Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Фиминой Т.А.
при секретаре Кукушкиной Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1по Нижегородской области к Федотову А.В. о взыскании задолженности
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №1по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федотову А.В.о взыскании задолженности,указывая,что Федотов А.В.состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1по Нижегородской области,и в соответствии со ст.23Налогового кодекса РФ обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно выписке из ЕГРИП (дата) .Федотов А.В.был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства,<дата>. - крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность по решению членов хозяйства.
Отношения,связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов,а также отношения,возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах,до01.01.2017регулировались Федеральным законом от24.07.2009N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,Фонд социального страхования Российской Федерации,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Названный закон с01.01.2017утратил силу в связи с принятием Федерального закона от03.07.2016N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодексаРоссийской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное,социальное и медицинское страхование".
С01.01.2017вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой34Налогового кодекса Российской Федерации,а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба.Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от03.07.2016N243-ФЗ.
В соответствии с частью1статьи5Федерального закона от24.07.2009года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фондыобязательного медицинского страхования» (далее по тексту-Федеральный закон от24.07.2009г. № 212-ФЗ) страхователи,в том числе индивидуальные предприниматели,являются плательщиками страховых взносов,в соответствии с частью2статьи28указанного Федерального закона,обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Статьей28Федерального закона от15.12.2001г. №167-ФЗ предусмотрено,что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере,определяемом исходя из стоимости страхового года,в порядке,установленном Федеральным законом от24.07.2009г. № 212-ФЗ.
Согласно п.2ч.1ст.6Федерального закона от15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В связи с передачей в налоговый орган функций по администрированию страховых взносов,в инспекцию была передана,задолженность по взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие <дата> сумме16197,68руб.и пени в сумме1014,31руб.в т.ч.
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхованиеработающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федеральногофонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие <дата> в размере1014,31руб.
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие <дата> в размере16197,48руб.
В целях соблюдения порядка досудебного урегулирования спора,должнику заказным почтовым отправлением были направлены Требования об уплате налога,сбора,пени,штрафа:
-№<дата> (срок исполнения (дата) .),неисполненный остаток по требованию-2078.40руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата>).
-№<дата> (срок исполнения (дата) .),неисполненный остаток по требованию-2821.93руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата>).
Налоговый орган срок на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере,зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в отношении Федотова А.В.пропустил ввиду большой загруженности.Налоговый орган с заявлением о выдаче судебного приказа не обращался.Считает,что причина пропуска срока налоговым органом на предъявление искового заявления является уважительной.
Налоги являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства,условием реализации им публичных функций,а обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяются на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции РФ.Согласно ст.57Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Просит суд признать причину пропуска срока уважительной.
Восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности с Федотова А.В.в размере4900руб.33коп.
Взыскать с Федотова А.В.
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата> в размере4900.33руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1по Нижегородской области в судебное заседание не явился,о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Федотов А.В.в судебное заседание не явился,о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лицаГУ-Управление Пенсионного фондаРоссийской Федерации в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) в судебное заседание не явился,о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела,суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46Конституции РФ,каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Отношения,связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов,а также отношения,возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах,до01.01.2017регулировались Федеральным законом от24.07.2009N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,Фонд социального страхования Российской Федерации,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Названный закон с01.01.2017утратил силу в связи с принятием Федерального закона от03.07.2016N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодексаРоссийской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное,социальное и медицинское страхование".
В связи с принятием Федеральногозакона от03.07.2016года N250-ФЗ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с01.01.2017регулируютсяглавой34Налогового кодекса РФ.
Согласно положениямчасти1статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,органы государственной власти,иные государственные органы,органы местного самоуправления,другие органы,наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее-контрольные органы),вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм,в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам,требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п.2ч.1ст.5ФЗ от24.07.2009года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации,фонд социального страхования Российской Федерации,федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ( Пунктом5ст.18Федерального закона N250-ФЗ признан утратившим силу Федеральныйзакон N212-ФЗ от24июля2009г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,Фонд социального страхования Российской Федерации,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"),плательщиками страховых взносов являются страхователи,определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласноч.2ст.14Федерального закона от24.07.2009года N212-ФЗ,главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда,установленного федеральным законом на начало финансового года,за который уплачиваются страховые взносы,тарифа страховых взносов в соответствующий фонд,установленногочастью2статьи12настоящего Федерального закона,увеличенное в12раз,и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства,включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании ч.5и ч.6ст.16Федерального закона от24.07.2009года N212-ФЗ,главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до1марта календарного года,следующего за истекшим расчетным периодом.Форма расчета ипорядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Физические лица,прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до концарасчетного периода,обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно.Сумма страховых взносов,подлежащих уплате в соответствии с указанным расчетом,подлежит уплате в течение15календарных дней со дня подачи такого расчета.
В судебном заседании установлено,что согласно выписке из ЕГРИП,административный ответчик Федотов А.В.<дата>.был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Как указано административным истцом в административном иске Федотов А.В.<дата>.был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства,<дата>. - крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность по решению членов хозяйства,в связи с чем должен был уплачивать в установленный законом срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
По сведениям административного истца,Федотов А.В.имеет задолженность по:
-страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата> в размере4900.33руб.
В соответствии сост.ст.69,70НК РФ ответчику были выставлены требования:
-№<дата>об уплате в срок <дата>.страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата> в размере2821руб.93коп.и пени361руб.01коп.,страховых взносов на обязательное пенсионное страхование14386руб.32коп и пени2292руб.79коп.,
-№<дата>об уплате в срок (дата) .страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата> в размере2078руб.и пени189руб.26коп.,а также страховых взносов на пенсионное страхование13509руб.60коп.и пени1223руб.24коп..
Сведения о направлении требований ответчику истцом не представлены.
Сведений о том,что указанная задолженность ответчиком уплачена,суду не представлено.
В соответствии с ч.2ст.48НК РФ,заявление о взыскании подается всуд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечениясрока исполнения требования об уплате налога,сбора,страховых взносов,пеней,штрафов,если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога,сбора,страховых взносов,пеней,штрафов,учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога,сбора,страховых взносов,пеней,штрафов,подлежащей взысканию с физического лица,такая сумма налогов,сборов,страховых взносов,пеней,штрафов превысила3000рублей,налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня,когда указанная сумма превысила3000рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога,сбора,страховых взносов,пеней,штрафов,учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога,сбора,страховых взносов,пеней,штрафов,подлежащей взысканию с физического лица,такая сумма налогов,сборов,страховых взносов,пеней,штрафов не превысила3000рублей,налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из административного иска по требованию №<дата>неисполненный остаток-2078.40руб.страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата>,по требованию №<дата>неисполненный остаток-2821.93руб.страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата>.
Срок исполнения требования №<дата>.до (дата) .,следовательно,налоговый орган вправе обратиться в суд <дата>
В соответствии сч.2ст.286КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствие с ч.3ст.48НК РФ,рассмотрение дел о взыскании налога,сбора,страховых взносов,пеней,штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога,сбора,страховых взносов,пеней,штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С заявлением о выдаче судебного приказа административный истец не обращался.
В Арзамасский городской суд административный иск направлен по почте (дата) .,с пропуском срока подачи административного иска.
В качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд административный истец ссылался на большую загруженность.
Конституционный Суд Российской Федерации вОпределении от22марта2012г. №479-О-О указал,что принудительное взыскание налога за пределами сроков,установленных Налоговымкодексом Российской Федерации,не может осуществляться.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица,начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Согласноч.5ст.180КАС Российской Федерации,в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом,установив,что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными,суд вправе принять решение,не исследуя фактические обстоятельства административного дела,и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Указанные административным истцом причины пропуска срока в суд не являются уважительными причинами пропуска срока принудительного взыскания,в связи с чем требования о восстановлении срока для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности с Федотова А.В.в размере4900руб.33коп.не подлежат удовлетворению,поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств,препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском,налоговым органом представлено не было,и как следствие,срок подачи административного искового заявления,предусмотренныйч.1ст.286КАС РФ,пропущен налоговым органом и основания для его восстановления отсутствуют.
В соответствии счастью8статьи219Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины,а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России №1по Нижегородской области в удовлетворении административного иска к Федотову А.В.о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата> в размере4900.33руб.,в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст.175,178-180КАС РФ,суд
р е ш и л:
Межрайонной ИФНС России №1по Нижегородской области в удовлетворении административного иска к Федотову А.В. о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности в размере4900руб.33коп.,о взыскании
-страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере,зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды,истекшие до<дата> в размере4900.33руб.,отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Т.А.Фимина