Решение по делу № 3а-46/2022 (3а-224/2021;) от 29.12.2021

Дело № 3а-46/2022 (3а-224/2021)    

№ 33OS0000-01-2021-000353-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владимир                             24 января 2022 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи                    Кирюшиной О.А.,

при секретаре                                Мухиной С.С.,

с участием представителя административного истца Кузьменко Е.Ю. по доверенности Загоруйко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузьменко Евгения Юрьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Кузьменко Е.Ю. обратился во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что Кузьменко Е.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – ****, с кадастровой стоимостью 11 270 904, 64 рублей по состоянию на 6 марта 2019 года.

Согласно отчету ООО Аналитический Центр «****» № 28/12/2021-ЗУ от 28 декабря 2021 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** составляет 6 871 000, 00 рублей по состоянию на 6 марта 2019 года.

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административные истцы просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере 6 871 000, 00 рублей по состоянию на 6 марта 2019 года.

Административный истец Кузьменко Е.Ю., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель по доверенности Загоруйко А.А. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. В представленном письменном отзыве просила в удовлетворении заявленных к учреждению требований отказать, так как не нарушало прав и законных интересов административного истца, поскольку осуществляла только технический расчет оспариваемой кадастровой стоимости, основываясь на уже утвержденных администрацией данных. Также просило перевести его из административных ответчиков в заинтересованные лица.

Администрация Киржачского района Владимирской области представила письменный отзыв, в котором указала, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Вместе с тем полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не утверждала оспариваемую кадастровую стоимость.

Заинтересованные лица администрация города Киржач Владимирской области, Управление Росреестра по Владимирской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайства об отложении не заявили, возражений не представили.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административного истца Кузьменко Е.Ю., представителей ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Владимирской области, администрации Киржачского района Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области, администрации города Киржач Владимирской области, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив представленные документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузьменко Е.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – ****.

Земельный участок с кадастровым номером **** является учтенным, поставлен на кадастровый учет 16 марта 2018 года.

Кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка установлена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков № 33-0-1-105/3001/2019-539 от 6 марта 2019 года в размере 11 270 904,64 рублей по состоянию на 6 марта 2019 года.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 6 марта 2019 года.

29 декабря 2021 года Кузьменко Е.Ю., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права, как плательщика земельного налога, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого Кузьменко Е.Ю. за вышеуказанный земельный участок, исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении указанного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной, влияет на налоговую обязанность административного истца и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет № 28/12/2021-ЗУ от 28 декабря 2021 года, составленный оценщиком ООО Аналитический Центр «****» Щ., согласно которому стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 6 марта 2019 года составляет 6 871 000, 00 рублей.

К отчету приложены документы, подтверждающие, что оценщик Щ. отвечает требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности, установленным статьей 4 Федерального закона об оценочной деятельности.

Названый оценщик имеет дипломы специалиста, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности:

- диплом № ВСГ 1078718, выданный Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» 01 июня 2007 года по специальности «экспертиза и управление недвижимостью;

- диплом о профессиональной переподготовке ПП № 984665, выданный Московской финансово-промышленной академией по программе «оценка стоимости предприятий (бизнеса) в период с 28 сентября 2007 года по 7 июня 2008.

Кроме того оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» и включен в реестр членов общества 25 января 2011 года рег. № 794; имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № 025622-1 от 22 июля 2021 года № 209; гражданская ответственность оценщика застрахована в Страховой Акционерной Компании «ЭНЕРГОГАРАНТ», страховой полис № 200310-035-000024 от 24 декабря 2020 года, сроком действия по 31декабря 2021 года.

Оценивая представленный отчет, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в полноте и достоверности представленного отчета об оценке не имеется. Напротив, составленный отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Сам отчет соответствует требованиям ст.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, составлен на бумажном носителе и в форме электронного документа, содержит предусмотренные указанной статьей сведения, соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и другим нормативным актам, регулирующим оценочную деятельность, и, по мнению суда, не допускает неоднозначное толкование и не вводит в заблуждение.

При проведении оценки оценщик руководствовался названным Федеральным законом, федеральными стандартами оценки ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» и ФСО№7 «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, в которой он состоит.

В частности, отчет содержит задание на оценку, сведения о применяемых стандартах оценки, принятых при проведении оценки объекта, в необходимом объеме сведения о заказчике, об оценщике и объекте оценки.

В соответствии с требованиями ФСО №7 оценщиком проведен анализ рынка, определен сегмент рынка, к которому относится оцениваемый объект. Для более точной и объективной оценки по представленным данным была произведена группировка оцениваемых объектов и их разделение на функциональные группы и подгруппы, выбраны объекты-аналоги, исследованные в рамках сравнительного подхода.

При исследовании объектов-аналогов оценщиком сделаны корректировки, учитывающие факторы, влияющие на оценку, по которым объекты-аналоги отличаются от объекта оценки.

Произведен расчет рыночной стоимости объекта оценки с применением сравнительного подхода (метод сравнения продаж), с обоснованием полученных результатов.

Отчет содержит ссылки на источники информации и копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.

В силу ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности или неполноте представленного отчета.

Судом при проведении подготовки к делу разъяснялись участникам процесса предмет доказывания по данной категории дел, а также положения статьи 77 КАС РФ. Каких-либо доказательств недостоверности информации, использованной оценщиком, иного размера рыночных цен на данном сегменте рынка, существенно отличающегося от цен, указанных в отчете № 28/12/2021-ЗУ от 28 декабря 2021 года, составленного оценщиком «ООО Аналитический центр «****», суду представлено не было, ходатайства о назначении экспертизы по делу не заявлено.

Разница между установленной кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером **** (в 1,6 раза) сама по себе не может свидетельствовать о недостоверности отчета, поскольку при кадастровой оценке используется метод массовой оценки, не учитывающий индивидуальные особенности конкретного объекта оценки. Определенная оценщиком рыночная стоимость 1 кв.м. спорного земельного участка в размере 499, 92 руб./кв.м. находится в интервале оцениваемого сегмента на дату оценки от 461, 25 до 572, 94 рублей/кв.м..

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным положить отчет ООО Аналитический центр «****» № 28/12/2021-ЗУ от 28 декабря 2021 года в основу выводов суда.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления гражданином считается дата обращения в суд или в Комиссию (статья 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления Кузьменко Е.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере рыночной стоимости следует считать 29 декабря 2021 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 6 871 000, 00 рубля по состоянию на 6 марта 2019 года.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Однако, постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 17 ноября 2021 года № 38 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель «земли населенных пунктов»» были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2021 года, в том числе спорного земельного участка, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****.

Таким образом, поскольку в настоящее время утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является «архивной».

В связи с чем суд полагает необходимым определить период действия оспоренной административным истцом кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Определяя данный период действия оспариваемой административным истцом архивной кадастровой стоимости, суд исходит из следующего.

С принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок определения налоговой базы по земельному налогу, подпунктом «б» пункта 4 статьи 2 данного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 1.1).

Согласно абз.4 статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующей на момент обращения административного истца в суд, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Согласно абз.5 статьи 24.20 названного Федерального закона кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административное дело по заявлению Кузьменко Е.Ю. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости было возбуждено судом 29 декабря 2021 года.

В силу пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона № 334-ФЗ измененная комиссией или судом кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с даты начала применения кадастровой стоимости для целей налогообложения. При этом сведения об измененной стоимости должны быть внесены в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 года.

Поскольку таким основанием является решение суда, в соответствии с которым изменения в отношении кадастровой стоимости будут внесены в ЕГРН после 1 января 2019 года, основание для внесения изменений возникло после этой даты.

В силу пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, период действия архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, установленном судом в размере рыночной стоимости, оканчивается 31 декабря 2021 года, - датой, предшествующей дате внесения в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости, подлежащей применению в силу Закона с 1 января 2022 года.

На основании вышеизложенного, поскольку в настоящее время утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов во Владимирской области, то кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, установленная судом в размере 6 871 000, 00 рублей подлежит применению с 6 марта 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск Кузьменко Евгения Юрьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить по состоянию на 6 марта 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 6 871 000 (шесть миллионов восемьсот семьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек;

Установленная настоящим решением кадастровая стоимость подлежит применению с 6 марта 2019 года по 31 декабря 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                     О.А. Кирюшина

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2022 года

3а-46/2022 (3а-224/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьменко Евгений Юрьевич
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Администрация Киржачского района Владимирской области
Другие
Администрация г.Киржача Владимирской области
Управление Росреестра по Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Кирюшина Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
29.12.2021Регистрация административного искового заявления
29.12.2021Передача материалов судье
30.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее