25RS0039-01-2020-001828-38
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 декабря 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
судей Судницыной С.П. и Туктамышевой О.В.
при секретаре Салмине В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой М.В. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края об обжаловании решения по апелляционной жалобе Яковлевой М.В. на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 9 июля 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., пояснения представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Майер А.Д., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Яковлева М.В. обратилась в суд административным иском в котором просила признать незаконным и недействующим с момента издания распоряжение главы администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене распоряжения администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №р «О предварительном согласовании предоставления Яковлевой М.В. земельного участка».
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 846 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации Надеждинского муниципального района Султановым А.В. издано распоряжение № «О предварительном согласовании предоставления Яковлевой М.В. земельного участка» которым на Яковлеву М.В. была возложена обязанность обеспечить работы по образованию земельного участка и обратиться с заявлением об осуществлении кадастрового учёта. Ею за счёт собственных средств обеспечено производство кадастровых работ с подготовкой межевого плана испрашиваемого земельного участка, а так же обращение в управление Росреестра Приморского края с целью постановки на государственный кадастровый учёт испрашиваемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 846 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №.
ДД.ММ.ГГГГ Яковлева М.В. направила в администрацию Надеждинского района заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №.
В мае 2020 года в ответ на заявление о предоставлении в аренду земельного участка получила отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании по административному делу № по административному иску Яковлевой М.В. к администрации Надеждинского муниципального района представитель административного ответчика предоставила информацию об отмене распоряжения администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года №р «О предварительном согласовании предоставления Яковлевой М.В. земельного участка». Распоряжение было отменено главой администрации Надеждинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года №-р, однако в адрес Яковлевой М.В. указанное распоряжение не направлялось.
Считает распоряжение главы администрации Надеждинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, поскольку требования об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка были соблюдены.
В судебном заседании представитель административного истца просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что оснований для отмены распоряжения у администрации не имелось. Извещение не должно размещаться на официальном сайте www.torgi.gov.ru, поскольку было размещено в СМИ. Органы местного самоуправления неверно толкуют нормы Земельного кодекса РФ.
Дело рассмотрено в отсутствии Яковлевой М.В.
Представитель административного ответчика просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о предоставлении земельного участка не было размещено, у администрации района имелись основания для отмены ранее принятого распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом вынесено указанное решение, на которое административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Яковлева М.В. обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 846 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 7.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №р Яковлевой М.В. предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
На вышеуказанный акт органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ прокурором Надеждинского района принесен протест №, во исполнение которого администрацией Надеждинского муниципального района издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене распоряжения № ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления Яковлевой М.В. земельного участка» как принятое с нарушением процедуры, установленной действующим законодательством РФ.
Письмом ДД.ММ.ГГГГ № администрация Надеждинского муниципального района сообщила Яковлевой М.В. о том, что её заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка было повторно размещено в газете «Трудовая Слава», а также размещено на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов «www.torgi.gov.ru». В связи с тем, что поступили встречные заявления по испрашиваемому Яковлевой М.В. земельному участку, будет проводится аукцион.
Отказывая в удовлетворении заявленных Яковлевой М.В. требований, суд первой инстанции в решении указал, что постановление администрации Надеждинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления Яковлевой М.В. земельного участка» принято в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ - без опубликования соответствующего уведомления на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть с нарушением публичных процедур, в связи с чем административный ответчик в порядке самоконтроля вправе был отменить распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, не противоречит действующему законодательству и не создает препятствий к реализации законных интересов и прав административного истца на приобретение земельного участка по установленной действующим законодательством процедуре.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на верном применении норм материального права.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Право органов местного самоуправления в порядке самоконтроля отменить ранее принятый ими правовой акт предусмотрено статьей 48 указанного Федерального закона, в соответствии с которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими их.
Одним из основных принципов предоставления земельных участков является эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедур по их предоставлению.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду установлен статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.
Договор аренды земельного участка может быть заключен без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
По смыслу пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 названного Кодекса, как определено в пункте 6 указанной нормы.
Официальный сайт Российской Федерации www.torgi.gov.ru определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Из обстоятельств дела следует, что решение о предварительном согласовании предоставления Яковлевой М.В. земельного участка оформленное распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № было принято административным ответчиком с нарушением установленной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры, а именно: информация о возможном предоставлении земельного участка не была размещена на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.torgi.gov.ru), на что было указанно в протесте прокуратуры Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, изначально администрацией Надеждинского муниципального района были нарушены интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, которые, обладая соответствующей информацией, могли бы принять участие в аукционе. Данные обстоятельства не оспариваются администрацией и подтверждаются материалами дела.
Опубликование извещения о возможности предоставления земельного участка в аренду лишь в муниципальной газете и на сайте администрации муниципального района не способно, в отличие от официального сайта торгов www.torgi.gov.ru, обеспечить информирование всех потенциально заинтересованных в аукционе лиц.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленные прокуратурой района нарушения, допущенные администрацией района при принятии решения о предварительном согласовании предоставления Яковлевой М.В. земельного участка, свидетельствуют о том, что данное решение является незаконным. Таким образом, отмена административным ответчиком в порядке самоконтроля незаконного решения не может нарушать прав и законных интересов административного истца. При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что на момент рассмотрения дела в суде оспариваемое Яковлевой М.В. распоряжение уже реализовано. Администрацией Надеждинского муниципального района повторно начата процедура, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса РФ по заявлению Яковлевой М.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в рамках которой административный истец не лишена права на получение земельного участка в аренду, в том числе по результатам проведения аукциона.
Доводы, указанные заявителем в апелляционной жалобе не опровергают выводов суда, а выражают лишь иное суждение относительно применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материальный закон при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 9 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи