Решение по делу № 2-6200/2020 от 12.08.2020

    50RS0021-01-2020-005931-86    Дело № 2-6200/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        22.10.2020г.         г. Красногорск, Московская область

    Красногорский городской суд Московской области в составе:

    председательствующего судьи Шемелиной А.А.,

    при секретаре Михеевой А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Л.В. к Управлению образования Администрации городского округа Красногорск Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

    УСТАНОВИЛ:

    Истец С.Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению образования Администрации городского округа Красногорск Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.

    В обоснование заявленных требований истец ссылалась на те обстоятельства, что её ребенок М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 20 ноября 2018 года был поставлен в очередь на зачисление в дошкольное образовательное учреждение в Управлении образования администрации городского округа Красногорск для предоставления путевки. Имеется льготный статус - ребенок военнослужащего, семья многодетная. До настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Второй ребенок посещает детский сад в Нахабино, в связи с чем, М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявлен в этот же детский сад. Неоднократные заявления истца в Управление образования о предоставлении места ребенку не были удовлетворены, что, по мнению истца, является дискриминационным по отношению к её ребенку, рожденному в октябре, так как дети, рожденные до 01.09.2018 года обеспечиваются местом в ДОУ, а ребенка истца учитывают только на следующий 2021/2022 год и в самую младшую группу - ясли.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства и на нарушение своих прав, истец обратилась в суд и просила обязать Управление образования Администрации городского округа Красногорск Московской области, Администрацию городского округа Красногорск Московской области предоставить её ребенку М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня в Дошкольном образовательном учреждении Детском саду (Нахабино, <адрес>) с 01.09.2020 года.

    Истец С.Л.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, в поступившем в суд заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее при проведении досудебной подготовки исковые требования поддержала, пояснила, что она является материю троих детей, первый ребенок ходит в школу, второй ребенок посещает детский сад , а третьему ребенку - 1,11 мес. Просила предоставить для своего ребенка М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в детском саду , который посещает второй её ребенок. В настоящее время в очереди в детский сад по счету четвертые.

Представитель ответчика Управления образования Администрации городского округа Красногорск по доверенности - Б.М.Н. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что по состоянию на 15.10.2020 года позиция истца в очереди в детский сад четвертая, льготный статус истца учтен, на 01.09.2020 года ребенку истца еще не исполнилось 2-х лет, в ответах разъяснили истцу, что готовы предоставить место для ребенка в дошкольном учреждении со следующего года.

Представитель ответчика Администрации городского округа Красногорск Московской области по доверенности - Я.Н.Г. в судебное заседание явилась, поддержала позицию, изложенную представителем Управления образования Администрации городского округа Красногорск, также пояснила, что до конца 2020 года на территории Красногорского городского района планируется открытие нескольких детских садов, в том числе и детский сад в Опалихе .

    Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в виду следующего.

    В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

    Постановлением Администрации городского округа Красногорск от 20.06.2019 № 1307/6 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа Красногорск Московской области» (далее – Административный регламент), который разработан на основании Типового административного регламента Министерства образования Московской области.

    Постановка детей на учет для зачисления в ДОО, а также распределение детей для получения направления (путевки) в ДОО осуществляется с помощью Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (т.е. электронной очереди) (далее – ЕИС «Зачисление в ДОУ») согласно очередности с учетом возраста ребенка, даты постановки на учет для зачисления в ДОО и льготного статуса семьи.

    Как указано в Письме Минобрнауки России от 08.08.2013 N 08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений" (вместе с "Рекомендациями по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования") под очередностью в ДОУ понимается список детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольном учреждении в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года). Показатели очередности - это численность детей, входящих в указанный список.

    Отсюда следует, что группы ДОО формируются на дату начала учебного года.

    В соответствии с подпунктами 8.2.1, 8.2.2, 8.2.4 Административного регламента прием в ДОО осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Направление в ДОО на новый учебный год (для предоставления ребенку места с 1 сентября календарного года) осуществляется Управлением образования ежегодно на дату, установленную учредителем с 01 апреля по 30 июня текущего года. Список детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОО с 1 сентября текущего календарного года, формируется на дату начала комплектования. Если в процессе комплектования места в ДОО предоставлены не всем детям, состоящим на учете для предоставления места в ДОО с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус «очередников» и обеспечиваются местами в ДОО на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОО с 1 сентября следующего учебного года.

В соответствии с подпунктами 16.12 – 16.15 Административного регламента при ежегодном основном направлении детей в ДОО возраст ребенка определяется на 1 сентября нового учебного года. Возрастные категории рассчитываются автоматически. Все дети внутри своей возрастной категории упорядочиваются по дате постановке на учет с учетом критериев, указанных в пункте 16.10.1 настоящего Административного регламента. Изменение расчета возраста с 1 сентября текущего года на 1 сентября следующего учебного года осуществляется автоматически на начало нового календарного года. При изменении расчета возраста на 1 сентября текущего года дети, находящиеся в очереди, переводятся в следующую возрастную категорию. Изменение возрастной категории может приводить к уменьшению или увеличению номера очереди, при этом дата постановки на учет остается неизменной.

Судом установлено, что истец С.Л.В. является матерью М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14-15), зарегистрированного по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о регистрации по месту жительства, выданным органом ЗАГС Москвы МФЦ предоставления государственных услуг района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12).

Семья, в которой проживает ребенок, является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи , дата выдачи 23.11.2018г. (л.д.14-16). Отец ребенка М.М.А. является военнослужащим, что подтверждается удостоверением АА , дата выдачи 21.01.2018г. (л.д.17).

Как следует из представленных суду документов, а также ответов Управления образования Администрации городского округа Красногорск Московской области, ребенок М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете (очереди) в ЕИС «Зачисление в ДОУ» для получения направления (путевки) в ДОО. Дата постановки на учет – 20.11.2018 года. Льготный статус семьи учтен (л.д.20-26).

Согласно сведениям, отображаемым в ЕИС «Зачисление в ДОУ», в заявке М.М.М. в качестве приоритетного ДОО указано МБДОУ д/с (л.д. 43).

По состоянию на 15.10.2020 года позиция в очереди М.М.М. в МБДОУ д/с – 4 (л.д. 44). В настоящее время в данном дошкольном учреждении отсутствуют свободные места.

Как указал в своих возражениях на исковое заявление представитель Управления образования Администрации городского округа Красногорск Московской области, набор детей в ДОО на новый 2020-2021 учебный год проводился в мае-июле 2020 года. В августе-сентябре 2020 года, а также в течение учебного года набираются дети на освободившиеся, невостребованные места, и в детские сады-новостройки.

При комплектовании ДОО на 2020-2021 учебный год набор детей осуществлялся в следующем порядке:

дети от 2 до 3 лет – в первую младшую группу;

дети от 3 до 4 лет – в младшую группу;

дети от 4 до 5 лет – в среднюю группу;

дети от 5 до 6 лет – в старшую группу;

дети от 6 до 7 лет – в подготовительную к школе группу.

Дети от 0 до 1 года и от 1 до 2 лет на 2020-2021 учебный год не набирались.

Гарантия прав граждан на дошкольное образование осуществляется путем создания не только системы образовательных учреждений, но и порядка приема в данные учреждения, учета лиц, претендующих на получение мест в конкретных образовательных учреждениях, регламентирующего правила приема в учреждения, существование данного механизма необходимо в первую очередь для обеспечения равного доступа к системе образования для всех категорий граждан, что нашло свое закрепление в части 1 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Принцип очередности в комплектовании ДОО не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования ДОО, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной или первоочередной прием в ДОО, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми ДОО.

Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования должно осуществляться с соблюдением указанного выше принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОО.

Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как следует из материалов дела, в настоящее время перед М.М.М. стоят на учете (очереди) в ЕИС «Зачисление в ДОУ» для получения направления (путевки) в МБДОУ д/с № 23 три человека, имеющих право на внеочередное и (или) первоочередное предоставление места.

Между тем, предоставление М.М.М. места в ДОО ранее лиц, стоящих в очереди перед ним, нарушит право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования иных детей, вставших на учет ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в ДОО.

Таким образом, предоставление М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в ДОО должно осуществляться в порядке, установленном Административным регламентом, с учетом даты постановки на учет для зачисления в ДОО (в порядке очередности), возраста ребенка, наличия льготного статуса семьи, наличия свободных мест в ДОО, указанных заявителем.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 № 236, в приеме в муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 № 1141-О указал, что часть 4 статьи 67 от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает объективное основание для отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию – отсутствие в ней свободных мест и не может рассматриваться как нарушающая конституционное право ребенка на образование.

Управление образования Администрации городского округа Красногорск Московской области письмами исх. № 48 от 17.02.2018 года, № 1814 от 26.11.2019 года, № 146-01ТГ-8966 от 08.09.2020 года неоднократно давало истцу разъяснения о порядке комплектования и предоставления мест в ДОО. Кроме того, истцу было разъяснено, что набор детей на 2020-2021 учебный год, не достигших на 01 сентября 2020 года возраста 2 лет, не производился, в связи с этим вопрос предоставления места для М.М.М. в МБДОУ д/с будет рассматриваться согласно очередности и с учетом льготного статуса семьи при комплектовании ДОО на 2021-2022 учебный год (л.д. 45-48).

    В соответствии с требованиями ч.1 ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

    Разрешая настоящий спор, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь указанными выше нормами, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку предоставление ребенку истца места в детском дошкольном учреждении осуществляется в установленном законом порядке, с учетом даты постановки на учет, в порядке очередности, с учетом возраста ребенка, наличия льготного статуса семьи, с учетом наличия свободных мест в заявленном истцом детском саду.

    Кроме того, на дату начала комплектования ДОО, на дату начала учебного года 01.09.2020 года, а также на дату рассмотрения настоящего искового заявления, ребенок истца М.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достиг возраста двух лет, а при комплектовании ДОО на 2020-2021 учебный год набор детей в первую младшую группу осуществлялся в возрасте от 2 до 3 лет.

    При этом, как усматривается из ответов Управления образования Администрации городского округа Красногорск Московской области, предоставление места в детском саду ребенку истца будет осуществляться в порядке, установленном Административным регламентом, с учетом даты постановки на учет для направления в ДОО (в порядке очередности), возраста ребенка, наличия льготного статуса семьи, свободных мест в ДОО при комплектовании на 2021-2022 учебный год.

На основании изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления С.Л.В. к Управлению образования Администрации городского округа Красногорск Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья    Шемелина А.А.

2-6200/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соломина Людмила Викторовна
Ответчики
Администрация городского округа Красногорск
Управление Образования Администрации городского округа Красногорск
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Шемелина А.А.
Дело на сайте суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2020Подготовка дела (собеседование)
15.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее