Решение по делу № 2-1942/2022 от 21.02.2022

66RS0003-01-2022-000855-89 <***>

Дело № 2-1942/2022

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.08.2022 Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Македонской В.Е., при секретаре Меньщикове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова П.Р., Перевозчиковой Д.П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области о признании незаконным решения, признании права на социальное пособие, взыскании социального пособия,

УСТАНОВИЛ:

Емельянов П.Р. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 о признании незаконным решения, признании права на социальное пособие, взыскании социального пособия малоимущим.

В обоснование исковых требований указано, что 09.04.2021 истец, обучающийся по очной форме обучения УрГЮУ, обратился к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Решением Управления от 17.04.2021 № 1273 истцу отказано в назначении государственной социальной помощи со ссылкой на подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Истец полагает, что решение Управления противоречит закону, а именно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положениям Конституции РФ.

Единственной причиной отказа в назначении социального пособия истцу стало несоблюдение предусмотренного подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ условия об отсутствии документа о регистрации по месту жительства в другом субъекте РФ.

Истец является студентом УрГЮУ, проходит обучение по очной форме в г. Екатеринбурге, проживает на территории Свердловской области, зарегистрирован по месту пребывания. Истец имеет доход ниже прожиточного минимума, следовательно, имеет право на социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

На основании изложенного, истец Емельянов П.Р. просит признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 от 17.04.2021 № 1273 об отказе в назначении Емельянову П.Р. государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам. Признать за Емельяновым П.Р. право на государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 и взыскать с ответчика в лице Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 в пользу истца социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 1533 руб.

Также в суд обратилась Перевозчикова Д.П. с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 о взыскании социального пособия малоимущим

В обоснование исковых требований указала, что 16.04.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Решением Управления от 23.04.2021 № 1358 ей отказано в назначении государственной социальной помощи со ссылкой на подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Истец полагает, что решение Управления противоречит закону, а именно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положениям Конституции РФ.

Истец является студентом УрГЮУ, проходит обучение по очной форме в г. Екатеринбурге, проживает на территории Свердловской области, зарегистрирована по месту пребывания. Истец имеет доход ниже прожиточного минимума, следовательно, имеет право на социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец Перевозчикова Д.П. просит признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 от 23.04.2021 № 1358. Признать за Перевозчиковой Д.П. право на государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 и взыскать с ответчика в лице Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 в пользу истца социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 1 533 руб.

Определением суда от 24.03.2022 гражданское дело № 2-1942/2022 по иску Емельянова П.Р. и гражданское дело № 2-2013/2022 по иску Перевозчиковой Д.П. объединены в одно производство, присвоен № 2-1942/2022 (л.д. 37).

В судебном заседании представитель истцов Чернинов А.М., действующий на основании доверенностей от 11.11.2021, от 27.01.2021, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Гусев С.В., действующий по доверенности от 10.01.2022, исковые требования не признал, поддержал доводы возражений на исковое заявление и дополнения к ним.

Заслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Емельянов П.Р. является студентом ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», проходящим обучение по очной форме обучения в Екатеринбурге; имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ***; регистрацию по месту пребывания по адресу: *** на срок с 05.10.2018 по 15.07.2023 (л.д. 11, 12, 13).

09.04.2021 Емельянов П.Р. обратился в Управление социальной политики с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Решением ответчика № 1273, оформленного в форме протокола № 5/324-А/2 от 17.04.2021, в удовлетворении данного заявления отказано. При этом ответчик исходил из того, что Емельянов П.Р. имеет регистрацию по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, а в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона спорная мера поддержки предоставляется малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, не имеющего места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Истец Перевозчикова Д.П. является студентом ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», проходящим обучение по очной форме обучения в Екатеринбурге; имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ***; регистрацию по месту пребывания по адресу: *** на срок с 17.10.2018 по 15.07.2023 (л.д. 51, 52, 53).

16.04.2021 Перевозчикова Д.П. обратилась в Управление социальной политики с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Решением ответчика № 1358, оформленного в форме протокола № 5/370-А/2 от 23.04.2021, в удовлетворении данного заявления отказано. При этом ответчик исходил из того, что Перевозчикова Д.П. имеет регистрацию по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, а в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона спорная мера поддержки предоставляется малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, не имеющего места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Оценивая заявленные требования истцов, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы, объем и порядок предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан.

Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, закрепив при этом право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом (часть 1 статьи 5).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущей (малоимущим) и имеющей право на получение социальной поддержки считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации 29 октября 2007 года был принят Закон Свердловской области № 126-ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Свердловской области № 126-ОЗ социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются при соблюдении следующих условий:

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области (подпункт 1);

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области (подпункт 2);

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 3).

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Согласно ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также иные необходимые сведения.

Правовое содержание данной нормы закона позволяет сделать вывод о том, что федеральным законом предусматривается назначение государственной социальной помощи, как по месту жительства заявителя, так и по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. А потому оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении спорного социального пособия по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства на территории Свердловской области, у Управления социальной политики не имелось.

При этом суд учитывает, что в соответствии с решением Свердловского областного суда от 24 февраля 2022 года (дело № 3а-272/2022) частично удовлетворены административные исковые заявления Перевозчиковой Д. П., Тоболкиной А. С., Емельянова П. Р. о признании недействующим в части Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 17 июня 2021 года № 54-ОЗ).

На основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года решение Свердловского областного суда от 24 февраля 2022 года оставлено без изменения.

Действительно, как указывает ответчик, вышеуказанный нормативный правовой акт в его оспариваемой части признан недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 37-П, от 06 июля 2018 года № 29-П и от 25 февраля 2020 года № 9-П следует, что само по себе признание нормативного правового акта недействующим не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта (Определение Конституционного Суда от 28 мая 2020 года 1131-О). В случае, когда нарушение прав лица применением нормативного правового акта в гражданском деле уже имело место, невозможность для него извлечь благоприятные правовые последствия из судебного решения, которым удовлетворено его административное исковое заявление, но этот акт признан недействующим на будущее время, обесценивала бы само право на обращение в суд с административным иском, лишала бы стимулов к защите своих прав всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации), подрывала бы доверие к судебной системе и правосудию в целом, а также ставила бы такое лицо в неравное положение по сравнению с теми, кто будет испытывать на себе положительное воздействие указанного решения в дальнейшем, не приложив собственных усилий к устранению из правового поля незаконного нормативного правового акта.

При указанных обстоятельствах нельзя признать оспариваемые решения Управления социальной политики законными.

Социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются с месяца, в котором подано заявление о назначении социального пособия (абз.1 п. 8 ст. 5 Закона Свердловской области № 126-ОЗ).

В силу абз. 5 п. 8 ст. 5 Закона Свердловской области № 126 ОЗ указанное пособие назначается на период до трех месяцев в календарном году.

Размер пособия, порядок и размер индексации устанавливаются Правительством Свердловской области.

Согласно под. 1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 29 января 2008 года № 50-ПП « О размерах социальных пособий малоимущим семьями и малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и шлицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, государственной социальной помощи на основании социального контракта и единовременных денежных выплат гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам составляет 387 руб. в месяц.

Постановлением Правительства Свердловской области от 01 февраля 2012 года № 65-ПП «О порядке и размере индексации отдельных видов социальных выплат, установленных законодательством Свердловской области» определен размер индексации социальных пособий с 01 января 2021 года - 3,7%.

Соответственно, размер социального пособия малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам составляет 511 руб. в месяц.

Таким образом, с ответчика в пользу каждого истца надлежит взыскать социальное пособие в размере 1 533 руб. (за три месяца с момента подачи заявления).

Следовательно, исковые требования Емельянова П.Р. и Перевозчиковой Д.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, поскольку судом удовлетворены требования истцов, то в соответствии со ст.333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельянова П.Р. (СНИЛС ***), Перевозчиковой Д.П. (паспорт ***, выдан *** <***>) к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области о признании незаконным решения, признании права на социальное пособие, взыскании социального пособия, удовлетворить.

Признать незаконными решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области от 17.04.2021 № 1273 об отказе в назначении Емельянову П.Р. государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам; от 23.04.2021 № 1358 об отказе в назначении Перевозчиковой Д.П. государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Признать за Емельяновым П.Р. и Перевозчиковой Д.П. право на государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 года.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области в пользу Емельянова П.Р., Перевозчиковой Д.П. социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам по 1533 руб. 00 коп. каждому.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Македонская В.Е.

66RS0003-01-2022-000855-89 <***>

Дело № 2-1942/2022

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.08.2022 Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Македонской В.Е., при секретаре Меньщикове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова П.Р., Перевозчиковой Д.П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области о признании незаконным решения, признании права на социальное пособие, взыскании социального пособия,

УСТАНОВИЛ:

Емельянов П.Р. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 о признании незаконным решения, признании права на социальное пособие, взыскании социального пособия малоимущим.

В обоснование исковых требований указано, что 09.04.2021 истец, обучающийся по очной форме обучения УрГЮУ, обратился к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Решением Управления от 17.04.2021 № 1273 истцу отказано в назначении государственной социальной помощи со ссылкой на подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Истец полагает, что решение Управления противоречит закону, а именно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положениям Конституции РФ.

Единственной причиной отказа в назначении социального пособия истцу стало несоблюдение предусмотренного подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ условия об отсутствии документа о регистрации по месту жительства в другом субъекте РФ.

Истец является студентом УрГЮУ, проходит обучение по очной форме в г. Екатеринбурге, проживает на территории Свердловской области, зарегистрирован по месту пребывания. Истец имеет доход ниже прожиточного минимума, следовательно, имеет право на социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

На основании изложенного, истец Емельянов П.Р. просит признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 от 17.04.2021 № 1273 об отказе в назначении Емельянову П.Р. государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам. Признать за Емельяновым П.Р. право на государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 и взыскать с ответчика в лице Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 в пользу истца социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 1533 руб.

Также в суд обратилась Перевозчикова Д.П. с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 о взыскании социального пособия малоимущим

В обоснование исковых требований указала, что 16.04.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Решением Управления от 23.04.2021 № 1358 ей отказано в назначении государственной социальной помощи со ссылкой на подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Истец полагает, что решение Управления противоречит закону, а именно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положениям Конституции РФ.

Истец является студентом УрГЮУ, проходит обучение по очной форме в г. Екатеринбурге, проживает на территории Свердловской области, зарегистрирована по месту пребывания. Истец имеет доход ниже прожиточного минимума, следовательно, имеет право на социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец Перевозчикова Д.П. просит признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 от 23.04.2021 № 1358. Признать за Перевозчиковой Д.П. право на государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 и взыскать с ответчика в лице Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 в пользу истца социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 1 533 руб.

Определением суда от 24.03.2022 гражданское дело № 2-1942/2022 по иску Емельянова П.Р. и гражданское дело № 2-2013/2022 по иску Перевозчиковой Д.П. объединены в одно производство, присвоен № 2-1942/2022 (л.д. 37).

В судебном заседании представитель истцов Чернинов А.М., действующий на основании доверенностей от 11.11.2021, от 27.01.2021, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Гусев С.В., действующий по доверенности от 10.01.2022, исковые требования не признал, поддержал доводы возражений на исковое заявление и дополнения к ним.

Заслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Емельянов П.Р. является студентом ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», проходящим обучение по очной форме обучения в Екатеринбурге; имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ***; регистрацию по месту пребывания по адресу: *** на срок с 05.10.2018 по 15.07.2023 (л.д. 11, 12, 13).

09.04.2021 Емельянов П.Р. обратился в Управление социальной политики с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Решением ответчика № 1273, оформленного в форме протокола № 5/324-А/2 от 17.04.2021, в удовлетворении данного заявления отказано. При этом ответчик исходил из того, что Емельянов П.Р. имеет регистрацию по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, а в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона спорная мера поддержки предоставляется малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, не имеющего места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Истец Перевозчикова Д.П. является студентом ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», проходящим обучение по очной форме обучения в Екатеринбурге; имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ***; регистрацию по месту пребывания по адресу: *** на срок с 17.10.2018 по 15.07.2023 (л.д. 51, 52, 53).

16.04.2021 Перевозчикова Д.П. обратилась в Управление социальной политики с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Решением ответчика № 1358, оформленного в форме протокола № 5/370-А/2 от 23.04.2021, в удовлетворении данного заявления отказано. При этом ответчик исходил из того, что Перевозчикова Д.П. имеет регистрацию по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, а в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона спорная мера поддержки предоставляется малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, не имеющего места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Оценивая заявленные требования истцов, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы, объем и порядок предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан.

Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, закрепив при этом право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом (часть 1 статьи 5).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущей (малоимущим) и имеющей право на получение социальной поддержки считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации 29 октября 2007 года был принят Закон Свердловской области № 126-ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Свердловской области № 126-ОЗ социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются при соблюдении следующих условий:

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области (подпункт 1);

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области (подпункт 2);

малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 3).

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Согласно ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также иные необходимые сведения.

Правовое содержание данной нормы закона позволяет сделать вывод о том, что федеральным законом предусматривается назначение государственной социальной помощи, как по месту жительства заявителя, так и по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. А потому оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении спорного социального пособия по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства на территории Свердловской области, у Управления социальной политики не имелось.

При этом суд учитывает, что в соответствии с решением Свердловского областного суда от 24 февраля 2022 года (дело № 3а-272/2022) частично удовлетворены административные исковые заявления Перевозчиковой Д. П., Тоболкиной А. С., Емельянова П. Р. о признании недействующим в части Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 17 июня 2021 года № 54-ОЗ).

На основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года решение Свердловского областного суда от 24 февраля 2022 года оставлено без изменения.

Действительно, как указывает ответчик, вышеуказанный нормативный правовой акт в его оспариваемой части признан недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 37-П, от 06 июля 2018 года № 29-П и от 25 февраля 2020 года № 9-П следует, что само по себе признание нормативного правового акта недействующим не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта (Определение Конституционного Суда от 28 мая 2020 года 1131-О). В случае, когда нарушение прав лица применением нормативного правового акта в гражданском деле уже имело место, невозможность для него извлечь благоприятные правовые последствия из судебного решения, которым удовлетворено его административное исковое заявление, но этот акт признан недействующим на будущее время, обесценивала бы само право на обращение в суд с административным иском, лишала бы стимулов к защите своих прав всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации), подрывала бы доверие к судебной системе и правосудию в целом, а также ставила бы такое лицо в неравное положение по сравнению с теми, кто будет испытывать на себе положительное воздействие указанного решения в дальнейшем, не приложив собственных усилий к устранению из правового поля незаконного нормативного правового акта.

При указанных обстоятельствах нельзя признать оспариваемые решения Управления социальной политики законными.

Социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются с месяца, в котором подано заявление о назначении социального пособия (абз.1 п. 8 ст. 5 Закона Свердловской области № 126-ОЗ).

В силу абз. 5 п. 8 ст. 5 Закона Свердловской области № 126 ОЗ указанное пособие назначается на период до трех месяцев в календарном году.

Размер пособия, порядок и размер индексации устанавливаются Правительством Свердловской области.

Согласно под. 1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 29 января 2008 года № 50-ПП « О размерах социальных пособий малоимущим семьями и малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и шлицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, государственной социальной помощи на основании социального контракта и единовременных денежных выплат гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам составляет 387 руб. в месяц.

Постановлением Правительства Свердловской области от 01 февраля 2012 года № 65-ПП «О порядке и размере индексации отдельных видов социальных выплат, установленных законодательством Свердловской области» определен размер индексации социальных пособий с 01 января 2021 года - 3,7%.

Соответственно, размер социального пособия малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам составляет 511 руб. в месяц.

Таким образом, с ответчика в пользу каждого истца надлежит взыскать социальное пособие в размере 1 533 руб. (за три месяца с момента подачи заявления).

Следовательно, исковые требования Емельянова П.Р. и Перевозчиковой Д.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, поскольку судом удовлетворены требования истцов, то в соответствии со ст.333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельянова П.Р. (СНИЛС ***), Перевозчиковой Д.П. (паспорт ***, выдан *** <***>) к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области о признании незаконным решения, признании права на социальное пособие, взыскании социального пособия, удовлетворить.

Признать незаконными решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области от 17.04.2021 № 1273 об отказе в назначении Емельянову П.Р. государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам; от 23.04.2021 № 1358 об отказе в назначении Перевозчиковой Д.П. государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Признать за Емельяновым П.Р. и Перевозчиковой Д.П. право на государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам с апреля 2021 года.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области в пользу Емельянова П.Р., Перевозчиковой Д.П. социальное пособие малоимущим одиноко проживающим гражданам по 1533 руб. 00 коп. каждому.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по Свердловской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Македонская В.Е.

2-1942/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Перевозчикова Дарья Петровна
Емельянов Павел Романович
Ответчики
ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Македонская Валентина Евгеньевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2022Судебное заседание
04.07.2022Производство по делу возобновлено
29.07.2022Судебное заседание
10.08.2022Судебное заседание
17.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее