Гр. дело № 2- 45/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тобольск ДД.ММ.ГГГГ года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Зульбугаровой Е.А.
при секретаре Оганесян Л.А.
с участием: и.о. прокурора Тобольского района Тюменской области Толмачевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № года по иску и.о.прокурора Тобольского района Тюменской области Бабаяна А.А., действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Тобольского района Тюменской области Бабаян А.А., действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет»- информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, указывая, что прокуратурой Тобольского района в рамках исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организациями, занимающимися данным видом деятельности, в том числе через сеть Интернет, проведен мониторинг размещенной на сайтах сети «Интернет» информации. По результатам выявлена страница: <данные изъяты> содержащая информацию, направленную на продажу алкогольной продукции дистанционным способом.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных: федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу положений ч.6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон о регулировании производства и оборота алкогольной продукции) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно положениям пункта 3 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) особенности купли-продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
В силу положений, установленных пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
В нарушение указанных положений закона, на интернет-сайте <данные изъяты> содержится информация о доставке алкогольной продукции в ночное время. То есть с помощью данного сайта осуществляется незаконная реализация, распространение алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе в ночное время, при этом, ограничения по возрасту посетителей интернет страниц не имеется, что создает реальную возможность ее приобретения несовершеннолетними.
Между тем, согласно п.2 ч.2 ст.5 ФЗ от 29.12.2010 года № 436 -Федерального закона от 29.12.2010 года « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию, относиться к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение с использованием информационнотелекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», информации направленной на дистанционную реализацию алкогольной продукции.
Пунктом 1 статьи 9 Закона об информации установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в. Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи
Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений п.6 ст.10 и п.1 ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация о совершении хищений товаров из магазинов и торговых центров, за которые предусмотрена уголовная ответственность), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, обеспечения законопослушного поведения граждан Российской Федерации.
С учетом положений пункта 3 статьи 11 ГПК РФ исковые требования о признании информации, направленной на дистанционную реализацию алкогольной продукции, размещенной в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> могут быть рассмотрены федеральным судом по месту их обнаружения.
Указанная выше интернет страница, выявлена прокуратурой Тобольского района в ходе осуществления мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть интернет по адресу: <адрес>
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобретение алкоголя дистанционным способом, в том числе в ночное время, ставит под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данного продукта, поскольку проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно.
В судебном заседании и.о. прокурора Тобольского района Тюменской области Толмачева Т.В. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в суд не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен, полагает возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Дело, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного представителя заинтересованного лица.
Выслушав и.о. прокурора Тобольского района Тюменской области Толмачеву Т.В., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование требований к заявлению приложены:
рапорт помощника прокурора Тобольского района Тюменской области Шлапакова В.А. от 29.12.2016 года, содержащий сведения о том, что прокуратурой Тобольского района, в рамках исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организациями, занимающимися данным видом деятельности, в том числе через сеть Интернет, проведен мониторинг размещенной на сайтах сети «Интернет» информации. По результатам выявлена страница: <данные изъяты> содержащая информацию. направленную на продажу алкогольной продукции дистанционным способом.
скриншот с интернет - страницы, расположенный в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>
скриншот с интернет - страницы, свидетельствующий об отсутствии в едином реестре доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч.6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон о регулировании производства и оборота алкогольной продукции) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно положениям пункта 3 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) особенности купли-продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
В силу положений, установленных пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
В нарушение указанных положений закона, на интернет-сайте <данные изъяты> содержится информация о доставке алкогольной продукции в ночное время. То есть с помощью данного сайта осуществляется незаконная реализация, распространение алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе в ночное время. Указанная реализация осуществляется с помощью скрытой формы продажи, путем продажи алкогольной продукции.
Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение с использованием информационнотелекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», информации направленной на дистанционную реализацию алкогольной продукции.
Пунктом 1 статьи 9 Закона об информации установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в. Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи
Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений п.6 ст.10 и п.1 ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация о совершении хищений товаров из магазинов и торговых центров, за которые предусмотрена уголовная ответственность), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, обеспечения законопослушного поведения граждан Российской Федерации.
С учетом положений пункта 3 статьи 11 ГПК РФ исковые требования о признании информации, направленной на дистанционную реализацию алкогольной продукции, размещенной в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> могут быть рассмотрены федеральным судом по месту их обнаружения.
Указанная выше интернет страница, выявлена прокуратурой Тобольского района в ходе осуществления мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть интернет по адресу: <адрес>
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобретение алкоголя дистанционным способом, в том числе в ночное время, ставит под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данного продукта, поскольку проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и.о.прокурора Тобольского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление и.о.прокурора Тобольского района Тюменской области Бабаяна А.А. удовлетворить.
Признать информацию, направленную на дистанционную реализацию алкогольной продукции, распространенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд Тюменской области в течение месяца с момента его вынесения.
Председательствующий: