Решение по делу № 2а-3584/2017 от 21.06.2017

Дело №2а-3584/2017 г. Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2017 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Габидулиной Э.И.,

при секретаре Беляевой Н.А.,

с участием представителя административного истца Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области Давыденко Н.Н., представителя административного ответчика помощника прокурора Булатова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области об оспаривании представления Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры, суд

             у с т а н о в и л:

Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области (далее - Департамент) обратился в суд с административным иском к Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуре об оспаривании представления межрайонной природоохранной прокуратуры Новгородской области указав в обоснование, что 16 мая 2017 года в Департамент поступило представление об устранении нарушений требований законодательства об охране и использовании объектов животного мира, в представлении было указано, что Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов при исполнении должностными лицами Департамента своих должностных обязанностей, а именно в общедоступных охотничьих угодьях Новгородской области учетные работы в объемах, установленных п. 15 Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, не проведены (ни в одном из 48 имеющихся общедоступных охотничьих угодий на территории Новгородской области работниками Департамента 35 учетных маршрутов общей протяженностью не менее 350 километров, не пройдены). Прокурор потребовал принять конкретные меры к устранению нарушений исполнения требований действующего законодательства путем организации надлежащего проведения сотрудниками Департамента государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Департамент не согласен с указанным представлением, считает, что мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета был проведен в полном соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденных Приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 (далее Методические указания).

Представитель административного истца Давыденко Н.Н. иск поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика помощник прокурора Булатов И.А. иск не признал, суду пояснил, что при осуществлении мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета Департаментом при формировании исследуемых территорий принимались за таковые отдельные муниципальные районы, в связи с чем объемы пройденных маршрутов исчислялись совокупно по муниципальным районам, но Методические указания не содержат алгоритма расчета численности охотничьих ресурсов в отдельных охотничьих угодьях при их объединении в одну исследуемую территорию. Данные, полученные с объединенных в одну исследуемую территорию охотничьих угодий, могут быть использованы только для целей мониторинга динамики численности охотничьих ресурсов, но не для целей квотирования добычи охотничьих ресурсов в отдельных охотничьих угодьях. Определение численности охотничьих ресурсов может быть осуществлено в отдельном охотничьем угодье только при проведении всего объема учетных работ, предусмотренных п.п. 10- 18 Методических указаний, для данного охотничьего угодья (не менее 35 учетных маршрутов общей протяженностью не менее 350 км.).

Таким образом, материалы зимнего маршрутного учета, проведенного Департаментом в общедоступных охотничьих угодьях области, не могут использоваться для распределения квот добычи охотничьих ресурсов, поскольку учетные работы в объемах, установленных п. 15 Методических указаний, административным истцом не проведены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Гарантией защиты гражданских и иных прав граждан является предусмотренное ст. 4 КАС РФ право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

    В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре РФ») в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 ФЗ).

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в результате проведенной Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения законодательства об охране и сохранении охотничьих ресурсов. С целью устранения выявленных нарушений в адрес руководителя Департамента внесено представление от 10.05.2017г. №7-2-2017. Прокурор потребовал принять конкретные меры к устранению нарушений исполнения требований действующего законодательства путем организации надлежащего проведения сотрудниками Департамента государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 3.07.2016) «О животном мире» (далее - Федеральный закон «О животном мире») Российская Федерация передает органам государственной власти, субъекта Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области охраны и использования бъектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе ведение осударственного учета численности объектов животного мира, государственного ониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах убъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, аходящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с оследующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной пасти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, спользования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии со ст. 14 ФЗ Федерального закона «О животном мире», в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, а ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 22.12.2011 № 963 (далее - Порядок), государственный учет объектов животного мира представляет собой комплекс регулярно проводимых мероприятий, необходимых для получения информации о видовом разнообразии объектов животного мира, численности и распространении объектов животного мира с целью наблюдения за изменениями состояния объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с п. 8 Порядка ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, не указанных в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляется путем составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в области охраны и использования животного мира (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации) перечня видов объектов животного мира, обитающих в субъекте Российской Федерации, включающего сведения о состоянии данных видов и среде их обитания.

В силу п. 11 Порядка мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №209- ФЗ), при исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно ст. 36 Закона №209-ФЗ государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за:

1) численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам;

2) состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих

ресурсов и среды их обитания и применения его данных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 Методических указаний данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.

В соответствии с п. 3.4.5 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Новгородской области, утвержденных Постановлением Правительства Новгородской области от 15.05.2014 года № 274 (далее - Положение о Департаменте), департамент в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение следующих установленных федеральным и областным законодательством полномочий: осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Новгородской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения.

В соответствии с п. 3.5.6 Положения о Департаменте, департамент обеспечивает ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах области за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения.

24.11.2016 года Департаментом издан приказ «О проведении учетных работ» (далее - Приказ ), в котором были определены сроки проведения учета (с 01 января по 28 февраля 2017 года), должностные лица, ответственные за его проведение. За исследуемую территорию, в соответствии с п. 15 Методических указаний, а также разъяснений, направленных Минприроды России от 14.12.2012 года, принят отдельный муниципальный район Новгородской области. В приложении к приказу , были определены объемы учетных работ в каждом муниципальном районе Новгородской области.

Исходя из требований Методических указаний на территориях муниципальных районов в соответствии с приказом было запланировано к прохождению 8723 километра, в том числе на территориях общедоступных охотничьих угодий Новгородской области - 2014 километров.

В результате проведенных учётных мероприятий всего на территории муниципальных районов Новгородской области был осуществлен зимний учет на маршрутах общей длиной 10535,5 километров, в том числе на территориях общедоступных охотничьих угодий - 2017,1 километров.

В представлении Новгородского межрайонного природоохранного прокурора указано, что на 48 имеющихся общедоступных угодий в Новгородской области сотрудниками департамента зимний маршрутный учет в полном объеме не проведен (ни в одном из 48 угодий не пройдено 35 учетных маршрутов общей протяженностью 350 километров). Тем самым, в представлении прокуратуры за исследуемую территорию, определенную Методическими указаниями, принимается только каждое охотничье угодье в отдельности (в данном случае - каждое общедоступное охотничье угодье).

Между тем, в Методических указаниях понятие «исследуемой территории» не конкретизируется, п. 15-16 Методических указаний определяет объем учетных работ в зависимости от площади исследуемой территории. Так, п. 15 Указаний гласит, что на исследуемой территории площадью до 200 тыс. га определяется не менее 35 учетных маршрутов, общей протяженностью не менее 350 км, в соответствии с п. 16 на исследуемой территории площадью свыше 200 тыс. га определяется не менее 35 учетных маршрутов, общая протяженность которых определяется по соответствующей формуле).

При подготовке к осуществлению зимнего маршрутного учета сотрудниками Департамента были определены площади исследуемых территорий (площади муниципальных районов Новгородской области).

При площади муниципального района более 200 га расчет объема работ по зимнему маршрутному учету в указанном муниципальном районе осуществлялся, в соответствии с п. 16 Методических указаний, по формуле 0=350+(8-200)ХК1, в которой

Б - протяженность учетных маршрутов;

8 - общая площадь исследуемой территории;

К1 - региональный коэффициент.

Таким образом, сотрудниками Департамента был рассчитан и проведен зимний маршрутный учет на территории каждого муниципального района Новгородской области, исходя из его площади.

Материалы по лимитам и квотам добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2017 года по 01 августа 2018 года (за исключением особо охраняемых территорий федерального значения), разработанные на основе результатов проведения зимнего маршрутного учета, были направлены на государственную экологическую экспертизу и получили положительное заключение.

11 мая 2017 года материалы зимнего учета 2017 года направлены в <данные изъяты> для проверки правильности проведения учета, оценки качества гредоставленных материалов и утверждения квот добычи охотничьих ресурсов.

Работы по зимнему маршрутному учету были выполнены Департаментом в полном объеме, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Довод административного ответчика в представлении о том, что исследуемой территорией не может являться муниципальный район, противоречит п.8.1 Методических указаний, которым установлено, что исследуемой территорией является территория, пригодная для обитания зверей и птиц, на которую необходимо получить сведения о численности и (или) плотности населения зверей и птиц. Это может быть отдельное охотничье угодье, группа охотничьих угодий, муниципальный район (иное муниципальное образование) или любая иная территория, на которой проводятся учетные работы с целью установления численности животных.

Указанное обстоятельство подтверждается сообщением Министерства природных ресурсов и экологии РФ о понятии «исследуемая территория» от 21.06.2007г. , и сообщением <данные изъяты>.

Ссылку в оспариваемом представлении, а также в отзыве на административный иск прокурора на письмо Минприроды России от 08.01.2015 , суд считает несостоятельной.

04 декабря 2014, году за номером Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разослало в органы исполнительной власти Российской Федерацг письмо «О проведении учетов численности охотничьих ресурсов», которое содержало нормативные предписания.

31 декабря 2014 года в департамент государственной политики регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России поступило обращение гражданина <данные изъяты> В своем ответе от 28.01.2015 Минприроды России во многом копирует текст письма от 04.12.2014 , в том числе о том, что приказ Минприроды России от 11 января 2012 года № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» не содержит алгоритма расчета численности охотничьих ресурсов в отдельных охотничьих угодьях при их объединении в одну исследуемую территории. Также в ответе указано, как и в письме Минприроды России от 04.12.2014    , что данные, полученные с объединенных в одну исследуемую территорию охотничьих угодий, могут быть использованы только для целей мониторинга динамики численности охотничьих ресурсов, но не для целей квотирования добычи охотничьих ресурсов в отдельных охотничьих угодьях.

Министерство юстиции Российской Федерации в своем письме от 18.06.2015 предлагает отозвать с исполнения письмо Минприроды России от 04.12.2014 в связи содержащими в нем нормативными предписаниями, противоречащими Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. И в соответствии с письмом Минюста России Минприроды России своим письмом от 06.07.2015 отзывает письмо от 04.12.2014 .

Таким образом, ссылки Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры на письмо Минприроды России от 08.01.2015 несостоятельными, т.к. данное письмо является аналогичным с письмом Минприроды России от 04.12.2014 и содержит предписания, противоречащие законодательству Российской Федерации.

В связи с изложенным, иск, о признании незаконным представления об устранении нарушений требований законодательства об охране и использовании обьектов животного мира, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области об оспаривании представления Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры, удовлетворить.

Признать незаконным представление Новгородского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений требований законодательства об охране и использовании объектов животного мира.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме-17 августа 2017г.

Председательствующий: Габидулина Э.И.

2а-3584/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области
Ответчики
Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура
Новгородчская межрайонная природоохранная прокуратура
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
21.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2017[Адм.] Судебное заседание
18.07.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее