№ 88-10807/2023
59RS0022-01-2022-001811-75
мотивированное определение
составлено 22 июня 2023 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 21 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К.,
судей Ишимова И.А., Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-463/2022 по иску Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности
по кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав возражения прокурора Трошкиной А.В. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю, в котором с учетом уточнений просил возложить на СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- привести в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон о содержании под стражей), п. 2.7 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, пол, стены и потолок первого и второго этажей режимного корпуса № 1;
- в соответствие с требованиями ст.ст. 16, 23 Закона о содержании под стражей, п. 28 главы V Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110, оборудовать радиодинамиком для вещания общегосударственной программы камеры №№ 1-26, №№ 32-59;
- в соответствие с требованиями ст.ст. 16, 23 Закона о содержании под стражей, п. 28 главы V Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110, оборудовать тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора камеры №№ 7, 10, 13, №№ 43-50, №№ 59-60, №№ 62-64, №№ 66-68, 70, 72,82;
- в соответствие с требованиями ст.ст. 16, 23 Закона о содержании под стражей, п. 28 главы V Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110, оборудовать все камеры СИЗО (№№ 1-100) мебелью, а именно столами, скамейками согласно предъявляемым к ним требованиям приказом ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России»;
- привести в соответствие с требованиями ст. 23 Закона о содержании под стражей, п. 14.10 СП 247.1325800.2016 дощатые полы в камерах №№ 94, 95, 97, 99;
- привести в соответствие с требованиями ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание режимного корпуса № 1 в районе камер №№ 60-63, а именно устранить выпучивание кирпичей облицовочного слоя здания;
- привести в соответствие с требованиями ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» прилегающую к зданию режимного корпуса № 2 территорию в районе карцеров, а именно оборудовать отмостку возле здания;
- привести в соответствие с требованиями ст. 23 Закона о содержании под стражей, с требованиями п. 14.9 СП 247.1325800.2016 пол и потолок в камере № 3, пол в камере № 46, а именно восстановить целостность пола и потолка после демонтажа печного отопления;
- привести в соответствие с требованиями ст. 23 Закона о содержании под стражей, с требованиями пп. 14.2, 14.10, 14.12 СП 247.1325800.2016 стены в прогулочных дворах № 1, № 2, № 7, стены и полы в прогулочных дворах № 4, № 5, № 6, № 8, № 9, № 10 – режимного корпуса № 1.
Также прокурор просил обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по устранению перечисленных выше нарушений действующего законодательства.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 марта 2023 года, на ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести указанные прокурором в иске мероприятия. Также возложена обязанность на ФСИН России в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по устранению нарушений действующего законодательства. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю просят судебные акты отменить. Указывают, что функции и полномочия учредителя ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, в том числе по доведению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств. Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ. Считают, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета. Возложение на ФСИН России указанной выше обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Представители ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, усматривает приведенные выше основания для их отмены в части.
Судами на основании результатов прокурорской проверки, представленных в деле фотографий установлены нарушения действующего законодательства в части материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-3, а именно: в коридорах на первом и втором этажах режимного корпуса № 1 имеются многочисленные дефекты плитки пола, а также дефекты окраски стен и потолка, следы потеков; не все камеры оборудованы радио-точками, не оборудованы камеры №№ 1-26, 32-59; не оборудованы тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора камеры №№ 7,10,13, с 43 по 50, 59, 60, 62, 63, 64, 66, 67, 68, 70, 72, 82; во всех камерах режимных корпусов мебель находится в неудовлетворительном техническом состоянии деревянные столешницы и сиденья частично отсутствуют, имеют сколы и необработанные края, толщина деревянных сидений значительно меньше высоты металлического профиля, из которого изготовлен каркас скамеек. Металлические каркасы имеют необработанные острые края, выступающие элементы. В камерах №№ 94, 95, 97, 99 в дощатых полах множественные крупные щели, частично отсутствуют доски. Не устранено нарушение в виде выпучивания кирпичей облицовочного слоя здания режимного корпуса № 1, в районе камер 60-63. В районе карцеров у режимного корпуса № 2 нет отмостки возле здания, что способствует попаданию ливневой воды к фундаменту здания и в камеры карцеров. В прогулочном дворе № 1 следует восстановить часть кирпичной стены между двором и лестничным маршем; в прогулочном дворе № 2 следует восстановить часть кирпичной кладки стены; в прогулочном дворе № 7 необходимо восстановить часть кирпичной кладки стены (старая вентиляционная шахта); в прогулочных дворах №№ 4, 5, 6, 8, 9, 10 необходимо проведение текущего ремонта штукатурки стен и напольного покрытия.
В целях устранения выявленных нарушений Кизеловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ СИЗО-3 20 мая 2022 года было внесено представление. Также прокурором Пермского края 04 марта 2022 года по результатам проведенной в феврале 2022 года проверки учреждений УИС, в том числе и ФКУ СИЗО-3 в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа ФКУ СИЗО-3 Кизеловскому прокурору по соблюдению законов в исправительных учреждениях от 28 июня 2022 года следует, что для проведения ремонтных работ в режимных корпусах № 1 и № 2 в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю были направлены заявки на выделение денежных средств 25 мая 2021 года, 10 октября 2021 года; для составления локального сметного расчета на капитальный ремонт камер режимного корпуса № 1 в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю 21 мая 2021 года, 10 октября 2021 года дефектный акт с указанием необходимых запланированных работ. Учреждению для проведения текущих ремонтов помещений выделены лимиты бюджетного финансирования в размере 100 000 руб. По результатам рассмотрения представления за ненадлежащее материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых, осужденных содержащихся в ФКУ СИЗО-3 заместителю начальника учреждения Дороднову А.А. объявлен выговор публично в устной форме, начальнику ОКБИ и ХО Мансуровой О.И. объявлен замечание публично в устной форме.
Согласно представленной ФКУ СИЗО-3 справке от 31 октября 2022 года в период с 01 января 2022 года по 01 ноября 2022 года учреждению были выделены лимиты бюджетных обязательств для проведения текущих ремонтов в сумме 220 000 руб., из них освоено 120 000 руб.
В справке от 09 ноября 2022 года ФКУ СИЗО-3 указано, что согласно представлению прокуратуры от 10 октября 2022 года учреждением проведена работа по устранению выявленных недостатков. В части устранения недостатков в камерах режимных корпусов №№ 1 и 2 неоднократно направлялись заявки в ОКС и Р ГУФСИН России по Пермскому краю на выделение денежных средств и дефектные акты на текущий ремонт камер. 03 ноября 2022 года направлено письмо с обращением организовать совместную встречу на территории ФКУ СИЗО-3 для последующего составления комиссионных дефектных актов и локально-сметной документации сотрудниками ГУФСИН России по Пермскому краю на все объекты и сооружения, нуждающиеся в капитальном ремонте.
Из представленной ФКУ СИЗО-3 справки от 15 декабря 2022 года следует, что мебель, находящаяся в камерах режимного корпуса № 1 (лавки, столы), введена в эксплуатацию с 1947 года, мебель в режимном корпусе № 2 введена в эксплуатацию с 1997 года. Замена мебели не производилась, в период износа производится косметический ремонт, а именно проводились необходимые восстановительные работы в виде сварки и замены дощатого покрытия.
Как указано в бухгалтерской справке от ФКУ СИЗО-3 от 14 декабря 2022 года, согласно данным бухгалтерского учета столы и лавки, установленные в камерных помещениях режимных корпусов №№ 1 и 2, на балансе учреждения не числятся.
В камерах № 94, № 95, № 97, № 99 в дощатых полах множественные крупные щели (частичное отсутствие досок).
Данные нарушения уже выявлялись прокуратурой Пермского края при проведении проверки в феврале 2022 года, в адрес руководства ФКУ СИЗО-3 и ГУФСИН России по Пермскому краю информация о выявленных нарушениях доводилась, были внесены представления.
Требования прокурора администрацией ФКУ СИЗО-3 исполнены не были.
В апреле 2022 года Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка ФКУ СИЗО-3 с привлечением специалистов Отдела капитального строительства и ремонта ГУ ФСИН России по Пермскому краю.
Согласно справке по совместному обходу от 27 апреля 2022 года, составленной инженером ОКС и Р Бенгард А.В., установлены следующие нарушения: выпучивание кирпичей облицовочного слоя здания режимного корпуса № 1 в районе камер №№ 60-63; в районе карцеров у режимного корпуса № 2 нет отмостки возле здания, что способствует проникновению ливневой воды к фундаменту здания и в камеры карцеров; в камере № 46 режимного корпуса № 1 отсутствует часть пола после демонтажа печной системы отопления; в прогулочном дворе № 1 отсутствует часть кирпичной кладки стены между двором и лестничным маршем (режимный корпус № 1); в прогулочном дворе № 2 отсутствует часть кирпичной кладки стены между двором и лестничным маршем (режимный корпус № 1); в прогулочном дворе № 7 отсутствует часть кирпичной кладки стены – старая вентиляционная шахта (режимный корпус № 1); в прогулочных дворах №№ 4, 5, 6, 8, 9, 10 во многих местах на стенах отсутствует штукатурка, имеются выбоины в напольном покрытии.
По выявленным нарушениям прокуратурой 20 мая 2022 года в адрес начальника ФКУ СИЗО-3 было внесено представление.
Проведенная в октябре 2022 года проверка показала, что указанные выше нарушения до настоящего времени не устранены.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходя из выявленных прокурором нарушений, пришел к выводу о возложении на ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по их устранению. Также с учетом положений ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», приняв во внимание, что собственником имущества ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю, в котором допущены нарушения, для устранения которых требуется дополнительное финансирование, является Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России, пришел к выводу о возложении на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение необходимых работ по устранению нарушений.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда и их правовым обоснованием, не усмотрев оснований для вывода о допущенном судом первой инстанции вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность ответчиков, указав также, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от ответственности за неисполнение законодательно установленных требований. Кроме того, судебная коллегия краевого суда не усмотрела вмешательства в финансовую деятельность органа исполнительной власти, поскольку суд не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а фактически указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства.
Поскольку выводы судов о возложении на ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности устранить выявленные судом нарушения не оспариваются, проверке в кассационном порядке они в силу ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ не подлежат.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к ФСИН России.
В соответствии с положениями ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Возлагая на ФСИН России обязанность обеспечить финансирование заявленных в иске прокурором мероприятий, суды нижестоящих инстанций не учли требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустили тем самым нарушение установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей. Понуждение ФСИН России к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в связи с нарушением норм материального права подлежат отмене в части удовлетворения требований к ФСИН России с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении таких требований. В остальной части судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кизеловского городского суда Пермского края от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 марта 2023 года отменить в части удовлетворения требований о возложении на ФСИН России обязанности в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по устранению нарушений действующего законодательства.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Кизеловский прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи