Дело <...>а-762/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
13 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° <...>
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Малахай Г.А.,
РїСЂРё секретаре < Р¤.Р.Рћ. >3,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ < Р¤.Р.Рћ. >1 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
< Р¤.Р.Рћ. >1 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельного участка СЃ кадастровым номером 23:02:0804000:676, принадлежащего истцу РЅР° праве собственности.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость участка определена на основании недостоверных сведений, это приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей.
В судебное заседание <...> лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
Настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении исковых требований РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ <...> в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
РР· материалов дела следует, что административному истцу РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером 23:02:0804000:676, расположенный РїРѕ адресу – Краснодарский край, <...>, РІ границах плана бывшего РЎРџРљ «Самурский», что подтверждается свидетельством Рѕ государственной регистрации права РѕС‚ <...> <...>-РђРљ 115433. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка определена уполномоченным органом по состоянию на <...> и составляет 2374 648 рублей 25 копеек (Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> <...> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края»).
Вместе с тем, после утверждения результатов государственной оценки были выявлены многочисленные ошибки в отчете при проведении государственной кадастровой оценки в части некорректного отнесения объекта недвижимости к оценочной группе «земельные участки в составе садоводческих и дачных объединений». Так оценщиком отдельные земельные участки сельскохозяйственного назначения ошибочно были отнесены к участкам садоводческих и дачных объединений. Согласно отчету для двух разных групп участков земли сельскохозяйственного использования и земель садоводческих и дачных объединений) оценщиком были применены разные методы оценки, с отличающейся средней стоимостью участков.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, поскольку Федеральная кадастровая палата до <...> являлась уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает <...> верной датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Статья 24.15 Федерального закона от <...> № 315-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции действовавшей на <...> содержит порядок внесения изменений и замечаний к проекту отчета об определении кадастровой стоимости. Так Заказчик, при должной степени осмотрительности и внимательности должен был провести проверку отчета об определении кадастровой стоимости и при выявлении ошибок в отчете должен был направить замечания к проекту отчета. Однако данных замечаний сделано не было. Заинтересованные лица не были своевременно извещены о том, что проект отчета размещен на официальном сайте Заказчика, таким образом были лишены возможности самостоятельно направить замечания.
Так земельный участок СЃ кадастровым номером 23:02:0804000:676, принадлежащий < Р¤.Р.Рћ. >1, ошибочно был включен РІ РіСЂСѓРїРїСѓ земельных участков садоводческих Рё дачных объединений. Соответственно Рє нему был применен РЅРµ верный метод оценки, что Рё привело Рє значительному завышению кадастровой стоимости земельного участка. Указанные ошибки повлекли значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков, РІ том числе Рё участка административного истца, более чем РІ 52 раза.
Согласно отчета кадастровая стоимость земельного участка < Р¤.Р.Рћ. >1 СЃ кадастровым номером 23:02:0804000:676 была определена РІ размере 2374648,25 рублей.
По обращению административного истца ООО «Земельные ресурсы» подтвердил наличие ошибок в отчете при проведении государственной кадастровой оценки земель. С целью устранения данной ошибки и корректному определению кадастровой стоимости произвел перерасчет государственной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от <...> <...> Согласно новому расчету кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:02:0804000:67<...>3,31 рублей.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 13 постановления от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания статьи 28 Федерального закона РѕС‚ <...> в„– 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровые ошибки, повлиявшие РЅР° размер кадастровой стоимости, Р° также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений Рѕ кадастровой стоимости РІ государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения РѕР± объекте недвижимости.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> <...>.
В ходе судебного разбирательства нашли свое полное подтверждение доводы административного истца относительного того, что в ходе определения кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка.
Анализируя вышеприведенные доказательства суд находит их относимыми и допустимыми в рамках рассматриваемого дела.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:02:0804000:676 составляет 45383,31 рублей.
Установление иной кадастровой стоимости свидетельствует о недостоверности сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Суд считает, что административным истцом доказан факт недостоверности сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, что затрагивает права административного истца, как плательщика земельного налога.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемые результаты кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости <...> и по состоянию на <...> не изменялись.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом кадастровой стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в отношении спорного земельного участка следует установить кадастровую стоимость в размере 45383,31 рублей на период с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Однако, суд не находит оснований для удовлетворения административных требования в части возложения обязанности на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Краснодарскому краю внести изменения в данные Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:02:0804000:676, что является отдельным административным исковым требованием, поскольку это противоречит нормам, содержащимся в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации. В случае удовлетворения соответствующего требования, суд подменил бы собой указанный государственный орган, вмешавшись в исключительные полномочия последнего.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный РёСЃРє < Р¤.Р.Рћ. >1 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:02:0804000:676, расположенного по адресу – Краснодарский край, <...>, в границах плана бывшего СПК «Самурский», по состоянию на <...> в размере 2374648 рублей 25копеек – в связи с недостоверными сведениями о земельном участке, использованными при определении его кадастровой стоимости.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:0804000:676, расположенного по адресу – Краснодарский край, <...>, в границах плана бывшего СПК «Самурский», кадастровую стоимость, установленную по состоянию на <...>, в размере 45383 (сорок пять тысяч триста восемьдесят три) рубля 31 (тридцать одна) копейка, на период с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:02:0804000:676.
В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай