УИД: 91RS0009-01-2019-002706-44
Дело № 2а-1874/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2019 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лантратовой А.И.,
при секретаре судебного заседания Кувшиновой А.В.
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора г. Евпатории Глухих В.М.
представителя административного ответчика – Шейхислямовой С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Евпатория административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора г. Евпатории в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица депутат Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанов Вячеслав Павлович, Комитет по противодействию коррупции Республики Крым о признании бездействия незаконным, решения Евпаторийского городского совета Республики Крым № 1-91/5 от 18.06.2019г. незаконным, прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Степанова В.П.,
УСТАНОВИЛ
И.о. прокурора г. Евпатории в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования обратился в суд с административным исковым заявлением к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица депутат Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанов Вячеслав Павлович, Комитет по противодействию коррупции Республики Крым о признании бездействия незаконным, решения Евпаторийского городского совета Республики Крым № 1-91/5 от 18.06.2019г. незаконным, прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Степанова В.П.
Свои требования мотивирует тем, что проведенной проверкой исполнения требований антикоррупционного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Евпаторийском городском совете Республики Крым в 2018 году установлено, что депутат Евпаторийского городского совета Степанов В.П. являющийся депутатом представительного органа муниципального образования, лицом, замещающим муниципальную должность, предоставил недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в отношении себя и супруги. По факту выявленных нарушений прокуратурой города 29.10.2018 г. в адрес Главы Республики Крым направлено представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения вышеуказанного акта прокурорского реагирования Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношение депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова В.П. за 2015- 2017 г.г. Выводами проверки установлены факты предоставления депутатом Степановым В.П. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 г.г. А именно:
- в разделе 5 справок о доходах за 2015-2016 г.г. Степанов В.П. не указал сведения об участии в деятельности ООО «Евпаторийский многопрофильный центр» в качестве учредителя, размере доли – 50 % и ее стоимости <данные изъяты> руб.;
- в справке о доходах за 2016 год в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» указан доход в сумме 64 884,60 руб., полученный от сдачи в аренду недвижимого имущества (нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, - 15 кв.м.). Согласно информации, представленной Управлением ФНС по Республике Крым от 26.12.2018 г. исх. №15-25/04990дсп, сумма дохода составила <данные изъяты> руб.;
- в справке о доходах за 2016 год в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» отражен доход в сумме <данные изъяты> руб., за 2017 год в сумме 7 000,0 руб., полученный от сдачи в аренду недвижимого имущества (квартира, расположенная по адресу: <адрес> - 90,5 кв.м.). Согласно информации, представленной Управлением ФНС по Республике Крым от 26.12.2018 г. исх. № 15-25/04990дсп, сведения о доходах не подтверждаются;
- в справке о доходах за 2017 год в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» отражен доход в сумме <данные изъяты> руб., полученный от сдачи в аренду недвижимого имущества (нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, цокольный этаж 612,2 кв.м.). Согласно информации, представленной Управлением ФНС по Республике Крым от 26.12.2018 г. исх. № 15-25/04990дсп, сумма дохода составила <данные изъяты> руб.;
- в справках о доходах супруги Степановой Е.А., несовершеннолетних детей Степанова Г.В., Степанова Е.В. за 2017 год в подразделе 6.1 «Объект недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» раздела 6 «Сведений» об обязательствах имущественного характера» не отражен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (пригород тер. СНТ), стр. участок 8 площадью 1 000 кв.м., находящийся в пользовании.
В связи с предоставлением депутатом Евпаторийского городского совета Республики Крым Степановым В.П. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётные 2015, 2016 и 2017 годы Главой Республики Крым 25.03.2019 г. в Евпаторийский городской совет направлено заявление о применении мер ответственности в соответствии с действующим законодательством. Решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 03.04.2019 г. № 1-88/12 заявление Главы Республики Крым принято к сведению, оснований для применения мер дисциплинарного взыскания не установлено, в связи с отсутствием правового акта.
Истец, что решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 03.04.2019 г. № 1-88/12 принято в нарушение требований федерального законодательства, поскольку полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».
Указывает, что федеральным законодательством в императивном порядке установлена мера ответственности для лиц, замещающих муниципальные должности не исполнивших обязанность, установленную антикоррупционным законодательством, в частности в виде досрочного прекращения полномочий. В силу ч. 11 ст. 40 закона № 131-ФЗ, п. 11 ч. 8 ст. 38 Устава муниципального образования городской округ Евпатория, решением о досрочном прекращении полномочий депутата органа местного самоуправления принимается этим органом местного самоуправления. Досрочное прекращение полномочий депутата Евпаторийского городского совета Степанова В.П. является безальтернативной мерой ответственности за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства. При принятии Евпаторийским городским советом решения от 03.04.2019 г. № 1-88/12 вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата не рассмотрен, соответствующее решение не принято, в чем усматривается бездействие Евпаторийского городского совета.
Также указывает, что в целях устранения нарушений требований антикоррупционного, законодательства прокуратурой города 17.05.2019 г. внесено представление председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым. Решением городского совета от 18.06.2019 г. № l-91/5 представление отклонено, вопрос досрочного прекращения полномочий депутата не рассмотрен, в связи с чем, нарушения законодательства не устранены. Принятое Евпаторийским городским советом решение об отклонении представления прокуратуры города нарушает требования ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению. Евпаторийским городским советом требования прокурора не исполнены в установленный срок. При отсутствии законных оснований городским советом принято решение об отклонении вышеуказанною представления.
Считает, что вышеизложенное свидетельствует о систематическом бездействии Евпаторийского городского совета Республики Крым по исполнению требований федерального законодательства и Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в части рассмотрения и принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата этого органа местного самоуправления. В результате этого не исполняются принципы и задачи, установленные антикоррупционным законодательством, то есть нарушаются права и законные интересы муниципального образования городской округ Евпатория РК и Российской Федерации.
Просит признать бездействие Евпаторийского городского совета Республики Крым по не рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова Вячеслава Павловича, а также по непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата Степанова Вячеслава Павловича, незаконным; признать решение Евпаторийского городского совета от 18.06.2019 №1-91/5 «О рассмотрении представления прокурора г. Евпатории» незаконным; прекратить полномочия депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова Вячеслава Павловича.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора г. Евпатории Глухих В.М. административный иск поддержал по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, просил суд административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Шейхислямова С.Р. в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований просила отказать. Из поданных возражений на административное исковое заявление следует, что согласно протокола территориальной избирательной комиссии города Евпатории от 14.09.2014 г. о результатах выборов в Евпаторийский городской совет I созыва депутатом Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от партии ЕМОП «Единая Россия» по списку был избран Степанов В.П.
В ходе проведения проверки прокуратурой города Евпатории исполнения требований антикоррупционного законодательства, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления Евпаторийским городским советом Республики Крым было установлено, что депутатом Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва Степановым В.П. были представлены недостоверные и неполные сведения о доходах расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги. По факту выявленных нарушений прокуратурой города Евпатории в адрес Главы Республики Крым было направлено представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым была проведена проверка.
25.03.2019 г. в адрес Евпаторийского городского совета Республики Крым поступило письмо Главы Республики Крым, в котором указывалось о выявленных в результате проверки фактах представления недостоверных и (или) неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва Степановым В.П. и необходимости рассмотрения вопроса о применении дисциплинарного взыскания в отношении депутата и которое было рассмотрено
01.04.2019 г. на заседании профильного ответственного комитета по вопросам нормотворческой деятельности, регламента, депутатской этики, связям с общественностью, взаимодействию с правоохранительными органами, информационной политике, межнациональным отношениям, местному самоуправлению, противодействия коррупции (протокол № 74). По результатам обсуждения был согласован проект решения Евпаторийского городского совета о рассмотрении данного вопроса на заседании очередной 88-й сессии городского совета.
03.04.2019 г. на сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым было принято решение № 1-88/8 2 «О рассмотрении заявления Главы Республики Крым» по вопросу применения дисциплинарного взыскания в отношении депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва Степанова В.П. которым заявление Главы Республики Крым было принято к сведению.
17.05.2019 г. в Евпаторийский городской совет Республики Крым поступило представление прокурора города Евпатории № 05/04-08-2019 об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в части прекращения полномочий отдельных депутатов Евпаторийского городского совета, в том числе депутата городского совета Степанова В.П. Представление было рассмотрено в установленном порядке представительным органом. 18.06.2019г. на пленарном заседании 91-й сессии Евпаторийского городского совета было принято решение за № 1-91/5 об отклонении представления прокурора города Евпатории.
Указывает, что в Российской Федерации существует закрепленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Порядок деятельности и компетенция представительного органа муниципального образования определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, и по основанию несоблюдения ограничений и запретов и не исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Понуждение депутатов к принятию конкретного решения в обход процедуры, установленной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления. Решение представительного органа мотивировано тем, что нарушения, допущенные депутатом городского совета Степановым В.П. относятся к незначительным и не являются основаниями для прекращения им своих полномочий, поскольку могут повлечь нарушения прав граждан на волеизъявление, которыми депутат был избран. Выявленные в ходе проверки несоответствия в представленных сведениях о доходах не свидетельствуют о представлении заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах либо несоблюдении ограничений, запретов или неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Считает, что оспариваемым бездействием Евпаторийского городского совета не нарушены права, свободы и законные интересы Российской Федерации в защиту, которых и.о. прокурором города Евпатории подано административное исковое заявление, в связи с чем полагает что оснований для удовлетворения требований о прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва Степанова В.Г. не имеется.
Просит в иске отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо депутат Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанов В.П. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате месте и времени судебного заседания, заявлений об отложении дела или об уважительности отсутствия не представил.
Представитель заинтересованного лица Комитета по противодействию коррупции Республики Крым Кузнецов М. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате месте и времени судебного заседания, направил в адрес суда ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, принять решение на усмотрение суда.
В соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования И.о. прокурора г. Евпатории в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1 - 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволили бы каждому реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В силу ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ рассмотрение дел о защите лиц, обращающихся за защитой прав, свобод и законных интересов, равных перед законом и судом, должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, гарантом которых должна выступать судебная власть.
В силу ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Из материалов дела судом установлено следующее.
Согласно протокола территориальной избирательной комиссии города Евпатории от 14.09.2014 г. о результатах выборов в Евпаторийский городской совет I созыва депутатом Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от партии ЕМОП «Единая Россия» по списку был избран Степанов В.П.. (л.д. 35, 36-38)
Прокуратурой города Евпатории 29.10.2018 г. Главе Республики Крым, Председателю Совета министров Республики Крым Аксенову С.В. направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий им способствовавших, из которого следует, что проведенной Прокуратурой города Евпатории проверкой исполнения требований антикоррупционного законодательства депутатами Евпаторийского городского совета Республики Крым установлено, что по данным МИФНС №6 по Республике Крым Степановым В.П. получен доход в ГУП РК «Крымтелеком» в размере <данные изъяты> руб., однако указанные сведения в справке о доходах не указаны, в разделе 4 справки о доходах не указаны сведения об открытом 28.03.2014 г. банковском счете в ПАО Банк «Первомайский». В справке о доходах супруги Степановой Е.А., не указан находящийся в пользовании земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Представлением предложено принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона причин и условий им способствующих; провести по изложенным фактам проверку достоверности и полноты сведений, представленных лицами, замещающими в республике муниципальные должности. (л.д. 4-5)
Согласно письма Председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым ФИО13 №02/1402 от 18.04.2019 года на основании представления от 29.10.2018 г. Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношение депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова В.П., по результатам которой Комитетом установлено, что депутатом Евпаторийского городского совета Республики Крым Степановым В.П. представлены недостоверные и (или) неполные сведения, а именно представлены неполные данные о полученном доходе и недостоверные данные о счете. Главой Республики Крым по результатам рассмотрения доклада Комитета принято решение: направить заявление в орган местного самоуправления о применении в отношении Степанова В.П. дисциплинарного взыскания. (л.д. 6-7)
В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 4.4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Частью 4.5 указанной статьи предусмотрено, что при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Главой Республики Крым 25.03.2019 г. в Евпаторийский городской совет Республики Крым направлено заявление о рассмотрении вопроса применения дисциплинарного взыскания в отношении депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова Вячеслава Павловича, в связи с полученными результатами проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом, согласно которых установлено:
- в справке о доходах за 2016 год в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» указан доход в сумме <данные изъяты> руб., полученный от сдачи в аренду недвижимого имущества (нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, - 15 кв.м.). Согласно информации, представленной Управлением ФНС по Республике Крым от 26.12.2018 г. исх. №15-25/04990дсп, сумма дохода составила <данные изъяты> руб., разница в сумме составляет <данные изъяты> руб. По данному факту Степанов В.П. пояснил Комитету, что произошла техническая ошибка при заполнении справок о доходах (своих) за 2016 год;
- в справке о доходах за 2016 год в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» отражен доход в сумме <данные изъяты> руб., за 2017 год в сумме <данные изъяты> руб., полученный от сдачи в аренду недвижимого имущества (квартира, расположенная по адресу: <адрес>, - 90,5 кв.м.). Согласно информации, представленной Управлением ФНС по Республике Крым от 26.12.2018 г. исх. № 15-25/04990дсп, сведения о доходах не подтверждаются. По данному факту Степанов В.П. пояснил Комитету, что квартиру по вышеуказанному адресу сдавал в аренду как физическое лицо, доход получал;
- в справке о доходах за 2017 год в строке 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» отражен доход в сумме <данные изъяты> руб., полученный от сдачи в аренду недвижимого имущества (нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.). Согласно информации, представленной Управлением ФНС по Республике Крым от 26.12.2018 г. исх. № 15-25/04990дсп, сумма дохода составила <данные изъяты> руб., разница в сумме <данные изъяты> руб. По данному факту Степанов В.П. пояснил Комитету, что произошла техническая ошибка при заполнении справок о доходах (своих) за 2017 год;
- в справках о доходах супруги Степановой Е.А., несовершеннолетних детей Степанова Г.В., Степанова Е.В. за 2017 год в подразделе 6.1 «Объект недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» раздела 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» не отражен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кв.м., находящийся в пользовании. По данному факту Степанов В.П. пояснил Комитету, что произошла техническая ошибка при заполнении справок о доходах супруги и несовершеннолетних детей за 2017 год;
- по информации, представленной прокуратурой города Евпатории Республики Крым о том, что на имя Степанова В.П. 28.03.2014 года открыт банковский счет в ПАО Банк «Первомайский», в справках о доходах за отчетные 2015, 2016, 2017 г.г. в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» данная информация не отражена. По данному факту Степанов В.П. пояснил Комитету, что фактически счет открывал, но им не пользовался, движения денежных средств по счету не было, закрыть счет не представляется возможным, поскольку ПАО Банк «Первомайский» находится в стадии ликвидации.(л.д. 8-10)
Заявление Главы Республики Крым обсуждалось 01.04.2019 г. на заседании профильного ответственного комитета по вопросам нормотворческой деятельности, регламента, депутатской этики, связям с общественностью, взаимодействию с правоохранительными органами, информационной политике, межнациональным отношениям, местному самоуправлению, противодействия коррупции, по результатам обсуждения был согласован проект решения Евпаторийского городского совета о рассмотрении заявления Главы Республики Крым на заседании очередной 88-й сессии городского совета. (.л.д 39, 43)
Решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 03.04.2019 г. № 1-88/12 заявление Главы Республики Крым принято к сведению, с учетом неумышленного представления депутатом Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва - Степановым В.П. недостоверных неполных сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги за отчетные периоды 2015, 2016 и 2017 годы, отсутствия вредных последствий, с учетом осуществления депутатом полномочий на непостоянной основе, депутату Степанову B.П. указано на неукоснительное соблюдение требований Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции и недопустимости, в дальнейшем предоставления недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, в связи с невозможностью применения мер дисциплинарного взыскания. (л.д. 44, 45-47)
Прокуратурой города Евпатории 17.05.2019 г. Главе муниципального образования городской округ Евпатория - Председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с тем, что решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 03.04.2019 г. № 1-88/12 заявление Главы Республики Крым принято к сведению, однако, в противоречие Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова B.П. и не принято соответствующее решение. (л.д. 12-13)
Решением Евпаторийского городского совета от 18.06.2019 г. № l-91/5 представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 17.05.2019 г. отклонено. (л.д. 48)
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 10, 10.1 ст. 40 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, а также в иных случаях установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в части признания незаконным бездействия Евпаторийского городского совета Республики Крым по не рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова В.П., а также по непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата Степанова В.П., учитывая, что последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным.
Вместе с тем учитывая положения пункта 33 части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции", части 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 132-ФЗ", в силу которых осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района является прерогативой представительного органа муниципального образования, а решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято только представительным органом муниципального образования, суд считает необходимым отказать в иске в части прекращения полномочий депутата Евпаторийского городского совета Степанова В.П..
В соответствии с положениями ст. 12 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган местного самоуправления в пределах своих полномочий принимает нормативные правовые акты, решения по вопросам местного значения.
Из смысла указанных положений закона следует, что только органы местного самоуправления, в том числе и его представительный орган, наделены полномочиями по принятию соответствующих решений по вопросам местного значения. Иные государственные органы и ветви власти не вправе вмешиваться в указанную деятельность.
Принятие конкретного решения о прекращении полномочий депутата являлось бы вмешательством суда в деятельность органа местного самоуправления, что на основании вышеуказанных положений закона недопустимо.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление И.о. прокурора г. Евпатории в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица депутат Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанов Вячеслав Павлович, Комитет по противодействию коррупции Республики Крым о признании бездействия незаконным, решения Евпаторийского городского совета Республики Крым № 1-91/5 от 18.06.2019г. незаконным, прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Степанова В.П. – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Евпаторийского городского совета Республики Крым по не рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Евпаторийского городского совета Республики Крым Степанова Вячеслава Павловича.
Признать незаконным бездействие Евпаторийского городского совета Республики Крым по непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата Степанова Вячеслава Павловича.
Признать незаконным решение Евпаторийского городского совета от 18.06.2019 №1-91/5 «О рассмотрении представления прокурора г. Евпатории» незаконным.
В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления И.о. прокурора г. Евпатории - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья А.И. Лантратова