Дело № 2а-1487/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 21 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Кириллова А.Н. к федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России» и Федеральной службе исполнения наказаний России о присуждении денежной компенсации,
установил:
Кириллов А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казённому учреждению здравоохранения «МСЧ-11 ФСИН России» (далее также – МСЧ) о присуждении денежной компенсации, в обоснование требований указав, что ответчик допустил оказание медицинской услуги ненадлежащего качества.
Определением суда от 28.03.2022 уточнён состав участников: к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – УФСИН России по РК.
Стороны и заинтересованное лицо в суд не прибыли, своих представителей не направили. Исковое заявление не содержит ходатайство истца о проведении судебного заседания посредством использования систем ВКС.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил провести судебное заседание без участия данных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Кириллов А.Н. отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В обоснование заявленных требований, истец указывает, что ему ненадлежащим образом оказывалась медицинская помощь, в частности, по заболеванию , в период с 16.08.2018 по 05.10.2021 (с учётом уточнений иска – определение от 19.10.2021,
л.д. 41)
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Правовое регулирование медицинской деятельности осуществляется на основании норм Конституции Российской Федерации, а также ГК РФ, Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).
Статьи 18 и 19 ФЗ № 323 предусматривают, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ст. ст. 4 – 5 ФЗ № 323 основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Статьёй 6 названного Федерального закона установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который обеспечивается путём соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; оказания медицинской помощи пациенту с учётом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.
В статье 19 ФЗ № 323 перечислены права пациента, включая право на диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (подпункт 2); облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами (подпункт 4); возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи (подпункт 9).
В числе обязанностей медицинских организаций, предусмотренных ст. 79 ФЗ № 323, указаны: обязанность оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи; вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения.
Некачественное оказание медицинской помощи – оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.
Одним из видов оказания медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).
Согласно статье 98 ФЗ № 323 медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В ходе судебного разбирательства, назначено проведение судебной экспертизы – определение от 19.10.2021 (л.д. 41-42), с целью установления следующих вопросов: какие заболевания имеются у истца, когда выявлены? Обращался ли истец к медицинским работникам во время отбывания наказания, в период с 16.08.2018 по 05.10.2021? Соответствовало ли лечение медицинским стандартам?
Согласно заключению № 03/262-21/262-21(п), экспертов ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы», истец страдает заболеванием и ему назначено соответствующее лечение.
В соответствии со ст. 82 КАС РФ эксперт дает заключение в письменной форме. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, согласно этой норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
От сторон и заинтересованного лица возражений на результаты экспертного исследования не поступило.
Изучив экспертное заключение, суд приходит к выводу о его относимости, допустимости, достоверности и принимает в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу. Выводы экспертов, изложенные в заключении, основаны на материалах дела и не противоречат обстоятельствам, установленным по делу.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Разрешая требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждений, следует в первую очередь опираться не на формальное соответствие, либо несоответствие установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания истца в исправительном учреждении, а смотреть более широко и принимать во внимание те критерии, которые содержатся в положениях статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. К таковым относятся длительность периода пребывания в ненадлежащих условиях содержания, наличие компенсаторных механизмов, наступление крайне неблагоприятных последствий вследствие допущенного незаконного бездействия административного ответчика.
В настоящем случае, экспертами выявлены нарушения соответствующих медицинских стандартов, в частности, не была соблюдена периодичность диспансерного наблюдения, а именно: кратность осмотра врачом-инфекционистом, минимальное общеклиническое обследование (фактически проводилось реже, чем один раз в шесть месяцев). Между тем, истцу назначалось лечение гепатопротекторами – в феврале 2020 года амбулаторно и в июле 2021 года в условиях стационара, однако данное лечение назначалось в профилактических целях, т.е. дополнительно, поскольку вне обострений хронической патологии печени такое лечение медицинским стандартом в обязательном порядке, не предусмотрено. За период наблюдения признаков ухудшения состояния здоровья, которое может быть связано с выявленными дефектами оказания медицинской помощи, не зафиксировано.
Таким образом, коль скоро в настоящем случае идёт речь о применении ст. 227.1 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку несоблюдение медицинского стандарта (частота диспансерного наблюдения) было компенсировано назначением дополнительного лечения, т.е. компенсаторный механизм был применён.
В этой связи, следует констатировать, что доводы административного иска не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а иск следует считать заявленным безосновательно. Оснований для взыскания денежной компенсации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Титова Р.Е. к федеральному казённому учреждению исправительная колония
№ 8 Управления ФСИН России по Республике Коми, Федеральному казённому учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России и Федеральной службе исполнения наказаний России о присуждении денежной компенсации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2022 года.
11RS0001-01-2021-015074-25