№ 11-9/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
пгт. Ленинское 26 октября 2020 года
Шабалинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Олина П.В.,
при секретаре Огарковой А.Л.,
с участием помощника прокурора Шабалинского района Кировской области Червоткиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 48 Шабалинского судебного района Кировской области от 18.08.2020 года по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту интересов Озеровой Н.С. к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ» о возмещении затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг в виде отопления и освещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился к мировому судье с иском в защиту интересов Озеровой Н.С. к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ» о взыскании расходов, понесенных на оплату коммунальных услуг, указывая, что истец проживает в поселке городского типа Ленинское Шабалинского района Кировской области. В период времени с 03.09.1985 по 31.01.2020 работала в должности медицинской сестры поликлиники, медицинской сестрой по массажу КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ», перерывов в стаже не имеет. В соответствии с действующим законодательством имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, однако указанные льготы в полном объеме ей не предоставляются. До 01.01.2005 имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением на основании п. 9 ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, как работник со средним медицинским образованием государственной системы здравоохранения, работающая и проживающая в посёлке городского типа и пользовалась данными льготами. За период с июля 2018 года по январь 2020 года ею оплачены жилищно-коммунальные услуги за отопление и освещение в размере 27186,26 рублей, данные расходы возмещены ей лишь частично в размере 11932 рублей, соответственно, сумма излишне уплаченных ею денежных средств за коммунальные услуги составила 15254,26 рублей, которые просит взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» и с КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ» солидарно.
Решением мирового судьи судебного участка № 48 Шабалинского судебного района Кировской области от 18.08.2020 года с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Озеровой Н.С. взыскано 15254,26 руб. в счет компенсации затрат на оплату коммунальных услуг по освещению, отоплению за период с июля 2018 года по январь 2020 года включительно, понесенные Озеровой Н.С. в период с октября 2018 года по июль 2020 года. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство финансов Кировской области обратилось с апелляционной жалобой, указывая, что установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область. Эта дополнительная мера социальной поддержки указанных работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01.01.2005 года. Если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 года, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 г. Право на компенсацию в прежнем объеме после 01.01.2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными до 01.01.2005 года (т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Ранее указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение не предоставлялись. Данные факты должны подтверждаться допустимыми доказательствами. На субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячная 100 % компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. Данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 г. за счет средств Федерального бюджета. Просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании заместитель прокурора Шабалинского района Кировской области Игошин С.Г. просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Озерова Н.С. в судебном заседании не участвует, о времени месте рассмотрения дела уведомлена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Возражений относительно апелляционной жалобы не предоставила.
Представитель ответчика Министерства финансов Кировской области в судебном заседании не участвует, о времени месте рассмотрения дела уведомлена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ» в судебном заседании не участвует, о времени месте рассмотрения дела уведомлена, в судебном заседании не участвует, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Возражений относительно апелляционной жалобы не предоставила.
Представитель третьего лица, УФК по Кировской области в судебном заседании не участвует, о времени месте рассмотрения дела уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на апелляционную жалобу просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица, КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» в судебном заседании не участвует, о времени месте рассмотрения дела уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на апелляционную жалобу указал на ее обоснованность.
Выслушав заключение заместителя прокурора, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Пунктом 50 статьи 35 указанного Федерального закона N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно части 5 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ следует, что при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, органы местного самоуправления обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 07.08.2008 N 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
Таким образом, действующее правовое регулирование обеспечивает возможность сохранения льгот после 31.12.2004 года, при том, что именно орган государственной власти вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц.
Судом установлено, что Озерова Н.С. с 1985 года до 31.01.2020 года работала медицинским работником в КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ», После 01.01.2005 года по 31.01.2020 года трудовые отношения с КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ» не прекращала. Зарегистрирована с 08.02.1994 года по настоящее время по адресу: <адрес> пгт. Ленинское <адрес>.
Согласно справке КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе (отдел в пгт. Ленинское) от 09.07.2020 года истцу произведена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения с июля 2018 года по январь 2020 года, которая составила 11932 рублей.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы государственной власти субъекта РФ в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Органами государственной власти Кировской области правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки работников организаций здравоохранения, находящихся в их ведении, в объеме, не ниже предоставлявшемся им до 01.01.2005 г., не принимались, что противоречит требованиям ч. 1, 2 ст. 153 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, а также выявленному Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П конституционно-правовому смыслу ч.1 ст. 153 ФЗ №122.
С учетом того, что после 01.01.2012 года учреждение здравоохранения, в котором работает истец, передано в ведение субъекта РФ, в соответствии со ст. 16, 126 Гражданского кодекса РФ и п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» надлежащим ответчиком по требованиям о полном возмещении убытков в данном случае признается соответствующее публично-правовое образование - Кировская область, которое возмещает убытки за счет своего нераспределенного имущества - казны (ст. 1069, абз. 2 п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ), представителем которой является Министерство финансов Кировской области (ст. 1071 Гражданского кодекса РФ).
В связи с чем, мировой судья пришел к правильному выводу о возмещении расходов Министерством финансов Кировской области, а в иске к КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ» обосновано отказано.
Разрешая вопрос об удовлетворении исковых требований по взысканию расходов на отопление, электроснабжение, мировой судья сделал правильный вывод о возмещении данных расходов в соответствии с требованиями части 2 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья», действовавшим до 01.01.2005 года, частями 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Согласно части 2 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья», действовавшим до 01.01.2005 года, право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на бесплатную жилую площадь обозначает освобождение от платы за жилое помещение.
Размер возмещения расходов обоснованно установлен с учетом требований частей 1 и 2,4 статьи 154 ЖК РФ.
Согласно представленным документам и расчетам истцом за период с июля 2018 года по январь 2020 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, за потребленную электроэнергию оплачено 5750,14 рублей, за отопление – 21436,12 рублей, а всего 27186,26 рублей.
Разница между затраченными истцом денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 15254,26 рублей (27186,26 рублей - 11932 рублей).
Представленными в деле письменными доказательствами (сведениями о льготах по коммунальным услугам Шабалинской ЦРБ за 2001, 2002 годы) подтверждается, что до 01.01.2005 г. истец, как медицинский работник, реализовала возникшее у нее в связи с проживанием и работой в сельской местности право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поэтому доводы жалобы ответчика в этой части суд находит необоснованными.
Расчет подтверждается письменными доказательствами – справкой о расчетах за потребленную услугу электроснабжения, выпиской из лицевого счета ООО «Шабалинское ЖКХ». При этом закон не содержит правил, запрещающих использование указанных доказательств.
Достоверность доказательств проверялась судом и ответчиком не опровергнута.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований по приведенным ответчиком доводам для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329, 335.1ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 48 Шабалинского судебного района Кировской области от 18 августа 2020 года по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту интересов Озеровой Н.С. к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Шабалинская ЦРБ» о взыскании расходов, понесенных на оплату коммунальных услуг, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия.
Мотивированное определение изготовлено 26 октября 2020 года.
Судья П.В. Олин