24OS0000-01-2020-000324-71
Дело № 3А-527/2020
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Заря» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Птицефабрика «Заря» обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что является арендатором земельного участка имеющего кадастровый номер №, расположенного по адресу: Россия<адрес> кадастровой стоимостью 1 028 467 рублей, определенной по состоянию на 27.07.2018 года.
По итогам независимой оценки, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 27.07.2018 года составляет 415 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является арендатором данного земельного участка, а арендная плата рассчитывается с учетом размера его кадастровой стоимости.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости 415 000 рублей.
Административный истец, правительство Красноярского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Емельяновского района Красноярского края надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Управление Росреестра по Красноярскому краю представило суду письменные пояснения, согласно которых ни Росреестр, ни Управление не наделены полномочиями по утверждению результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Администрация п. Емельяново, МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации поселка Емельяново» представили суду письменные пояснения, согласно которых не возражают против удовлетворения заявленных требований, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
МКУ «Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» представило суду письменные пояснения, согласно которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований, дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей участвующих по делу лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 028 467 рублей, определенной по состоянию на 27.07.2018 года, что подтверждается договором аренды № 0091 от 01.11.2018 года (л.д.15-19), договором уступки прав аренды земельного участка от 23.11.2018 года (л.д.13-14), выпиской из ЕГРН (л.д.83).
В соответствии с Приложением к указанному договору аренды земельного участка, расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д.18).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 76/19 от 24.10.2019 года, выполненный ООО «Центр экспертизы и оценки» (оценщик ФИО3), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 27.07.2018 года составляет 415 000 рублей (л.д. 21-87).
24 декабря 2019 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, которое решением комиссии от 24.01.2020 года № 18 оставлено без удовлетворения (л.д.90-91).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Оформление и содержание отчета об оценке № 76/19 от 24.10.2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 27.07.2018 года составляет 415 000 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку размер арендной платы рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена по состоянию на 27.07.2018 года равной его рыночной стоимости, в размере 415 000 рублей, что подтверждено соответствующими доказательствами.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 24 декабря 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Заря» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 415 000 рублей, по состоянию на 27 июля 2018 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Заря» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 24 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 02 июня 2020 года.