Устав <адрес> (зарегистрирован в Отделе ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N ).

Согласно п. 25 ст. 13 Устава к вопросам местного значения <адрес> относятся: утверждение правил благоустройства территории <адрес>, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории <адрес> в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах <адрес>.

Администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес>, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес> (п. 1 ст. 47 Устава).

Согласно ст. 57 п. 6 Устава <адрес> может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий утверждается решением Ивановской городской Думы (п. 7 ст. 57 Устава).

Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 756 в качестве функционального органа Администрации <адрес> учрежден Комитет по экологии Администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ решением Ивановской городской Думы утверждено Положение об Управлении благоустройства Администрации <адрес>.

Согласно п. 1.1 данного Положения Управление благоустройства Администрации <адрес> является МКУ и создано для осуществления управленческих функций в сфере благоустройства. Управление обладает правами юридического лица. Управление подотчетно Главе <адрес> и заместителю главы Администрации <адрес>, курирующему вопросы благоустройства. Управление имеет печать с изображением герба <адрес> и своим наименованием, а также иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления функций Управления в установленной сфере деятельности.

Управление является правопреемником муниципального учреждения "Управление благоустройства администрации <адрес>" (п. 1.2. Положения).

Управление является главным распорядителем выделенных бюджетных ассигнований (п. 1.6 Положения).

К основным задачам Управления данным Положением отнесены, в том числе: обеспечение единой политики в области благоустройства и координации деятельности в этой сфере всех заинтересованных структур (п. 2.1.1 Положения); осуществление закупок на оказание услуг, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, за исключением комплексного обустройства скверов и площадей, в качестве муниципального заказчика (п. 2.1.2 Положения).

В соответствии с возложенными задачами Управление выполняет следующие функции: п. 2.2.1 Положения-разрабатывает программы экономического и технического развития благоустройства <адрес>, обеспечивает выполнение утвержденных программ; п. 2.2.2 Положения-осуществляет функции муниципального заказчика на работы и услуги по благоустройству, предусмотренные действующим законодательством; п. 2.2.5 Положения-осуществляет контроль за количеством и качеством выполненных работ, услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров, правильностью оформления документов, определения объемов работ и применяемых расценок.

Вместе с тем, решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об Управлении благоустройства Администрации <адрес>" в Положение об Управлении с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: исключен п.п. 2.1.4, предусматривающий в качестве одной из основных задач Управления проведение единой политики по охране окружающей среды <адрес>, рациональному использованию природных ресурсов муниципального образования, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования г.о. <адрес>, и п.п. ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий в качестве функции Управления осуществление в пределах своих полномочий деятельности, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Комитет, как функциональный орган Администрации <адрес>, обеспечивающий проведение единой политики в сфере охраны окружающей среды на территории <адрес>, создан и осуществляет свою деятельность в соответствии с вышеуказанным решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Данным нормативным правовым актом установлено, что реализация полномочий, предусмотренных Положением о Комитете по экологии Администрации <адрес>, осуществляется Комитетом с ДД.ММ.ГГГГ.

К одним из основных задач Комитета относятся: проведение единой политики по охране окружающей среды <адрес>, рациональному использованию природных ресурсов муниципального образования, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования г.о. <адрес>, разработка городских экологических программ и проектов; обеспечение озеленения и цветочного оформления <адрес> (п. 2.1, п. 2.5 Положения о Комитете).

В целях выполнения указанных задач на Комитет возложены такие функции, как организация мероприятий по охране окружающей среды на территории <адрес> и обеспечение их выполнения (п. 3.1 Положения о Комитете); организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, в том числе противопожарного обустройства лесов; мероприятия по проведению рубок зеленых насаждений, работ по лесоустройству и лесовосстановлению; проведение лесопатологических обследований; ликвидация очагов вредных организмов; мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия; вырубка сухостоя и валежника; инвентаризация лесов (п. 3.8 Положения о Комитете); разработка лесохозяйственных регламентов (п. 3.9 Положения о Комитете); осуществление выдачи разрешений на снос зеленых насаждений на территории <адрес> (п. 3.10 Положения о Комитете); проведение инвентаризации зеленых насаждений (п. 3.12 Положения о Комитете); организация содержания зеленых насаждений (п. 3.13 Положения о Комитете); разработка программ в сфере охраны окружающей среды <адрес>, обеспечение выполнения утвержденных программ (п. 3.17 Положения о Комитете); осуществление функции муниципального заказчика на работы и услуги в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные действующим законодательством РФ (п. 3.18 Положения о Комитете); осуществление в пределах своей компетенции контроля за количеством и качеством выполненных работ, услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров, правильностью оформления документов, определения объемов работ и применяемых расценок (п. 3.19 Положения о Комитете); разработка проектов муниципальных правовых актов <адрес> по вопросам охраны окружающей среды (п. 3.20 Положения о Комитете); рассмотрение предложений, заявлений и жалоб организаций и физических лиц по вопросам охраны окружающей среды <адрес> (п. 3.21 Положения о Комитете).

В постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядков расходования средств на выполнение работ в сфере благоустройства и порядков расчета и применения нормативов финансовых затрат на их выполнение" внесены соответствующие изменения: п. 2.1 Порядка расходования средств на выполнение работ по благоустройству территорий общего пользования (Приложение к постановлению) более не предусматривает в перечне выполняемых работ по благоустройству территорий общего пользования, организация которых возложена на Управление благоустройства Администрации <адрес>, мероприятий по содержанию, ремонту объектов озеленения (включая проведение химической обработки опрыскивателями участков, засоренных «борщевиком Сосновского» и другой нежелательной растительностью); обследованию городских территорий с целью выявления аварийных, сухостойных и опасно наклоненных деревьев, как предусматривал ранее до учреждения Комитета.

Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 448 утверждены Правила благоустройства <адрес>.

Согласно п. 1.1 данных Правил Правила благоустройства <адрес> в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории <адрес>, очистки и уборки его территории и обязательны для всех граждан и организаций.

Пунктом 4.1.3 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и т.д.), иными зелеными насаждениями по установленным нормативам.

Работы по благоустройству, предметом которых являются зеленые насаждения, производятся с соблюдением требований, установленных Положением о порядке сноса зеленых насаждений и оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории <адрес>, утвержденным Администрацией <адрес>, а также требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение указанных работ (п. 4.6 Правил благоустройства).

В силу п. 6.1.5, 6.1.5.4 Правил благоустройства лица, ответственные за содержание, уход и сохранность зеленых насаждений, обязаны осуществлять обрезку и вырубку сухостоя, снос опасно наклоненных и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства зеленые насаждения не должны ухудшать условия эксплуатации жилищного фонда, подземных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов, мешать работе наружного освещения, городским кабельным сетям.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2712 "Об утверждении Реестра муниципальных услуг <адрес>" оказание муниципальных услуг по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на территории г.о. Иваново (стр. 90 Реестра), по разработке проектов благоустройства и озеленения (стр. 90.2 Реестра) возложено на Комитет.

Кроме того, содержание деревьев и кустарников, система оценки состояния озеленения территорий предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (Правила).

В соответствии с п. 3.1.4.1 Правил одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Различают следующие виды обрезки: санитарная, омолаживающая, формовочная.

Согласно п. 3.1.4.2Правил санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода.

В силу п. 3.1.4.3 Правил обрезка больных и сухих сучьев проводится до здорового места, при этом ветви удаляются на кольцо у самого их основания, а побеги-над "наружной" почкой, не задевая ее. Срезы должны быть гладкими, крупным срезам рекомендуется придавать слегка выпуклую форму, а вертикально растущие побеги снимаются косым срезом, чтобы не застаивалась вода. Для безопасности большие ветви предварительно подвешивают на веревке (или двух) к выше расположенной ветви или к стволу дерева и после спиливания осторожно опускают на землю. Сразу после обрезки все раны диаметром более 2 см необходимо замазать садовой замазкой или закрасить масляной краской на натуральной олифе. У хвойных деревьев, обильно выделяющих смолу, раны не замазываются.

В соответствии с п. 3.1.4.4 Правил омолаживающая обрезка-это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом, несмотря на хороший уход, теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность.

Согласно п. 3.1.4.7 Правил к омолаживающей обрезке относится и прием "посадки на пень", когда дерево или куст спиливаются до основания и остается лишь пень. Образовавшуюся поросль следует проредить и сформировать одно- или многоствольное растение.

Одновременно с омолаживанием кроны в целях повышения жизнеспособности ослабленных деревьев и кустарников следует проводить и омолаживание корневой системы (п. 3.1.4.9 Правил).

В силу п. 3.ДД.ММ.ГГГГ Правил степень обрезки зависит от вида дерева, его возраста и состояния кроны. Различают слабую, умеренную (среднюю) и сильную обрезки.

В соответствии с п. 3.ДД.ММ.ГГГГ Правил раны, дупла и механические повреждения на деревьях обязательно заделываются.

Согласно п. 3.ДД.ММ.ГГГГ Правил необходимо регулярно и своевременно проводить мероприятия по выявлению и борьбе с массовыми вредителями и возбудителями заболеваний зеленых насаждений.

Озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений, т.е. древесно-кустарниковой и травянистой растительности взамен уничтоженных или поврежденных. Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений.

В соответствии с п. 5.1 Правил система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

Согласноп. 5.3 Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.

В силу п. 5.6 Правил ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр.

Пунктом 5.7 Правил предусмотрено, что ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью-обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства. Ежегодный плановый осмотр озелененных территорий проводится комиссией в составе главного (старшего) инженера эксплуатационной организации (председатель комиссии), мастера (техника), представителя общественности. При необходимости, если нужно установить причины появления дефекта насаждений и нужны специальные рекомендации по их устранению, в состав комиссии привлекаются эксперты-специалисты.

В силу п. 5.8 Правил ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта.

Пунктом 5.9 Правил предусмотрен ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре), который проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях.

По данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах.

Сведения о состоянии элементов благоустройства направляются в эксплуатационные организации, где принимаются необходимые оперативные меры.

Материалы всех видов ежегодной оценки обобщаются и оформляются по прилагаемой форме.

Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств-после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. (п. 5.10 Правил)

Конкретные сроки всех видов осмотров устанавливаются землепользователями озелененных территорий (п. 5.11 Правил).

Из имеющихся в деле фото и видео материалов усматривается, что на земельном участке вблизи <адрес>, обрушение дерева произошло вблизи основания ствола, рядом с корневой системой, что свидетельствует об общем неудовлетворительном состоянии дерева. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, в связи с учреждением в структуре Администрации <адрес> функционального органа со специальной компетенцией в сфере экологии-Комитета по экологии Администрации <адрес>, учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ данный орган обязан обеспечивать своевременное выполнение таких мероприятий, как своевременные кронирование и (или) снос аварийных деревьев, расположенных на территории земель общего пользования <адрес>, не закрепленных за иными правообладателями, расположенных на землях неразграниченной государственной собственности, именно ответчик является лицом, ответственным за причинение истцу ущерба в результате падения на его ТС дерева.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доказательств надлежащего выполнения работ по содержанию упавшего дерева не представлено, а причина падения дерева на ТС истца-ненадлежащее состояние, обусловленное бездействием ответчика в области возложенных на него полномочий по инвентаризации и содержанию зеленых насаждений, несвоевременное принятие ответчиком мер по его кронированию и (или) сносу.

С учетом изложенного, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств того, что в соответствии с требованиями приказаГосстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 в районе произрастания дерева проводились мероприятия по инвентаризации зеленых насаждений, их осмотру, оценке состояния, обрезке, а также текущему уходу, санитарной обработке, суд приходит к выводу о наличии вины ответчика в причинении вреда истцу и необходимости возложения на ответчика обязанности по возмещению причиненного истцу материального ущерба.

Суд также приходит к выводу о наличии причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по содержанию зеленых насаждений, находящихся в его ведении, и наступившим вредом для истца. Ответчиком отсутствие своей вины в причинении ущерба истцу не доказано. Таким образом, ответственность за вред, причиненный истцу, лежит именно на ответчике.

Законных оснований для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности с учетом положений ст. 1083 ГК РФ в данном случае не имеется.

Исходя из вышеуказанных положений закона, установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание заключения специалиста, суд приходит к выводу о том, что размер ущерба, причиненного имуществу истца в результате падения на ТС дерева, составляет 231632,52 рублей, т.е. тот размер ущерба, который предъявлен истцом к взысканию.

Ответчиком не представлено и доказательств причинения имуществу истца повреждений при иных обстоятельствах, нежели рассматриваемых.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ущерб в размере 231632,52 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг специалиста в размере 6500 рублей, судебные расходы по оплате услуг нотариуса в размере 1800 рублей, судебные расходы по оплате услуг, связанных с получением справки ФГБУ «Центральное УГМС», в размере 672 рубля, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 5516 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияФИО2 к Комитету по экологии Администрации <адрес> о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Комитета по экологии Администрации <адрес> (ИНН , ОГРН ), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт серии , выдан ОУФМС России по <адрес> в <адрес> муниципальном районе ДД.ММ.ГГГГ), сумму ущерба в размере 231632,52 рублей, судебные расходы по оплате услуг специалиста в размере 6500 рублей, судебные расходы по оплате услуг нотариуса в размере 1800 рублей, судебные расходы по оплате услуг, связанных с получением справки ФГБУ «Центральное УГМС», в размере 672 рубля, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 5516 рублей, а всего взыскать 246120,52 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                           Ерчева А.Ю.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дело                                                                                       ДД.ММ.ГГГГ

Резолютивная часть

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Ленинский районный суд <адрес>

В составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.

При секретаре ФИО3,

С участием представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности, ФИО8,

Рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по экологии Администрации <адрес> о возмещении ущерба,

руководствуясьст. 199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Комитету по экологии Администрации <адрес> о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Комитета по экологии Администрации <адрес> (ИНН , ОГРН ), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт серии 24 11 , выдан ОУФМС России по <адрес> в <адрес> муниципальном районе ДД.ММ.ГГГГ), сумму ущерба в размере 231632,52 рублей, судебные расходы по оплате услуг специалиста в размере 6500 рублей, судебные расходы по оплате услуг нотариуса в размере 1800 рублей, судебные расходы по оплате услуг, связанных с получением справки ФГБУ «Центральное УГМС», в размере 672 рубля, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 5516 рублей, а всего взыскать 246120,52 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                    Ерчева А.Ю.

2-524/2023 (2-3193/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пономарев Антон Викторович
Ответчики
Комитет по экологии Администрации города Иванова
Другие
Живаев Владимир Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Ерчева Алла Юрьевна
Дело на странице суда
leninsky.iwn.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2022Передача материалов судье
13.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее